Ольга Трифонова
Консультация «Эти странные молчуны»
▼ Скачать + Заказать документы
Порой, если ребёнок робкий, застенчивый и некоммуникабельный, то сложно разделить первопричины и следствия и понять: не хочет или не может ребенок общаться. Неконтактность может проявляться в разных формах и по разным причинам. Иногда она оказывается просто характерологической чертой ребенка, но бывает вызвана трудностями восприятия информации и понимания ситуации. Рассмотрим признаки, по которым можно понять, перед нами нормальный ребёнок – интроверт или ребёнок с расстройством аутистического спектра.
Интроверт - это необщительный, замкнутый человек. Аутист - это тоже необщительный, замкнутый человек. Но на этом сходство заканчивается.
Публикация «Консультация „Эти странные молчуны“» размещена в разделах
Причина интроверсии – индивидуальная работа ретикулярной формации, активизирующей кору мозга, генетически заданные индивидуально-биологические свойства здорового и нормального человека.
Причина аутизма – патология, недостаточность центральной нервной системы (мозговая дисфункция, нарушения биохимического обмена, генетическая обусловленность, хромосомная аномалия органического поражения ЦНС в результате патологии беременности и родов, последствие нейроинфекции, рано начавшегося шизофренического процесса).
И интроверт, и аутист сосредоточены на своём внутреннем мире. Но интроверт такой потому, что его фантазии, рассуждения, наблюдения гораздо важнее, чем реальные события, происходящие в жизни. А аутист часто не понимает ситуацию и поэтому искажённое восприятие информации приводит к стереотипности поведения, страхам, агрессии, самоагрессии.
Интроверт интересуется окружающем миром, хотя и с трудом устанавливает контакты: с чужими людьми он молчаливый и замкнутый, с близкими – открытый и весёлый. Общение всегда носит определённую цель (не спонтанное). Все действия тщательно продумывает.
У аутиста интерес к окружающему миру ограничен. Он мало контактирует даже с близкими людьми. Неспособен продуктивно взаимодействовать с незнакомцами. Также присутствуют трудности установления глазного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, интонацией. Обычны сложности в выражении своих эмоциональных состояний и понимании им состояний других людей. Аутист сопротивляется малейшим изменениям в привычных условиях жизни.
Поведение интроверта зависит от типа темперамента – флегматичное или меланхоличное. В поведении аутиста - однообразные действия - ритуалы, такие, как раскачивание, раздражение глаза или уха, перебирание пальцами перед глазами (аутостимуляции, компенсирующие недостаточность реального контакта с миром).
Интроверты безболезненно длительное время обходятся без общества. В толпе быстро устают. В стрессовой ситуации – дистанцируются, замыкаются, переживают проблему внутри себя. Эмоции сохраняют для правильных людей или событий. Характер зависит от самооценки и воспитания. Честные, понимающие.
Аутисты тоже безболезненно обходятся без общества. Но в толпе паникуют. Во всех ситуациях преобладает эмоция страха. Характерны сложности в освоении социальных и бытовых навыков.
В учёбе интроверты склонны к наблюдательности, анализу, терпению, контролю эмоций, стремлению к знаниям, целеустремленности. В профессии – перфекционисты, трудоголики. Работать предпочитают в малых группах или надомно.
У аутистов с возрастом нарастает задержка речевого (странная интонация, штампы, перестановка местоимений, эхолалии) и интеллектуального (неспособность к символизации, переносу навыков из одной ситуации в другую, трудности обобщения, ограниченность в осознании подтекста происходящего, буквальность трактовок) развития. Поэтому они испытывают трудности в произвольном обучении, целенаправленном разрешении реально возникающих задач. Могут проявлять особые способности в некоторых областях знаний, но беспомощны и наивны в социальной жизни, не приспособлены в быту. Самооценка часто неадекватная. Но при определённых условиях возможна успешная социализация, приобретение навыков самостоятельной жизни и овладение достаточно сложными профессиями.