Ирина Павлова
Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1601 имени Героя Советского Союза Е. К. Лютикова»(ГБОУ Школа № 1601,
«Этнокультурное воспитание детей
дошкольного возраста»
Пояснительная записка:
1.1. Тема методической разработки: «Роль народной педагогики в воспитании детей дошкольного возраста в рамках цикла мероприятий «Живая связь времён»».
Опыт работы двух авторов:
1. Ф И О Чупалаева Ильма Александровна
Публикация «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Место работы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1601 имени Героя Советского Союза Е. К. Лютикова»(ГБОУ Школа № 1601)
Наименование должности воспитатель
2. Ф И О Павлова Ирина Викторовна
Место работы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1601 имени Героя Советского Союза Е. К. Лютикова» (ГБОУ Школа № 1601)
Наименование должности воспитатель
1.2. Краткое содержание методической разработки.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и общечеловеческих ценностей. Ребенок формируется как личность, приобретает свойственные ему черты характера, которые впоследствии повлияют на поведение и во взрослой жизни, на его мировоззрение. Наши дети должны хорошо знать историю своего Отечества, свою национальную культуру, участвовать в ее возрождении; также самореализовывать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ.
Мы считаем, что в современных условиях с наступлением «массовой культуры» возникла актуальная, порой очень острая проблема сохранения, и возрождения национального самосознания, осознания принадлежности к своему народу, к своим корням. Если мы хотим воспитывать в наших детях высокую нравственную культуру, доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям (гуманизм, толерантность, то всё лучшее, что было создано веками нашими предками, мы должны возвратить подрастающему поколению.
В рамках работы по нравственному воспитанию (в соответствии с годовым планом ДОУ, появилась идея в разработке цикла мероприятий «Живая связь времён» Разработанный цикл мероприятий подразумевал взаимодействие не только с детьми, но и с родителями, поэтому родители стали полноценными участниками нашего проекта и проводимых мероприятий.
Цель наших занятий – в доступной, занимательной, игровой форме рассказать своим воспитанникам о традициях и обычаях нашего народа.
На каждом открытом занятии воспитатели «превращались» в узнаваемые образы героинь народных сказок Василисы Премудрой и Марьи Искусницы, чтобы создать атмосферу старины и сказки. Благодаря использованию такого педагогического приема, у ребят сложилось устойчивое представление о том, что именно с приходом этих гостей, они будут знакомиться с народным творчеством,что позволяет наиболее ярко сохранить в памяти материал пройденной темы и поддерживает интерес к будущим занятиям.
Подготавливая и реализуя цикл мероприятий, мы старались создавать у ребёнка положительный эмоциональный рост, вызвать интерес к данному направлению, формировать знания о традициях народных праздников. И самое главное привить чувство любви к Родине и народной культуре.
1.3. Экспертное заключение на методическую разработку:
1. 4 Список используемой литературы:
1. Ольга Ботякова «Этнография для дошкольников»;
2. Николай Мельников «Русский детский фольклор»;
4. А. Ветохина «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
5. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской
культуры: Учеб. - метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. СПб,. 2008 г.
6. Жаворонушки: Песни, поговорки, потешки, прибаутки, считалки. /Сост.
Г. Науменко. М., 1998 г.
7. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995 г;
8. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009г;
9. Ушакова О. С., Гавриш Н. В «Знакомим с литературой детей 3-5 лет». М., «Сфера» 2009г;
10. Пидручная С. «Сказки - за безопасность детей». Дошкольное воспитание. -2008 г. -№2
1.5. Методическая разработка «Роль народной педагогики в воспитании детей дошкольного возраста в рамках цикла мероприятий «Живая связь времён»
Главная цель нашей работы – познакомить дошкольников с традициями и обычаями, истоками русской культуры, прививать любовь и уважение к Родине и своему народу.
Задачи:
Формировать представление, об истории русской культуры используя разные виды деятельности.
Побуждать интерес и чуткое отношение к народному творчеству.
Развивать восприятие произведений литературы, живописи, музыки.
Учить выражать свои чувства, обогащать словарный запас.
Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развивать творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Воспитывать гордость и уважение к русским обычаям и традициям
Цикл мероприятий для детей 4-5 лет :
Методическая работа
1 Подбор и изучение методической и научной литературы в течение года
2 Разработка конспектов, сценариев мероприятий. в течение года
3 Создание медиатеки (банк презентаций, мультфильмов, видео) «Русские традиции и обычаи на Руси»
4 Оформление в группе Уголка «Народное творчество».
5 Подбор методической литературы, пособий, художественной литературы для детей.
6 Посещение Международной выставки – форум «Россия» на ВДНХ.
7. Посещение Всероссийского музея декоративного искусства.
8. Приняли участие в этнографической олимпиаде, «Москва столица многонациональной России», представленной московским методическим центром
Работа с детьми
1 Просмотр презентаций, мультфильмов по данной тематике.
2 Русские народные подвижные игры:
• У медведя во бору
• Золотые ворота
• Мышеловка
• Гуси
• Пятнашки
• Капуста
• Ручеёк
• Летит - не летит
• Растеряхи
3 Знакомство с символами русской культуры:
• Балалайка
• матрёшка
• самовар
• Берёза
4 Народные пословицы:
• Хочется есть калачи - не сиди на печи
• Чтобы рыбку съесть, - надо в воду влезть
• Ты меня, работушка, не бойся, я тебя не трону
• Скучен день до вечера, коли делать нечего в течение года
• На работу он сзади последних, а на еду – впереди первых
• Отчего кот гладок? – Поел, да набок
• Поспешишь – людей насмешишь
5 Хороводные игры:
• По ровненькой дорожке
• Большие и маленькие ножки
• Мы по лесу идём
• Зайка шёл
• Раздувайся, пузырь!
• Солнышко и дождик
• Мы топаем ногами в течение года
6 Чтение русских народных сказок:
• Колобок
• Теремок
• Маша и медведь
• Каша из топора
• Гуси - Лебеди
• Три медведя
• Репка
• Морозко
• Крошечка - Хаврошечка
• У страха глаза велики
• Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
• Петушок и бобовое зёрнышко в течение года
7 Знакомились с народными промыслами:
• Гжель
• Золотая Хохлома
• Дымковская игрушка
• Весёлый Городец
• Народная игрушка
• Лапти в течение года
8.
Проведение праздника в группе «Осенины на Руси. Православные праздники»
Цель праздника – развивать интерес у детей к традициям и фольклору русского народа.
На данном мероприятии вместе со сказочным героем Василисой премудрой дети узнали, как на Руси отмечали главные праздники осени: устраивались весёлые ярмарки, посиделки, гуляния, игры, забавы, с песнями и плясками. октябрь
9.
Проведение занятия в группе «Марья – искусница в гостях у ребят»
Цель занятия – приобщить детей к культуре, привить любовь к народным промыслам.
На занятии Марья – искусница познакомила детей с элементами хохломской росписи. Рассказала, в каком городе, какими умельцами была создана золотая хохлома. Познакомила с правилами росписи посуды, какие цвета использовались, краски. Дети сделали на тарелочке орнамент при помощи кисти и красок (гуашь) ноябрь
10. Показывали в группе театральную постановку русской народной сказки «Заюшкина избушка» декабрь
11. Познакомили детей со сказками народов севера
• Кукушка (ненецкая сказка)
• Идэ (хантыйская сказка)
• Как медведь и бурундук дружить перестали (нанайская)
• Мышка (ненецкая сказка) январь
Работа с родителями
1 Ознакомление родителей с циклом мероприятий, посвящённых данной теме. в течение года
2 Дети совместно с родителями и воспитателями посетили Московский государственный академический театр «Русская песня».
3 Открытое занятие с участием родителей по познавательному развитию «Рождество в России, традиции и обычаи празднования».
Цель занятия – познакомить детей и родителей с традициями и обычаями празднования рождественских праздников.
На занятии родители и дети узнали много интересного о празднике Рождества, были весёлые колядки с их озорством и традиционными обычаями, были посиделки с загадками и потешками, были гадания на будущее. Было очень весело и познавательно. А самое главное, такие совместные мероприятия помогают сплочению, объединяют наши усилия в достижении общей цели.
Использовались разные виды деятельности: театральная постановка, музыкальное творчество, устный рассказ на тему, беседа с детьми, участие в диалоге, игровая деятельность.
4 Мастер – класс с участием родителей и детей по изготовлению народной тряпичной куклы «Желанницы.
Такие совместные с родителями мероприятия очень полезны и продуктивны, они прежде всего помогают сплочению, объединяют наши усилий в достижении общей цели, воспитании и развитии наших детей.
Подготавливая и реализуя цикл мероприятий, мы старались создавать у ребёнка положительный эмоциональный рост, вызвать интерес к данному направлению, формировать знания о традициях народных праздников. И самое главное привить чувство любви к Родине и народной культуре.