Татьяна Костюченко
Занимательная математика
▼ Скачать + Заказать документы
В возрасте от 4 до 5 лет дети становятся очень любознательными и задают много вопросов, поэтому их можно назвать «почемучками». Малыши живут в непосредственно воспринимаемом мире, дети старше 4 лет способны мысленно представить себе то, чего они никогда не видели. Дети любят слушать рассказы взрослых и задают множество вопросов. Мышление делает качественный скачок: ребенок выходит за пределы наличного бытия и начинает жить пусть еще ограниченном, но протяженном во времени мире. Появление у ребенка таких понятий как «сегодня» и «вчера», «сначала», «потом», позволяет перейти от накопления разрозненных впечатлений к поиску закономерностей лежащих в основе устройства мира. Организовывать в сознании ребенка поступающие впечатления дают возможность категории время, пространство и мира, выражаемые с помощью чисел. Важно, чтобы знакомство детей с математическими понятиями происходило в обычной реальной жизни, на обычных предметах, чтобы ребенок увидел, что математические понятия описывают реальный мир, а не существуют сами по себе. Основной способ познания для ребенка – ваши рассказы, ответы на вопросы, а так же ваши вопросы к нему. При поиске ответа нужно размышлять вслух вместе с ребенком. С четырех лет с ребенком необходимо беседовать серьезно: как размышляет взрослый, так будут размышлять и дети. Постарайтесь включать математическое содержание в контекст, традиционных видов детской деятельности: игры, рисования, лепки, труда, пения. Важно, чтобы включение этого содержания не разрушало саму игру. Хорошо использовать ситуации одевания, прогулки, приготовления к обеду. Вводя детей в мир математики важно показать им присутствие чисел в мире природы и культуры, пополнить представление о каждом числе живыми ассоциациями (например, одно Солнце, одна мама, два уха, две руки, два крыла у птицы и т. д.). Знакомя детей с формой, важно не только добиться запоминания названий трех – четырех геометрических фигур, сколько дать представление о многообразии и красоте форм в природе и искусстве. Обучение математике детей немыслимо без использования занимательных игр, развлечений. Дети очень активны в восприятии головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Я познакомлю вас с некоторыми видами игр, которые несложно сделать самим.
Публикация «Занимательная математика» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2014
1. Игра «Варежки».
Цель: Закреплять знания цвета, формы, развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительное восприятие.
Ход игры: Воспитатель кладёт перед ребёнком варежку с готовым узором и предлагает сделать такой же узор (симметричный) на парной варежке.
2. Игра «Закрой цветочки».
Цель: Упражнять в составлении групп предметов, равных и не равных по количеству, закреплять умение проверять правильность выполнения путем наложения.
Дети сидят за столом перед ними по 2 карточки, на одной изображены цветы, а другая не заполнена. Предлагаю каждый цветок закрыть кружком. Все ли цветы закрыты, предлагаю перенести круги на вторую карточку и изобразить так же как расположены цветы.
3. Игра «Найди бабочку».
Цель: Развивать зрительное восприятие, умение ориентироваться на плоскости. Помочь найти бабочку среди цветов.
Игра «Поможем Красной шапочке, убежать от волка».
Цель лабиринта – найти дорогу от входа до выхода.
4. Игра «Кто скорее соберет предметы».
Цель: Упражнять детей в различении цвета предмета по названию.
Ход игры: Воспитатель кладет на стол перед ребенком цветные (бумажные) коврики, красного, синего, желтого, зеленого цвета, и предлагает собрать на них предметы такого же цвета. Можно сделать эту игру с игрушками.
5. Игра «Парные картинки».
Цель: Упражнять в размещении фигур по форме и расположению, закреплять умение находить подобную фигуру.
Ход игры: Раздаю детям карточки, предлагаю их рассмотреть, что на них изображено. Как расположены фигуры? Определяют расположение фигур сверху, снизу, слева, справа. Дети находят парную карточку, и кладут ее в пустую клетку. Затем меняются карточками и игра продолжается.
6. «Подбери к каждому предмету цвет».
Цель: Учить находить предметы по описанию; подбирать одинаковые цвета и называть их. Развивать внимание, речь, восприятие, мелкую моторику.
Ход игры: Предложить детям разложить квадратики около картинок (в силуэты квадратиков) в соответствии с цветом. Воспитатель описывает предметы, изображённые на карточках, предлагает детям их найти и показать.
7. Игра «Закрой фигуру».
Цель: Упражнять в различении геометрических фигур по цвету и размеру. Активизировать словарь.
Ход: Дети находят геометрические фигуры по цвету и по размеру.
8. Игра «Украсим комнату».
Цель: Формировать умение составлять из частей целое.
Предлагаю составить красивую гирлянду и украсить к празднику. Гирлянду будем выкладывать из квадратов. Откройте и посмотрите, есть ли там квадраты. Да это не квадраты, но если вы правильно сложите отдельные части, то получится квадрат. Дети составляют квадраты, раскладывают их на ленты. Затем меняются.
9. Игра «Собери картинку».
Цель: Направление на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения ребенка. В этой игре ребенок научится анализировать форму предметов.
Ход игры: Дайте детям контурное изображение предмета, составленного из нескольких геометрических фигур, и набор этих фигур.
10. Игра «подбери ниточку к шарику»
Цель: Развивать смекалку, наблюдательность, внимание, закрепить цвета. Учить подбирать ниточку к шарику таким же цветом.
Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что они будут играть в игру. Дети, у нас есть шарики разных цветов и ниточки таких же цветов. А теперь «привяжем» к каждой ниточке по шарику такого же цвета.
11. Игра «Укрась шарфик»
Цель: Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры.
Ход игры: Показываю детям карточки и говорю: я вам принесла шарфики украшенные разными фигурами. Но забыла, как эти фигуры называются, не могу сказать какого они цвета. Помогите мне вспомнить. А теперь давайте сделаем шарфики еще красивее. Под каждую фигурку положите такую же по цвету и размеру. Дети украшают, показывают и называют каждую фигуру, определяют ее цвет.