Ольга Калинина
Заниматься дома звуковым анализом легко и просто
▼ Скачать + Заказать документы
"Легко родителям, интересно детям, просто педагогам. Занятия дома могут стать понятными, доступными, легко выполнимыми. Зачастую у родителей не хватает времени, знаний и желания выполнять домашние задания. В данном пособии все доступно. Папы и мамы сами вспомнят"все"и звуковой анализ не будет казаться, чем-то непонятным и трудным. Легко и просто задания позволяют ребенку дифференцировать твердые - мягкие звуки, их количество. Делить слова на слоги, придумывать предложения. В последствии эти знания помогают ребенку освоить чтение и письмо. Поступая в первый класс школы дети легче справляются со школьной программой. "В русском языке 33 буквы.
Публикация «Заниматься дома звуковым анализом легко и просто» размещена в разделах
Правило: «Звуки мы слышим и говорим, буквы пишем и читаем».
Звуки речи делятся на гласные и согласные.
Звуки речи
Гласные Согласные
А, У, И, О, Э, Ы, Е,Ё,Ю,Я Б,В,Г,Д,К,Л,М,Н,З,С,Р,
Т,П,Ф,Х,Ш, Ж,Щ,Ч,Й,Ц
Гласные звуки умеют петь, поэтому их называют «гласные» звуки (пропойте ааа,уууу,иии). Остальные звуки не умеют петь (произнесите отрывисто б,т,з,но они всегда согласны подпевать гласным (пааа, миии, Поэтому их назвали «согласные».Согласные делятся на твердые (к,ш,т) и мягкие (сь,пь,бь,ть)
Звуки - Ж, Ш, Ц всегда твердые, а звуки - Й,Ч,Щ всегда мягкие. Все остальные согласные звуки могут быть как твердыми, так и мягкими: (П-Пь, М-Мь и т. д.). Согласные звуки могут быть звонкими и глухими. Проверить можно так: приложите ладонь к горлу и произнесите любой согласный звук. Если горло «дрожит», то этот звук звонкий, а если «спит» - звук глухой.
Буквы Ь и Ъ знаки не имеют звука.
Слог – это часть слова. Правило: Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов». Слоги обозначаем чёрточками ___.
Ударение – это выделение голосом гласного звука в ударном слоге.
Звукослоговой анализ слова – определение количества слогов, звуков и характеристика каждого звука.
Например: слово КИТ. В слове «кит» один слог (одна черточка); звук {кь}- согласный, мягкий (кружок зеленого цвета); звук {и}- гласный (кружок красного цвета); звук {т}- согласный, твердый (кружок синего цвета)
___
Схема предложения – ребенок считает количество слов в предложении и рисует столько же длинных черточек. Например: Девочка рисует солнце.
___ ___.
1. Произнеси название предметов. Напиши в кружочках, сколько в них букв, а в квадратах – сколько звуков.
2. Раскрась схемы слов: гласные звуки красным цветом, твердые согласные - синим, мягкие согласные – зеленым.
СОБАКА ПЕТУХ
РЫБА ОЧКИ
3. Закрепите пройденные буквы АУОИЭЫ.
4. Прочитайте слоги -АУ, -ИА, -УА, -ОИ, -АЫ, -ЭУ.
Звуки П – Пь. Буква П.
1. Подбери предметы, которые начинаются на мягкий звук Пь и на твердый звук П. Проведи стрелочки к кружку соответствующего цвета.
2. Раскрась схемы слов: гласные звуки красным цветом, твердые согласные - синим, мягкие согласные – зеленым. Посчитай слоги.
ПИРОГ КОТ
3. Нади и обведи правильную букву П.
4. Прочитай слоги: -АП, - УП, -ПИ, -ПО, -ПУП, -ПА, -ПЫ, -ЭП.
Звуки Т- Ть. Буква Т.
1. Раскрась схемы слов: гласные звуки красным цветом, твердые согласные - синим, мягкие согласные – зеленым. Посчитай слоги.
2. Подбери слова к схемам
3. Прочитай.
АТ, ТО, ТОТ, ПО, ПОТ, ТЫ, ПУ, ПУТЫ, ТИ, ИТ
Звуки М - Мь. Буква М. Дай характеристику звукам М и Мь.
2. Соедини схемы с подходящими картинками
3. Прочитай.
АМ, МУ, МО, МИ, ЭМ, ОМ, МЫ, ПУМА, МАМА,
4. Обведи буквы, которыми отличаются эти слова друг от друга.
КОТ – КОМ ПУТЫ – ПУМЫ МАМА - КАМА
5. Допиши букву М
Звуки Н - Нь. Буква Н.
1. Прочитай.
АН, НУ, НО, НИ, ЭН, ОН, НЫ, НОТЫ, КОНИ, НИНА
2. Звукобуквенный анализ слов. Прочитай слова дай характеристику звукам поставь соответствующий кружок
НИНА НОТА ПОНИ
3. Придумай как можно больше слов на букву Н. За каждое слово раскрашивай по одному кружку. Если ты раскрасишь все кружки, получишь приз от мамы.
Звуки Б - Бь. Буква Б. Дай характеристику звукам Б и Бь. (согласные, звонкие, твердый Б, мягкий Бь)
1. Прочитай.
АБ, БУ, БО, БИ, ЭБ, ОБ, БЫ, БОТЫ, БОБЫ, БУМ
2. Придумай как можно больше слов на букву Н.
3. Подбери картинки к схемам и наклей или нарисуй
Звуки Г - Гь. Буква Г. Дай характеристику звукам Г и Гь. (согласные, звонкие, твердый Г, мягкий Гь)
1. Прочитай.
АГ, ГУ, ГО, ГИ, ЭГ, ОГ, ГЫ, ГОТЫ, ГОГА, ГИМН
2. Определи, где слышится звук Г в слове.
3. Составь схемы предложений. Посчитай сколько слов в предложении. (Предложение читает взрослый)
Дети играют___
Летит пушистая снежинка___
Звуки Д - Дь. Буква Д. Дай характеристику звукам Д и Дь. (согласные, звонкие, твердый Д, мягкий Дь)
1. Прочитай.
ДА, ДУ, ДО, ДИ, ЭД, ОД, ДЫ, ДОМ, ДИМА, ГОД
2. Определи, где слышится звук Д в слове.
3. Составь схемы предложений. Посчитай сколько слов в предложении. (Предложение читает взрослый, найди слова признаки, отвечают на вопрос какой, ая, ие)
У мишки теплая берлога___
На реке скользкий лед___
Побеседуйте о том, какие бывают зимние развлечения.