Наталия Захарова
Занятие по формированию элементарных математических представлений. «Путешествие по сказке Корнея Чуковского «Муха Цокотуха»
Занятие по формированию элементарных математических представлений "Путешествие по сказке Корнея Чуковского «Муха Цокотуха" для детей средней группы.
Программное содержание:
• Совершенствовать счетные навыки, закрепление порядкового счета в пределах 5.
Публикация «Занятие по формированию элементарных математических представлений, „Путешествие по сказке Корнея Чуковского „Муха Цокотуха“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты по ФЭМП, сенсорике
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сказки. Конспекты по математике, ФЭМП
- Чуковский К.И. Любимый писатель
- Чуковский. Конспекты занятий
- «Муха-Цокотуха», Чуковский К.И.
- «Муха-Цокотуха». Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2012
• Умение соотносить цифру с количеством предметов.
• Сравнение совокупности предметов по количеству.
• Закрепить знание геометрических фигур.
• Умение пользоваться таблицей, ориентироваться на листе бумаги.
• Сравнить длину способом приложения.
• Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, фантазию, пространственные представления.
• Воспитывать умение работать парами, в коллективе.
Методические приемы:
• Художественное слово.
• Сюрпризный момент.
• Беседа.
• Вопросы.
• Словесные инструкции и пояснения.
• Показ.
• Обследование образца.
• Анализ занятия.
Материал :
Демонстрационный:
Плоскостные персонажи сказки «Муха Цокотуха», 5 чайных пар, таблица с геометрическими фигурами, геометрические фигуры, карточки с цифрами, 5 полосок разной длины, разного цвета, мяч, аудиозапись.
Раздаточный:
На каждого ребенка: таблицы с геометрическими фигурами, геометрические фигуры, наборы разных по длине полосок 5 штук, карточки с цифрами.
таблицы с геометрическими фигурами на каждого ребенка, геометрические фигуры на каждого ребенка (для составления сапожка, наборы чайных пар, карандаши, грамзапись, наборы разных по длине полосок 6 штук на каждого ребенка, мяч, шапочки “Насекомые”, карточки с цифрами, муляжи.
Предварительная работа :
Повторить сказку К. И. Чуковского “ Муха-Цокотуха”, вызвать у детей желание принять участие в игре.
Ход занятия
Воспитатель:
-Дети, вы любите сказки?
- А сказку Корнея Ивановича Чуковского “ Муха-Цокотуха” вы знает?
- Предлагаю отправиться в гости к Мухе-Цокотухе.
Попрошу я всех ребят Цифры все построить в ряд! Цифры наши не молчат, Цифры наши говорят: «Всех сегодня в гости звали! И с утра нас уже ждали!» Быстро собираемся, В гости отправляемся!
Но чтобы отправиться в гости нам нужно построить числовой ряд от 1 до 5. (Дети самостоятельно выстраивают числовой ряд).
Звучит аудиозапись «Песенка о сказке».
Воспитатель:
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муза по полю пошла,
Муха денежку нашла,
Пошла Муха на базар
И купила самовар.

Тараканы прибегали
Все стаканы выпивали,
А букашки по три чашки
С молочком и крендельком.
-Перечислите, кто пришел в гости Мухе-Цокотухе?
Ой как много тут гостей! Посчитайте поскорей! Сколько собралось гостей? (пять)

Муха наша растерялась : «Как гостей всех посадить?» Надо нам помочь гостям, Рассадить всех по местам. (дети рассаживают гостей)
-Для гостей мы накрыли праздничный стол. Нужно расставить чайные пары в соответствии с количеством гостей насекомых.
-Сколько нужно поставить чайных пар? (5-столько же, сколько гостей).

-Молодцы!
Воспитатель:
Приходили к Мухе блошки
Приносили ей сапожки.
-Внимательно посмотрите на сапожок. Постарайтесь запомнить, из каких геометрических фигур состоит сапожок. Запомнили? Хорошо! А теперь по памяти составьте такой же сапожок из набора геометрических фигур, которые лежат у вас на столах.
Далее дети самостоятельно проверяют правильность выполнения задания по образцу.

-Какие геометрические фигуры вы использовали?
-А теперь соедините свои сапожки в пары: сдвиньте свою фигуру с фигурой вашего “соседа”.
А сапожки не простые,
В них застежки золотые.
Звучит фонограмма (музыка).
Вдруг какой-то старичок-Паучок.
Нашу Муху в уголок поволок.
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить.
Дорогие гости, помогите,
Муху вы освободите!

Воспитатель:
-Нужно срочно спасать нашу Муху-Цокотуху, распутать паутинку.
-У вас есть конверты с шестью полосками разными по цвету и длине. Нужно выложить эти полоски на карточке от самой короткой до самой длинной.
-Какого цвета сама короткая паутина? Какого цвета самая длинная полоска-паутинка?
Физкультминутка:
Шел один я по дорожке, а за мною шли две ножки. Прибежали три мышонка, Ой, мы видели котенка. У него четыре лапки, а на лапках цап – царапки. Раз, два, три, четыре, пять нужно быстро убегать!
6. Воспитатель:
Но жуки червяки испугалися,
По углам, по щелям разбежалися.
-Вы хотите узнать, где спрятались “жуки-червяки”?
-Разместите геометрические фигуры разной формы и цвета в таблице.

Воспитатель:
Вдруг откуда-то летит
Маленький комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.
Подлетает к пауку,
Саблю вынимает
И ему на всем скаку
Голову срубает.
Муху за руку берет
И к окошечку ведет…
Тара-тара, тара-ра,
Заплясала Мошкара!
Слава, слава Комару – победителю
-Выходите, ребята в круг, поиграем в игру “Позови соседей числа”.
-Я бросаю мяч, называю число, а вы называете предыдущее и последующие числа.
Воспитатель:
-Ну вот, наше путешествие в гости подходит к концу. Муху мы освободили.
Звучит аудиозапись.
Входит Муха. Благодарит всех за спасение. Приглашает на свой День рождения.
-Вам понравилось? Что вам больше всего понравилось?
-А теперь давайте выложим в ряд картинки: монета, сапожок, паук, комар. Вспомним, что было сначала, что потом.
Вот и сказке конец, а кто играл с нами – молодец!