Надежда Овчинникова
Задачи и методы ознакомления детей с правилами ЗОЖ и ОБЖ
▼ Скачать + Заказать документы
Культура здорового и безопасного образа жизни детей, как и всякое социальное качество, связана:
с когнитивной сферой (представления о правилах ЗОЖ и ОБЖ, о способах сохранения и укрепления здоровья и т. д.);
с эмоциональной сферой (мотивированная потребность быть здоровым, положительное отношение к правилам ЗОЖ и ОБЖ т. п.);
и с поведенческой стороной (поступки и действия на благо своего здоровья и безопасности жизни).
У дошкольников основой здорового и безопасного образа жизни является, прежде всего, наличие представлений о правилах и способах этого образа жизни.
Почему?
Публикация «Задачи и методы ознакомления детей с правилами ЗОЖ и ОБЖ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Во-первых, представления рассматриваются в дошкольной педагогике как основа развития мотивов и привычек к этому образу жизни, т. е. как основа их будущей культуры здоровья и культуры безопасной жизни.
Во-вторых, не во всех ситуациях опасного для жизни и здоровья ребенка можно погрузить, чтобы выработать у него необходимые поведенческие проявления.
Представления о здоровом и безопасном образе жизни, как разновидность знаний о социальной (общественной) жизни, которые в процессе развития дошкольника выполняют, по мнению С. А. Козловой, триединую функцию:
нести информацию (информативность);
вызывать чувства, отношения (эмоциогенность);
побуждать к деятельности, поступкам (побудительность).
Каждая из составляющих обозначенного триединства имеет свою специфику. Так, информативность, объективно присущая знанию не является таковой для ребенка, если знания слишком сложны или слишком просты. И в том и другом случае они не могут быть для конкретного ребенка информативными. Слишком сложные становятся барьером к восприятию, а слишком простые знания снижают информативность для ребенка, так как они давно перешли в зону «знаемого». Важнейшей задачей при разработке программы формирования представлений о здоровом и безопасном образе жизни является отбор таких сведений, которые будут доступны и интересны детям своей новизной.
Эмоциогенная функция знаний, т. е. способность вызывать оценочное отношение, развивать эмоции, чувства будет реализована тоже лишь в том случае, если информация «ложится» на уже имеющийся опыт, на предрасположенность ребенка к восприятию знаний, вызывающих переживания.
Процесс познания не может быть полным, если то, что ребенок узнает, не будет находить выражение в разнообразных формах его деятельности. Знания должны стимулировать детскую активность, побуждать его к разнообразным действиям и поступкам.
Учитывая научное положение о триединой функции знаний, при разработке программы необходимо отобрать такой круг представлений о здоровом и безопасном образе жизни, какой смог бы воздействовать на все три сферы основ культуры здорового и безопасного образа жизни детей (когнитивный, эмоциональный, поведенческий).
Представления о правилах здорового образа жизни служат основой и мотивом для того, чтобы:
следовать сберегающему здоровье режиму
рационально питаться
следовать советам гигиены, формировать ответственное гигиеническое поведение.
уважать физическую культуру, заниматься спортом
негативно относится к вредным привычкам (употреблению табака, наркотиков, алкоголя).
научиться управлять своими чувствами, жить в ладу с окружающими.
А представления о правилах безопасного поведения человека помогают научиться:
1) предвидеть опасности,
2) уклоняться от опасности,
3) преодолевать возникшие опасности.
Предвидение опасности предполагает знание человеком многообразия ее источников.
И. А. Щеголев отмечает, что угроза может исходить:
• от собственного Я: себе, среде обитания, другим людям;
• от среды обитания: природной, техногенной, социальной (от других людей).
«Зная об опасности того или иного объекта, человек мобилизует внимание и осторожность как средства защиты».
Уклонение от опасности предполагает:
• представление о возможном характере развития опасной ситуации;
• знание мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности;
• правильную оценку ситуации.
Преодоление опасности предполагает:
• знание об эффективном поведении в опасных ситуациях;
• знание способов защиты и владение навыками по их применению (укрытие от опасности, применение способов борьбы с ее последствиями);
• владение навыками само- и взаимопомощи.
Таким образом, основой формирования у детей культуры здорового и безопасного образа жизни является развитие у них представлений о правилах и способах здорового и безопасного образа жизни.
Задачи развития у детей начальных представлений о здоровом и безопасном образе жизни, основ здоровьесберегающей культуры предполагают:
1. Формирование у детей начальных представлений:
– о здоровье и здоровом образе жизни, о том, что человек может быть созидателем своего здоровья;
– о способах сохранения, укрепления здоровья и физического совершенствования;
– об опасных для здоровья и жизни человека ситуациях и способах поведения в них;
2. Приучение детей к выполнению элементарных правил здорового и безопасного образа жизни.
3. Формирование у детей положительной Я-концепции о своем физическом состоянии, физических качествах и здоровье и своих возможностях.
4. Воспитание ответственного и осознанного отношения к своему здоровью и безопасности собственной жизнедеятельности.
5. Развитие осторожного и осмотрительного отношения к здоровью и безопасности других людей и окружающего мира.