Получи документы

Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста

Ирина Павлова
Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1601 имени Героя Советского Союза Е. К. Лютикова»(ГБОУ Школа № 1601,

«Этнокультурное воспитание детей

дошкольного возраста»

Пояснительная записка:

1.1. Тема методической разработки: «Роль народной педагогики в воспитании детей дошкольного возраста в рамках цикла мероприятий «Живая связь времён»».

Опыт работы двух авторов:

1. Ф И О Чупалаева Ильма Александровна

Место работы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1601 имени Героя Советского Союза Е. К. Лютикова»(ГБОУ Школа № 1601)

Наименование должности воспитатель

2. Ф И О Павлова Ирина Викторовна

Место работы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1601 имени Героя Советского Союза Е. К. Лютикова» (ГБОУ Школа № 1601)

Наименование должности воспитатель

1.2. Краткое содержание методической разработки.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и общечеловеческих ценностей. Ребенок формируется как личность, приобретает свойственные ему черты характера, которые впоследствии повлияют на поведение и во взрослой жизни, на его мировоззрение. Наши дети должны хорошо знать историю своего Отечества, свою национальную культуру, участвовать в ее возрождении; также самореализовывать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ.

Мы считаем, что в современных условиях с наступлением «массовой культуры» возникла актуальная, порой очень острая проблема сохранения, и возрождения национального самосознания, осознания принадлежности к своему народу, к своим корням. Если мы хотим воспитывать в наших детях высокую нравственную культуру, доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям (гуманизм, толерантность, то всё лучшее, что было создано веками нашими предками, мы должны возвратить подрастающему поколению.

В рамках работы по нравственному воспитанию (в соответствии с годовым планом ДОУ, появилась идея в разработке цикла мероприятий «Живая связь времён» Разработанный цикл мероприятий подразумевал взаимодействие не только с детьми, но и с родителями, поэтому родители стали полноценными участниками нашего проекта и проводимых мероприятий.

Цель наших занятий – в доступной, занимательной, игровой форме рассказать своим воспитанникам о традициях и обычаях нашего народа.

На каждом открытом занятии воспитатели «превращались» в узнаваемые образы героинь народных сказок Василисы Премудрой и Марьи Искусницы, чтобы создать атмосферу старины и сказки. Благодаря использованию такого педагогического приема, у ребят сложилось устойчивое представление о том, что именно с приходом этих гостей, они будут знакомиться с народным творчеством,что позволяет наиболее ярко сохранить в памяти материал пройденной темы и поддерживает интерес к будущим занятиям.

Подготавливая и реализуя цикл мероприятий, мы старались создавать у ребёнка положительный эмоциональный рост, вызвать интерес к данному направлению, формировать знания о традициях народных праздников. И самое главное привить чувство любви к Родине и народной культуре.

1.3. Экспертное заключение на методическую разработку:

1.4 Список используемой литературы:

1. Ольга Ботякова «Этнография для дошкольников»;

2. Николай Мельников «Русский детский фольклор»;

4. А. Ветохина «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

5. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской

культуры: Учеб. - метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. СПб,. 2008 г.

6. Жаворонушки: Песни, поговорки, потешки, прибаутки, считалки. /Сост.

Г. Науменко. М., 1998 г.

7. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995 г;

8. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009г;

9. Ушакова О. С., Гавриш Н. В «Знакомим с литературой детей 3-5 лет». М., «Сфера» 2009г;

10. Пидручная С. «Сказки - за безопасность детей». Дошкольное воспитание. -2008 г. -№2

1.5. Методическая разработка «Роль народной педагогики в воспитании детей дошкольного возраста в рамках цикла мероприятий «Живая связь времён»

Главная цель нашей работы – познакомить дошкольников с традициями и обычаями, истоками русской культуры, прививать любовь и уважение к Родине и своему народу.

Задачи:

Формировать представление, об истории русской культуры используя разные виды деятельности.

Побуждать интерес и чуткое отношение к народному творчеству.

Развивать восприятие произведений литературы, живописи, музыки.

Учить выражать свои чувства, обогащать словарный запас.

Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развивать творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Воспитывать гордость и уважение к русским обычаям и традициям

Цикл мероприятий для детей 4-5 лет:

Методическая работа

1 Подбор и изучение методической и научной литературы в течение года

2 Разработка конспектов, сценариев мероприятий. в течение года

3 Создание медиатеки (банк презентаций, мультфильмов, видео) «Русские традиции и обычаи на Руси»

4 Оформление в группе Уголка «Народное творчество».

5 Подбор методической литературы, пособий, художественной литературы для детей.

6 Посещение Международной выставки – форум «Россия» на ВДНХ.

7. Посещение Всероссийского музея декоративного искусства.

8. Приняли участие в этнографической олимпиаде, «Москва столица многонациональной России», представленной московским методическим центром

Работа с детьми

1 Просмотр презентаций, мультфильмов по данной тематике.

2 Русские народные подвижные игры:

• У медведя во бору

• Золотые ворота

• Мышеловка

• Гуси

• Пятнашки

• Капуста

• Ручеёк

• Летит - не летит

• Растеряхи

3 Знакомство с символами русской культуры:

• Балалайка

• матрёшка

• самовар

• Берёза

4 Народные пословицы:

• Хочется есть калачи - не сиди на печи

• Чтобы рыбку съесть, - надо в воду влезть

• Ты меня, работушка, не бойся, я тебя не трону

• Скучен день до вечера, коли делать нечего в течение года

• На работу он сзади последних, а на еду – впереди первых

• Отчего кот гладок? – Поел, да набок

• Поспешишь – людей насмешишь

5 Хороводные игры:

• По ровненькой дорожке

• Большие и маленькие ножки

• Мы по лесу идём

• Зайка шёл

• Раздувайся, пузырь!

• Солнышко и дождик

• Мы топаем ногами в течение года

6 Чтение русских народных сказок:

• Колобок

• Теремок

• Маша и медведь

• Каша из топора

• Гуси - Лебеди

• Три медведя

• Репка

• Морозко

• Крошечка - Хаврошечка

• У страха глаза велики

• Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

• Петушок и бобовое зёрнышко в течение года

7 Знакомились с народными промыслами:

• Гжель

• Золотая Хохлома

• Дымковская игрушка

• Весёлый Городец

• Народная игрушка

• Лапти в течение года

8.

Проведение праздника в группе «Осенины на Руси. Православные праздники»

Цель праздника – развивать интерес у детей к традициям и фольклору русского народа.

На данном мероприятии вместе со сказочным героем Василисой премудрой дети узнали, как на Руси отмечали главные праздники осени: устраивались весёлые ярмарки, посиделки, гуляния, игры, забавы, с песнями и плясками. октябрь

9.

Проведение занятия в группе «Марья – искусница в гостях у ребят»

Цель занятия – приобщить детей к культуре, привить любовь к народным промыслам.

На занятии Марья – искусница познакомила детей с элементами хохломской росписи. Рассказала, в каком городе, какими умельцами была создана золотая хохлома. Познакомила с правилами росписи посуды, какие цвета использовались, краски. Дети сделали на тарелочке орнамент при помощи кисти и красок (гуашь) ноябрь

10. Показывали в группе театральную постановку русской народной сказки «Заюшкина избушка» декабрь

11. Познакомили детей со сказками народов севера

• Кукушка (ненецкая сказка)

• Идэ (хантыйская сказка)

• Как медведь и бурундук дружить перестали (нанайская)

• Мышка (ненецкая сказка) январь

Работа с родителями

1 Ознакомление родителей с циклом мероприятий, посвящённых данной теме. в течение года

2 Дети совместно с родителями и воспитателями посетили Московский государственный академический театр «Русская песня».

3 Открытое занятие с участием родителей по познавательному развитию «Рождество в России, традиции и обычаи празднования».

Цель занятия – познакомить детей и родителей с традициями и обычаями празднования рождественских праздников.

На занятии родители и дети узнали много интересного о празднике Рождества, были весёлые колядки с их озорством и традиционными обычаями, были посиделки с загадками и потешками, были гадания на будущее. Было очень весело и познавательно. А самое главное, такие совместные мероприятия помогают сплочению, объединяют наши усилия в достижении общей цели.

Использовались разные виды деятельности: театральная постановка, музыкальное творчество, устный рассказ на тему, беседа с детьми, участие в диалоге, игровая деятельность.

4 Мастер – класс с участием родителей и детей по изготовлению народной тряпичной куклы «Желанницы.

Такие совместные с родителями мероприятия очень полезны и продуктивны, они прежде всего помогают сплочению, объединяют наши усилий в достижении общей цели, воспитании и развитии наших детей.

Подготавливая и реализуя цикл мероприятий, мы старались создавать у ребёнка положительный эмоциональный рост, вызвать интерес к данному направлению, формировать знания о традициях народных праздников. И самое главное привить чувство любви к Родине и народной культуре.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста» «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»Воспитание должно развить в человеке уважение и любовь к труду; оно должно дать ему и.

«Этнокультурное воспитание». Фотоотчет«Этнокультурное воспитание». Фотоотчет "Этнокультурное воспитание". Фотоотчет. Этнокультурное воспитание начинается в раннем детстве. Дошкольный период – важнейший период.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста
Опубликовано: 2 октября 2024 в 15:01
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Павлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД