Папки-передвижки

Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста

Ирина Павлова
Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1601 имени Героя Советского Союза Е. К. Лютикова»(ГБОУ Школа № 1601,

«Этнокультурное воспитание детей

дошкольного возраста»

Пояснительная записка:

1.1. Тема методической разработки: «Роль народной педагогики в воспитании детей дошкольного возраста в рамках цикла мероприятий «Живая связь времён»».

Опыт работы двух авторов:

1. Ф И О Чупалаева Ильма Александровна

Публикация «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Место работы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1601 имени Героя Советского Союза Е. К. Лютикова»(ГБОУ Школа № 1601)

Наименование должности воспитатель

2. Ф И О Павлова Ирина Викторовна

Место работы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1601 имени Героя Советского Союза Е. К. Лютикова» (ГБОУ Школа № 1601)

Наименование должности воспитатель

1.2. Краткое содержание методической разработки.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и общечеловеческих ценностей. Ребенок формируется как личность, приобретает свойственные ему черты характера, которые впоследствии повлияют на поведение и во взрослой жизни, на его мировоззрение. Наши дети должны хорошо знать историю своего Отечества, свою национальную культуру, участвовать в ее возрождении; также самореализовывать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ.

Мы считаем, что в современных условиях с наступлением «массовой культуры» возникла актуальная, порой очень острая проблема сохранения, и возрождения национального самосознания, осознания принадлежности к своему народу, к своим корням. Если мы хотим воспитывать в наших детях высокую нравственную культуру, доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям (гуманизм, толерантность, то всё лучшее, что было создано веками нашими предками, мы должны возвратить подрастающему поколению.

В рамках работы по нравственному воспитанию (в соответствии с годовым планом ДОУ, появилась идея в разработке цикла мероприятий «Живая связь времён» Разработанный цикл мероприятий подразумевал взаимодействие не только с детьми, но и с родителями, поэтому родители стали полноценными участниками нашего проекта и проводимых мероприятий.

Цель наших занятий – в доступной, занимательной, игровой форме рассказать своим воспитанникам о традициях и обычаях нашего народа.

На каждом открытом занятии воспитатели «превращались» в узнаваемые образы героинь народных сказок Василисы Премудрой и Марьи Искусницы, чтобы создать атмосферу старины и сказки. Благодаря использованию такого педагогического приема, у ребят сложилось устойчивое представление о том, что именно с приходом этих гостей, они будут знакомиться с народным творчеством,что позволяет наиболее ярко сохранить в памяти материал пройденной темы и поддерживает интерес к будущим занятиям.

Подготавливая и реализуя цикл мероприятий, мы старались создавать у ребёнка положительный эмоциональный рост, вызвать интерес к данному направлению, формировать знания о традициях народных праздников. И самое главное привить чувство любви к Родине и народной культуре.

1.3. Экспертное заключение на методическую разработку:

1. 4 Список используемой литературы:

1. Ольга Ботякова «Этнография для дошкольников»;

2. Николай Мельников «Русский детский фольклор»;

4. А. Ветохина «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

5. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской

культуры: Учеб. - метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. СПб,. 2008 г.

6. Жаворонушки: Песни, поговорки, потешки, прибаутки, считалки. /Сост.

Г. Науменко. М., 1998 г.

7. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995 г;

8. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009г;

9. Ушакова О. С., Гавриш Н. В «Знакомим с литературой детей 3-5 лет». М., «Сфера» 2009г;

10. Пидручная С. «Сказки - за безопасность детей». Дошкольное воспитание. -2008 г. -№2

1.5. Методическая разработка «Роль народной педагогики в воспитании детей дошкольного возраста в рамках цикла мероприятий «Живая связь времён»

Главная цель нашей работы – познакомить дошкольников с традициями и обычаями, истоками русской культуры, прививать любовь и уважение к Родине и своему народу.

Задачи:

Формировать представление, об истории русской культуры используя разные виды деятельности.

Побуждать интерес и чуткое отношение к народному творчеству.

Развивать восприятие произведений литературы, живописи, музыки.

Учить выражать свои чувства, обогащать словарный запас.

Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развивать творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Воспитывать гордость и уважение к русским обычаям и традициям

Цикл мероприятий для детей 4-5 лет :

Методическая работа

1 Подбор и изучение методической и научной литературы в течение года

2 Разработка конспектов, сценариев мероприятий. в течение года

3 Создание медиатеки (банк презентаций, мультфильмов, видео) «Русские традиции и обычаи на Руси»

4 Оформление в группе Уголка «Народное творчество».

5 Подбор методической литературы, пособий, художественной литературы для детей.

6 Посещение Международной выставки – форум «Россия» на ВДНХ.

7. Посещение Всероссийского музея декоративного искусства.

8. Приняли участие в этнографической олимпиаде, «Москва столица многонациональной России», представленной московским методическим центром

Работа с детьми

1 Просмотр презентаций, мультфильмов по данной тематике.

2 Русские народные подвижные игры:

• У медведя во бору

• Золотые ворота

• Мышеловка

• Гуси

• Пятнашки

• Капуста

• Ручеёк

• Летит - не летит

• Растеряхи

3 Знакомство с символами русской культуры:

• Балалайка

• матрёшка

• самовар

• Берёза

4 Народные пословицы:

• Хочется есть калачи - не сиди на печи

• Чтобы рыбку съесть, - надо в воду влезть

• Ты меня, работушка, не бойся, я тебя не трону

• Скучен день до вечера, коли делать нечего в течение года

• На работу он сзади последних, а на еду – впереди первых

• Отчего кот гладок? – Поел, да набок

• Поспешишь – людей насмешишь

5 Хороводные игры:

• По ровненькой дорожке

• Большие и маленькие ножки

• Мы по лесу идём

• Зайка шёл

• Раздувайся, пузырь!

• Солнышко и дождик

• Мы топаем ногами в течение года

6 Чтение русских народных сказок:

• Колобок

• Теремок

• Маша и медведь

• Каша из топора

• Гуси - Лебеди

• Три медведя

• Репка

• Морозко

• Крошечка - Хаврошечка

• У страха глаза велики

• Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

• Петушок и бобовое зёрнышко в течение года

7 Знакомились с народными промыслами:

• Гжель

• Золотая Хохлома

• Дымковская игрушка

• Весёлый Городец

• Народная игрушка

• Лапти в течение года

8.

Проведение праздника в группе «Осенины на Руси. Православные праздники»

Цель праздника – развивать интерес у детей к традициям и фольклору русского народа.

На данном мероприятии вместе со сказочным героем Василисой премудрой дети узнали, как на Руси отмечали главные праздники осени: устраивались весёлые ярмарки, посиделки, гуляния, игры, забавы, с песнями и плясками. октябрь

9.

Проведение занятия в группе «Марья – искусница в гостях у ребят»

Цель занятия – приобщить детей к культуре, привить любовь к народным промыслам.

На занятии Марья – искусница познакомила детей с элементами хохломской росписи. Рассказала, в каком городе, какими умельцами была создана золотая хохлома. Познакомила с правилами росписи посуды, какие цвета использовались, краски. Дети сделали на тарелочке орнамент при помощи кисти и красок (гуашь) ноябрь

10. Показывали в группе театральную постановку русской народной сказки «Заюшкина избушка» декабрь

11. Познакомили детей со сказками народов севера

• Кукушка (ненецкая сказка)

• Идэ (хантыйская сказка)

• Как медведь и бурундук дружить перестали (нанайская)

• Мышка (ненецкая сказка) январь

Работа с родителями

1 Ознакомление родителей с циклом мероприятий, посвящённых данной теме. в течение года

2 Дети совместно с родителями и воспитателями посетили Московский государственный академический театр «Русская песня».

3 Открытое занятие с участием родителей по познавательному развитию «Рождество в России, традиции и обычаи празднования».

Цель занятия – познакомить детей и родителей с традициями и обычаями празднования рождественских праздников.

На занятии родители и дети узнали много интересного о празднике Рождества, были весёлые колядки с их озорством и традиционными обычаями, были посиделки с загадками и потешками, были гадания на будущее. Было очень весело и познавательно. А самое главное, такие совместные мероприятия помогают сплочению, объединяют наши усилия в достижении общей цели.

Использовались разные виды деятельности: театральная постановка, музыкальное творчество, устный рассказ на тему, беседа с детьми, участие в диалоге, игровая деятельность.

4 Мастер – класс с участием родителей и детей по изготовлению народной тряпичной куклы «Желанницы.

Такие совместные с родителями мероприятия очень полезны и продуктивны, они прежде всего помогают сплочению, объединяют наши усилий в достижении общей цели, воспитании и развитии наших детей.

Подготавливая и реализуя цикл мероприятий, мы старались создавать у ребёнка положительный эмоциональный рост, вызвать интерес к данному направлению, формировать знания о традициях народных праздников. И самое главное привить чувство любви к Родине и народной культуре.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста» «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»Воспитание должно развить в человеке уважение и любовь к труду; оно должно дать ему и.

«Этнокультурное воспитание». Фотоотчет«Этнокультурное воспитание». Фотоотчет "Этнокультурное воспитание". Фотоотчет. Этнокультурное воспитание начинается в раннем детстве. Дошкольный период – важнейший период.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возрастаНравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы). «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре,.

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возрастаСенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста
Опубликовано: 2 октября 2024 в 15:01
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Павлова (УИ 1838341) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД