Приложение МААМ

Задачи и методы ознакомления детей с правилами ЗОЖ и ОБЖ

Надежда Овчинникова
Задачи и методы ознакомления детей с правилами ЗОЖ и ОБЖ
▼ Скачать + Заказать документы

Культура здорового и безопасного образа жизни детей, как и всякое социальное качество, связана:

с когнитивной сферой (представления о правилах ЗОЖ и ОБЖ, о способах сохранения и укрепления здоровья и т. д.);

с эмоциональной сферой (мотивированная потребность быть здоровым, положительное отношение к правилам ЗОЖ и ОБЖ т. п.);

и с поведенческой стороной (поступки и действия на благо своего здоровья и безопасности жизни).

У дошкольников основой здорового и безопасного образа жизни является, прежде всего, наличие представлений о правилах и способах этого образа жизни.

Почему?

Публикация «Задачи и методы ознакомления детей с правилами ЗОЖ и ОБЖ» размещена в разделах

Во-первых, представления рассматриваются в дошкольной педагогике как основа развития мотивов и привычек к этому образу жизни, т. е. как основа их будущей культуры здоровья и культуры безопасной жизни.

Во-вторых, не во всех ситуациях опасного для жизни и здоровья ребенка можно погрузить, чтобы выработать у него необходимые поведенческие проявления.

Представления о здоровом и безопасном образе жизни, как разновидность знаний о социальной (общественной) жизни, которые в процессе развития дошкольника выполняют, по мнению С. А. Козловой, триединую функцию:

нести информацию (информативность);

вызывать чувства, отношения (эмоциогенность);

побуждать к деятельности, поступкам (побудительность).

Каждая из составляющих обозначенного триединства имеет свою специфику. Так, информативность, объективно присущая знанию не является таковой для ребенка, если знания слишком сложны или слишком просты. И в том и другом случае они не могут быть для конкретного ребенка информативными. Слишком сложные становятся барьером к восприятию, а слишком простые знания снижают информативность для ребенка, так как они давно перешли в зону «знаемого». Важнейшей задачей при разработке программы формирования представлений о здоровом и безопасном образе жизни является отбор таких сведений, которые будут доступны и интересны детям своей новизной.

Эмоциогенная функция знаний, т. е. способность вызывать оценочное отношение, развивать эмоции, чувства будет реализована тоже лишь в том случае, если информация «ложится» на уже имеющийся опыт, на предрасположенность ребенка к восприятию знаний, вызывающих переживания.

Процесс познания не может быть полным, если то, что ребенок узнает, не будет находить выражение в разнообразных формах его деятельности. Знания должны стимулировать детскую активность, побуждать его к разнообразным действиям и поступкам.

Учитывая научное положение о триединой функции знаний, при разработке программы необходимо отобрать такой круг представлений о здоровом и безопасном образе жизни, какой смог бы воздействовать на все три сферы основ культуры здорового и безопасного образа жизни детей (когнитивный, эмоциональный, поведенческий).

Представления о правилах здорового образа жизни служат основой и мотивом для того, чтобы:

следовать сберегающему здоровье режиму

рационально питаться

следовать советам гигиены, формировать ответственное гигиеническое поведение.

уважать физическую культуру, заниматься спортом

негативно относится к вредным привычкам (употреблению табака, наркотиков, алкоголя).

научиться управлять своими чувствами, жить в ладу с окружающими.

А представления о правилах безопасного поведения человека помогают научиться:

1) предвидеть опасности,

2) уклоняться от опасности,

3) преодолевать возникшие опасности.

Предвидение опасности предполагает знание человеком многообразия ее источников.

И. А. Щеголев отмечает, что угроза может исходить:

от собственного Я: себе, среде обитания, другим людям;

от среды обитания: природной, техногенной, социальной (от других людей).

«Зная об опасности того или иного объекта, человек мобилизует внимание и осторожность как средства защиты».

Уклонение от опасности предполагает:

• представление о возможном характере развития опасной ситуации;

• знание мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности;

правильную оценку ситуации.

Преодоление опасности предполагает:

• знание об эффективном поведении в опасных ситуациях;

• знание способов защиты и владение навыками по их применению (укрытие от опасности, применение способов борьбы с ее последствиями);

• владение навыками само- и взаимопомощи.

Таким образом, основой формирования у детей культуры здорового и безопасного образа жизни является развитие у них представлений о правилах и способах здорового и безопасного образа жизни.

Задачи развития у детей начальных представлений о здоровом и безопасном образе жизни, основ здоровьесберегающей культуры предполагают:

1. Формирование у детей начальных представлений:

– о здоровье и здоровом образе жизни, о том, что человек может быть созидателем своего здоровья;

– о способах сохранения, укрепления здоровья и физического совершенствования;

– об опасных для здоровья и жизни человека ситуациях и способах поведения в них;

2. Приучение детей к выполнению элементарных правил здорового и безопасного образа жизни.

3. Формирование у детей положительной Я-концепции о своем физическом состоянии, физических качествах и здоровье и своих возможностях.

4. Воспитание ответственного и осознанного отношения к своему здоровью и безопасности собственной жизнедеятельности.

5. Развитие осторожного и осмотрительного отношения к здоровью и безопасности других людей и окружающего мира.

Публикации по теме:

Центр активности «Правила дорожного движения»Центр активности «Правила дорожного движения» Развитие интереса к правилам дорожного движения и безопасного поведения; обогащать представления о доступном ребенку предметном мире и назначении.

Картотека дидактических игр «О здоровом питании, здоровом образе жизни дошкольникам» № Название игры Задачи 1 «Что сначала - что потом (режим дня)» Закреплять представления о том, что соблюдение режима дня полезно для здоровья.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Задачи и методы ознакомления детей с правилами ЗОЖ и ОБЖ
Опубликовано: 11 февраля 2015 в 06:20
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Задачи и методы ознакомления детей с правилами ЗОЖ и ОБЖ» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Овчинникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД