Светлана Герасимова
Этапы формирования доброжелательных отношений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Главной задачей является привлечение внимания ребенка к другому и его различным проявлениям : внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Хотя к середине дошкольного возраста уже складываются основные личностные качества ребенка, выявленные индивидуальные особенности нельзя считать окончательно завершенными и закрытыми для изменений. Основная стратегия этого формирования это снятие фиксации на собственном «Я» за счет развития внимания к другому, чувства общности и сопричастности. Такая стратегия предполагает существенную трансформацию ценностных ориентиров и методов нравственного воспитания детей, существующих в современной дошкольной педагогике, в частности, отказ от оценок, от совместной деятельности и игрушек на первых этапах работах.
Публикация «Этапы формирования доброжелательных отношений у дошкольников» размещена в разделах
На каждом этапе, на занятиях, дети выполняли игровые задания.
1 этап. Общение без слов.
Главной целью этого этапа является переход к непосредственному общению. Что предполагает отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Общее правило - запрещение разговоров между детьми. Таким образом можно исключить возникновение ссор, споров, договоров и т. д. В каждую игру введен свой язык «условных сигналов» - физические контакты, с помощью которых участники общаются без предметных атрибутов. Какова роль педагога? Он играет вместе с детьми, показывает образцы игровых действий, время от времени комментирует происходящее, направляет внимание. В игру приглашаются только желающие. Если кто-то отказывается, не настаивает, но стремится ненавязчиво заинтересовать общей игрой. На данном этапе проводятся такие игровые задания как «Жизнь в лесу», «Добрые эльфы», «Птенцы», «Муравьи», «Театр теней», «Ожившие игрушки» и т. д.
2 этап. Внимание друг к другу.
Целью второго этапа является формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему. Многие дети настолько сосредоточены на себе и своем «Я», что другие становятся лишь фоном их собственной жизни: их интересует не столько сверстник, сколько его отношение к ним. Интерес представляет только собственная персона. В этом можно убедиться, если попросить ребенка рассказать о сверстнике. Вместо развернутого ответа можно услышать краткую фразу : «Он со мной дружит» или «Он меня обижает». Задачей данного этапа было отвлечь детей от такой фиксированности на собственном «Я» и сосредоточенности на отношении к себе ровесников и обратить их внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений. Для этого детям предлагают задания, успешное выполнение которых требует пристального внимания к другим детям : их действиям, внешности, мимике, голосу, жестам и др. В процессе игр ребенок должен максимально сосредоточится на другом. Все игры направлены на развитие способности увидеть другого и через уподобление почувствовать общность с ним. На этом этапе используются игровые задания : «Зеркало», «Эхо», «Испорченный телефон», «Общий круг», «Разговор через стекло», «Найди своего брата или сестру» .
3 этап. Согласованность движений.
Основная задача этого этапа состоит в том, чтобы научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей.
Правила игр этого этапа задаются таким образом, что для достижения определенной цели дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них, во-первых, большого внимания к сверстникам и, во-вторых, умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей. Такая согласованность способствует направлению внимания на другого, сплоченности действий и возникновению чувства общности.
4 этап. Общие переживания.
На это этапе специально создается общность переживаний. Совместное переживание каких-либо эмоциональных состояний (как положительных, так и отрицательных) объединяет детей, порождая чувство близости, общности и желание поддержать друг друга. Особенно остро переживается чувство опасности и страха перед воображаемым врагом.
5 этап. Взаимопомощь в игре.
На данном этапе становится возможным использование игр, требующих от детей взаимопомощи, проявления сопереживания и сорадования. Многие педагогические программы по развитию межличностных отношений целиком базируется на играх и занятиях, провоцирующих взаимопомощь. Однако, как показывает практика, использование подобных игр без предварительной подготовки приводит к тому, что мотивация помощи другим детям носит не бескорыстный, а, скорее, прагматический или нормативный характер :помогаю, потому что за это хвалят взрослые или потому что воспитатель сказал, что нужно помогать. Для того чтобы дети действительно хотели помочь другому, необходимо предварительно создать в группе благоприятный климат, атмосферу непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.
6 этап. Добрые слова и пожелания.
Задача данного этапа - научить детей видеть и подчеркивать и положительные качества и достоинства других детей. Делая сверстнику комплименты, выражая ему свои пожелания, дети не только доставляет ему удовольствие, но и радуются вместе с ним.
Например:
«Конкурс хвастунов»
Дети сидят в кругу. Воспитатель : «Сейчас мы проведем с вами конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается своим соседом. Ведь это так приятно – иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравится. Выигрывает тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств.
7 этап. Помощь в совместной деятельности.
На данном, заключительном этапе проводились игры-занятия, предполагающие различные формы просоциального поведения : дети должны делиться со сверстниками, помогать ему в процессе совместной деятельности.
На этом этапе впервые вводится соревновательный момент, причем дети соревнуются не за собственный успех, а за успех другого.
Например:
«Закончи рисунки»
Дети садятся кругом. У каждого набор фломастеров или карандашей и листок бумаги. Взрослый говорит : «Сейчас каждый из вас начнет рисовать свою картинку. По моему хлопку вы прервете рисование и тут же отдадите свою незаконченную картинку соседу слева. Он продолжит рисовать вашу картинку, затем по моему хлопку прервется и отдаст своему соседу. И так до тех пор, пока тот рисунок, который вы начинали рисовать не вернется к вам». Дети начинают рисовать картинку на любой сюжет. После того как картинки обошли общий круг и вернулись к своим первоначальным авторам, можно обсудить, что в результате получилось и кто из ребят что нарисовал на каждом общем рисунке.
Итак, что же могут помочь сформировать у детей игровые задания?
• Коммуникативные способности и качества.
• Умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами.
• Позитивное отношение к другим людям, даже если они совсем другие.
• Умение сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений.
• Умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств.
• Умение взаимодействовать и сотрудничать
ЛИТЕРАТУРА:
«Дошкольное воспитание» №8 ,2003г., стр. 73-77, Игры направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам Смирнова Е., Холмогорова В.
«Межличностные отношения детей : диагностика, проблемы, коррекция» Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. М., Владос, 2003 год
«Влияние условий воспитания на становление нравственных качеств дошкольников»//Прикладная психология 2001 №2 Смирнова Е. О.
«Дошкольное воспитание»№9 2003 год, Дошкольный возраст : формирование доброжелательных отношений Смирнова Е. О. Холмогорова В. М., стр. 68-76.