Светлана Паутонен
Занятие для детей подготовительной группы по развитию речи «Лиса и петушок»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание. Познакомить детей со знаками-символами. Формировать умение детей составлять описательный рассказ. Расширять и формировать «семантическое поле» слова «лиса». Формировать навыки диалогической речи. Развивать произвольное внимание, слуховую память, логическое мышление, зрительно-моторную координацию. Закреплять знания о живой природе. Воспитывать гуманное отношение к животному миру, чувства взаимопомощи, коммуникативных навыков.
Словарная работа: мышкует, черноглазая, острозубая.
Публикация «Занятие для детей подготовительной группы по развитию речи „Лиса и петушок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Петух, петушок. Конспекты занятий по развитию речи
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Предварительная работа: разучивание стихов, пословиц о лисице, беседы, чтение художественной литературы, рисование, лепка животного.
Материал: книга, картинки с изображением следов зверей, перо, мольберт, знаки-символы, изображение лисы, стулья, магниты, сердечки, грамзапись, палка гимнастическая, 2 обруча разного цвета, карточки-схемы, танграмм по количеству детей, ширма, костюм лисы, мягкая игрушка-петушок.
Девочка, в роли «Лисы» входит в группу, прохаживается перед гостями со словами:
- По тропинкам я хожу, (ходит, виляя хвостом)
Хвост за мною следом.
Путь я к домику держу-
Петушка проведать.
Я ему скажу: «Ах, Петя, (сложив лапки, задирает нос,
Лучший ты певец на свете. воображает, что говорит с петушком)
Спой, да не забудь спуститься!» (манит пальцем)
Хитрость- лучший друг лисицы! (убегает)
(дети входят в группу, здороваются)
- Ребята, сегодня я заглянула в книгу сказок и увидела, что петух исчез из этой книги (показывает книгу).
- Как вы думаете, куда он мог деться? (дикие, хищные звери унесли)
- А какие? (медведи, волки, лисы).
- Мы не можем бросить петушка в беде, надо его выручать. Предлагаю вам стать сыщиками.
- Давайте поищем следы (идут, находят на листах изображенные следы петушка и перо).
- Чей след? (петушиный).
- Чье перо? (петушиное).
- Смотрите, здесь еще чьи-то следы (следы лисицы)
- У нас есть следы зверей, давайте сравним их.
- Чей след? (медвежий)
- Много чьих следов? (медвежьих)
- Чей след? (волчий)
- Много чьих следов? (волчьих)
- Похожи следы?
- Нет.
- Чей след? (лисий)
- Много чьих следов? (лисьих)
- Похожи следы?
- Да.
- Теперь понятно, кто забрал петушка.
- Мы сыщики. И чтобы найти лисицу мы будем составлять ее словесный портрет, чтобы ее опознать. Но прежде чем взяться за дело, сделаем гимнастику для язычка «Лиса и петушок» :
- Лиса зубы показала (заборчик)
- Ими застучала (раскрывают и закрывают рот
с оскалом)
- Петушок голову повесил, (вытягивают губы трубочкой)
рот открывает.
- Вот охотники скачут, («Лошадки»)
- в барабаны бьют, («Дятел»)
- в трубы трубят, (губы трубочкой длинной,
произнести – ду-у-у)
- Лису хотят поймать.
- Сейчас собаки прибегут (произнести-па-па-па)
- Лису задерут! (рычат, оскалив зубы)
(испугалась лиса, убежала в дальние леса).
- Молодцы! Садитесь на стульчики (перед мольбертом).
На мольберте в центре круг, где изображена морда лисицы.
- Чья это морда? (лисья морда)
- А как ласково можно сказать? (лисья мордочка).
- Какое настроение у лисицы? (грустное, печальное).
- На подносе лежат сердечки.
- Скажите, какая бывает лисица, и подарите лисице 1 сердечко.
- Красивая, умная, хитрая, ловкая, проворная, быстрая, осторожная.
(прикрепляют сердечки вокруг лисьей морды).
- Как в сказках называют лисицу? (Лисичка- сестричка; Лиса- Патрикеевна; кумушка- лиса; лиса - всему свету краса).
- Вот и начало словесного портрета лисицы, будем ставить по кругу знаки (просит ребенка взять кружок с тремя буквами и поставить рядом с центральным кругом).
- Буква К- означает красивая, Х- хитрая, У- умная.
- Почему лисица не дружит с человеком?
(живет в лесу, строит себе жилище - роет нору, добывает себе еду, дикое, хищное животное).
- 1 нора, а много чего? (нор)
- Давайте поиграем в игру «Займи норки». Ваши стулья - это норки, слушайте задания:
- встать около норы
- встать между норами
- встать снаружи
- встать за норой
- встать перед норой
- присесть позади норы
- Молодцы! Поставим еще один кружок, где изображен домик (просит ребенка).
- Встаньте парами. Подарите друг другу такое словечко, что умеет лисица делать и зажмите его в кулачке. Я у каждого спрошу.
(Тявкать, прятаться, ловить, подкрадываться, поджидать, прыгать, рыть; если ребенок скажет- ловит мышей- воспитатель говорит- лисица мышкует, слово в копилку).
- Молодцы! Я приглашаю вас поиграть. Слушайте задания (движения под музыку) :
- Лисица подкрадывается, прячется, ловит добычу, поджидает, роет, заметает следы.
- Молодцы! Поставим следующий знак с цифрой 3 (просит ребенка).
- А вы знаете, что у лисицы тонкий слух и острый нюх?
- Для чего ей это необходимо? (хорошо слышать и легко искать добычу).
- А какие части тела помогают лисице это сделать, вы сейчас расскажите. Поиграем с палочкой – выручалочкой (ребенок называет слово и берется за палку рукой).
- Что бывает лисья (голова, морда, пасть, шея, лапа)
- Что бывает лисье (ухо, брюшко)
- Что бывает со словом лисий (хвост, нос, глаз, коготь, зуб)
- Со словом лисьи (хвосты, зубы, носы, глаза, лапы, уши, когти).
(дети садятся на стульчики)
- У лисицы черные глаза.
- Значит она какая?
- Черноглазая (повторяют хором- слово в копилку).
- Пасть с острыми зубами.
- Значит она какая?
- Острозубая (повторяют хором- слово в копилку).
- Еще прибавился знак (просит ребенка взять кружок с буквой –Ч).
- Это означает части тела лисицы.
- Из кого состоит семья лисицы? (лис, лисица, лисята).
- Значит это чья семья? (лисья)
- Дополним портрет лисицы кружком со словом «Мама» (просит одного ребенка).
- Молодцы!
- А сейчас посмотрим, как вы знаете, на кого охотиться лисица зимой и летом. Разделитесь на 2 команды. Разложите картинки в красный обруч- добыча летом, в синий- зимой (раскладывает картинки на ковре, дети находят нужные).
Для проверки задания выбирается по одному ребенку из другой команды (если до этого не говорили- ловит мышей, что значит мышкует, то воспитатель говорит об этом).
- Молодцы, поставим следующий кружок, разделенный на 2 половины, чем питается летом, чем зимой (просит ребенка).
- Пора поиграть с пальчиками «В гостях у лисички» :
- В гости к лисичке звери пришли.
- Лисичке в подарок они принесли:
- Волк- голубику
- Мишка- чернику
- Зайчонок бруснику
- А маленький ежик принес землянику.
- Подарки смущенно лиса получала
- И медом с малиной друзей угощала.
- А какие вы знаете пословицы о лисице?
- Лиса всегда сытней волка живет.
- Лиса и во сне кур считает.
- У кумушки- лисы зубки востры.
- Ей не надо пирожка, ей бы скушать петушка.
- Посмотрите на образец, подойдите к столам и составьте лисицу из треугольников (выполняют стоя у столов; воспитатель готовит картинки, раскладывая их на стулья).
(дети садятся на стулья)
- Лисица бежала, наследила. Интересно, что она написала? Возьмите карточки и прочитайте предложение (каждого спрашивает).
- Как вы думаете, у лисицы есть враги? (волки, медведи, рыси, крупные хищные птицы, охотники).
- Поставим последний кружок (просит ребенка).
- Словесный портрет лисицы готов. Кто желает рассказать про лисицу? (1 ребенок).
- Посмотрите, как понравился рассказ лисице, что произошло? (меняет морду лисы).
- Лисица стала веселой, радостной.
- А теперь составьте портрет лисицы из треугольников. Посмотрите на образец, задание усложнила. Подойдите к столам (дети выполняют задание, воспитатель оказывает помощь по мере необходимости, проверяет).
- Пора выручать петушка. Птичка- синичка рассказала мне, как домик лисы найти. Запоминайте.
- Встаньте спиной к окну, закройте глаза. Сделайте 5 шагов вперед, повернитесь налево и сделайте еще 3 шага (выполняют; ставится ширма, прячется лиса с петушком).
- Откройте глаза.
- Тихо! Наше следствие подходит к концу. Давайте позовем лисичку:
- «Лисичка, выходи!»
- Кто там, что вы хотите?
- Это мы, сыщики, отдай нам петушка!
- Как вы меня нашли?
- Нашли тебя по твоим следам!
- Ах, я так торопилась, что забыла, свои следы хвостом замести!
- Отдай нам петушка!
- Хорошо. Только сначала назовите семейку (родню) слова «Лиса».
- Лисичка, лиска, лисонька, лис, лисята, лисица, лисенок, лисы).
(отдает петушка)
- Молодцы, сыщики! И лису нашли и петушка освободили (петушок «гладит» крылом детей по голове).
- Пора возвращаться домой: На одной ножке покрутись. В детский садик возвратись!