Наташа Ендылетова
Задачи ДОУ в духовно-нравственном воспитании ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
«Дети - наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем. Их завтрашний уровень духовно-нравственного сознания, патриотической гордости закладывается сейчас.
Публикация «Задачи ДОУ в духовно-нравственном воспитании ребёнка» размещена в разделах
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня,- не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная и духовная незрелость.
Проблема духовно-нравственного воспитания детей стала чрезвычайно актуальной, следовательно, обязанность педагога приобщать ребёнка к красоте, развивать его творческие способности, обогащая его духовный мир.
Так что такое духовно-нравственное воспитание детей? Это привитие детям определенных нравственных качеств, принятых в нашем обществе. Сменились ли нравственные нормы? Нет, и не сменятся никогда. И если ребенку не давать правильный устой, азы моральных качеств, то он никогда не станет полноправным членом общества.
Наши дети развиваются стремительно, и, если сравнить современных малышей 3-5 лет и их сверстников 10-15 лет назад, мы увидим огромную разницу в их развитии. Наши дети очень развиты технически, они имеют большую информацию о современной технике: компьютерах, видео, телевидении, телефонах, домашних машинах-помощниках и т. д.
Современный ребенок легко назовет десятки фильмов, где есть герои-супермены, но немногие дети назовут отечественные фильмы о добрых чувствах, делах, благородстве и достоинстве.
Таким образом, мы наблюдаем спад в духовно-нравственном развитии детей. Со стороны взрослых уделяется мало внимания таким вопросам, как достойное поведение ребенка в обществе, вежливое обращение детей к сверстникам и взрослым и т. д.
Все мы прекрасно осознаем, что благородство души, честь, доброта, нужна человеку как воздух, одежда, вода, пища.
Задачи духовно- нравственного воспитания:
1. Формирование начал патриотизма и гражданственности.
2. Формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе.
3. Понимание своих национальных особенностей.
4. Формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа.
5. Уважение к своей нации.
6. Формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа.
7. Уважение к представителям других национальностей
8. Формирование положительных доброжелательных взаимоотношений
Задачи по духовно-нравственного воспитания в каждой возрастной группе:
Младшая группа (от 3 до 4 лет)
• Осознание своей индивидуальности, представления себя как члена семьи;
• Формирование доброжелательности, любознательности, дружелюбия, эмоциональной отзывчивости ребёнка на состояние близких людей, участие вместе со взрослыми в добрых делах;
• Воспитание бережного отношения к труду, желания оказать помощь взрослым;
• Развитие способности решать проблемы и преодолевать неудачи;
• Формировать интерес к малой родине и первичных представлений о ней
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
• Осознание принадлежности к своему городу, национальности;
• Формирование гуманного и культурного поведения, соблюдение моральных норм, доброжелательных отношений между детьми. Пробуждение бережного отношения к своему языку; Воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться;
• Развитие способности верить в себя и в свои возможности;
• Продолжать воспитывать любовь к родному краю, рассказывать о самых красивых местах;
• Приобщить детей к истокам традиционной русской народной глиняной игрушки;
• Формировать духовно-нравственного начала в каждом ребенке на основе ознакомления с историей, культурой, бытом русского народа.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
• своему народу, республике, государству;
• Формирование гуманного и культурного поведения, толерантного сознания. Активное участие в жизни поселка, осознание себя как личности – гражданина своей «малой» родины;
• Воспитание уважения к людям труда, формирование потребности трудиться;
• Развитие ощущения себя успешной личностью, индивидуального и творческого самовыражения в различных видах творчества;
• Формировать элементарные представления об истории человечества через искусство (живопись, скульптура, мифы и легенды, реконструкцию образа жизни людей разных времен (одежда, утварь, традиции и др.);
• Побуждать детей играть в русские народные подвижные игры;
• Формировать историческую память, представление о доброте и красоте.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
• Воспитывать культуру чувств, пробуждать интерес к древним корням;
• Способствоватьразвитию ощущения себя успешной личностью, индивидуального и творческого самовыражения в различных видах творчества;
• Продолжать развивать представления о людях разных профессий;
• Расширять представления о родном крае;
• Формировать элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства (мифы, легенды народов мира, живопись и т. д.);
• Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине;
• Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям;
• Формировать представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;
• Приобщать к отечественной святыне.
Пути реализации задач духовно- нравственного воспитания.
Одним из главных факторов результативности процесса духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является педагог как носитель духовных ценностей. "Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, – пишет К. Д. Ушинский, – не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей ни какой силы в действительности… Нет сомнения, что много зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. Многое, конечно, значит дух заведения; но этот дух живет не в стенах, не на бумаге, но в характере большинства воспитателей и оттуда уже переходит в характер воспитанников".
Формы работы по духовно-нравственному воспитанию
Большую часть времени ребенок проводит вне дома, в дошкольном образовательном учреждении. Поэтому, нравственное воспитание детей дошкольного возраста ложится и на плечи воспитателей. Рекомендуется:
1. Чтение рассказав, несущих духовный смысл и обсуждение с детьми прочитанного материала.
2. Посещение картинных галерей и музеев. В том числе краевых, с целью ознакомления с местной историей и биографией знаменитых людей.
3. Рассмотрение репродукций и предметов искусства.
4. Проведение дидактических игр.
5. Постановка мини-спектаклей по сказкам. Обсуждение поступков героев.
Наиболее эффективным в процессе нравственного воспитания в дошкольном возрасте считается словесный метод. К нему относят:
1. Чтение воспитателем литературных произведений.
2. Чтение воспитателем и детьми стихотворений.
3. Проведение диалогов с детьми.
4. Ответов детей на вопросы воспитателя и наоборот.
5. Дидактические, сюжетно-ролевые и малоподвижные игры.
6. Игра в загадки.
7. Составление рассказов детьми по иллюстрациям и схемам.
8. Разбор жизненных ситуаций.
9. Проведение тематических вечеров и викторин.
В работе педагогов по нравственно-духовному воспитанию главным методом на всех возрастных этапах считать игру с опорой на познавательный материал, усложняющийся поэтапно и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Большая роль в осуществлении многосторонних задач по нравственно- духовному воспитанию отводится художественной литературе. Широко использовать в воспитании культуры поведения произведения Осеевой, А. Барто, К. Чуковского, Е. Пермяка и др. авторов.
В своей работе используйте методы напоминания, разъяснения, объяснения (особенно в младшем возрасте). Терпеливо напоминайте, что каждый предмет имеет свое место, назначение. Объясняйте, что игрушки, книги, вещи служат дольше, выглядят как новые, если с ними обращаться аккуратно.
С детьми старшего дошкольного возраста рекомендуется использовать элементы ТРИЗ («Мозговой штурм») – придумываем и сочиняем концовку рассказа так, чтобы все закончилось хорошо путем создания специальных ситуаций.
Используйте положительную оценку, похвалу, одобрение, которые создают у детей уверенность в том, что они поступают правильно, побуждая их тем самым к дальнейшим положительным действиям.
В старшем возрасте нужно придавать поведению детей общественную направленность: воспитывайте в детях желание считаться с удобствами окружающих, опекать младшего, заступаться за того, кто послабее, проявлять внимание и сочувствие к товарищу, предупредительность и уважение к взрослым.
Всю работу необходимо проводить в тесной связи с семьей. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Если ребенок получает вместе со знаниями, навыками, умениями еще и радость, хорошее настроение, учится и умеет любить, получает ответы на все вопросы, учится делать нравственный выбор и определять нравственную оценку и самооценку поступков, то можно считать задачу духовно-нравственного воспитания решаемой. Воспитывать детей надо с радостью, передавая им душевную доброту и понимание.
Общение ребенка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью, театром – является мощным источником духовно-нравственного воспитания. Дети по природе своей открыты и отзывчивы. Наблюдение за природой, слушание музыки, чтение художественных произведений радуют ребенка, учат его сопереживать, обогащают его эмоциональный опыт. Очень важно научить чувствовать себя довольными и счастливыми в любой обстановке, радоваться жизни, удивляться ее чуду.
Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной— «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица).
Твори добро и будет счастье,
Твори добро даже в ненастье.
Твори добро и на земле
Придёт любовь к тебе, ко мне.
Придёт любовь и будет радость,
Душу наполнит благая сладость.
Пройдёт любовь по всей планете
И будут радоваться дети.
Придёт любовь и будет дружба!
Для всех народов это нужно,
А будет дружба на земле,
Тогда мы скажем — нет войне!
Твори добро, твори добро!
Тогда на сердце твоём
Всегда будет светло.
Увидишь ты, всю
Красоту природы
И в разноцветных красках мир,
Ведь красота — это кумир,
Поэтому она спасёт весь мир!
Твори добро!
Твори добро!
Автор: Марина Аферова