Шарычева Елена
Эссе «Воспитатель профессия или призвание»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОДНОМУ ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
№287.
МАДОУ «Детский сад№287»
Эссе "Воспитатель профессия или призвание"
Мир детства сладостен и тонок,
Как флейты плавающей звук.
Пока смеется мне ребенок,
Я знаю, что не зря живу.
Воспитатель в общем смысле - человек, осуществляющий воспитание,
Публикация «Эссе „Воспитатель профессия или призвание“» размещена в разделах
в узком смысле — должностное лицо, выполняющее воспитательные функции в дошкольном образовательном учреждении.
На мой взгляд, воспитатель – это не только профессия, а как говорила моя бабушка: "Это дар божий". Но им отмечен далеко не каждый человек, это призвание, которое нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желание постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться.
Многие хотят быть воспитателем, но станут не все. Очень часто случается так, что приходит молодой специалист, окончивший ВУЗ с красным дипломом, и понимает, что помимо знаний о воспитании, детям нужно любящее сердце, готовое принимать их такими какие они есть: открытые, беззащитные, милые, озорные, гиперактивные, пассивные, ласковые. Но он к этому не готов или еще хуже не хочет. В лучшем случае такой специалист уходит из профессии, в худшем - остается. Вспоминаются слова великого русского писателя и педагога Льва Николаевича Толстого: "Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он - совершенный учитель". (Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. - М., 1956. - С. 362.)
Я работаю воспитателем вот уже 26 лет. Сократ писал: «Не профессия выбирает человека, а человек профессию». Но эту профессию не выбирают, выбирает скорей всего она сама. Меня она тоже выбрала. Я выросла в большой и дружной семье, у меня пять братьев и две сестры. Я была совсем маленькой, когда моя старшая сестра выбрала профессию воспитателя и уехала учиться в город. Когда я приезжала к ней в гости, она брала меня к себе на работу. Я никогда не забуду свои первые впечатления о детском саде, для меня это была сказка: много разных игрушек, кукольная мебель, детская посуда, мне не хотелось с ней расставаться. Я помню, когда мне было лет десять, сестра меня спросила, кем я хочу стать, я ответила - воспитателем, как ты. И действительно, я очень любила проводить время с племянниками, играть, гулять, укладывать их спать. Я помню, как гордилась тем, что мне доверяют маленьких детей, что я уже взрослая. Но, взрослея, у меня появлялись новые интересы, к окончанию школы, я решила стать модельером. Но так получилось, что для поступления не хватило практической работы: рисунка и готовой модели одежды. Я была в полной растерянности. Что делать дальше? Шла домой расстроенная, решила сократить путь и оказалась во дворе Педагогического училища. "Это знак свыше", - сказала я себе тогда. Подала документы на факультет дошкольного образования. Так я стала воспитателем. И я не ошиблась.
Моя профессия для меня - это состояние души, это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии. Я радуюсь каждому дню жизни с детьми, видя то, как они приходят в детский сад, бегут ко мне с распростёртыми объятиями и рассказывают что-то важное и интересное, делятся со мной своей радостью и переживанием, когда они не хотят уходить вечером домой, когда они шепчут мне на ушко: " Я тебя люблю". Мне радостно даже тогда, когда ловлю их добрый, открытый взгляд, когда просто без слов подходят и обнимают меня. Думаю, что это всё - наивысшая оценка для любого воспитателя, даже если у него нет никаких наград. Потому что любовь детей и есть высшая награда.
Работая воспитателем, я не перестаю удивляться, насколько дети разные, непредсказуемые, интересные, забавные, удивительно умные, умеющие своими рассуждениями, умозаключениями и поступками поставить задачу передо мной или любым взрослым.
Все они уникальны. В них живёт и талантливый художник, и пытливый наблюдатель, и неутомимый экспериментатор. Они открыты для красоты и добра, чутко реагируют на ложь и несправедливость.
Каждый ребенок с детства хочет быть "самым-самым". Существуют два вида педагогов "винтиков", которые тратят массу сил на борьбу с этим врожденным стремлением вверх. А педагоги творчества, напротив, стимулируют направленность на Большие Цели. "Вставайте, граф, вас ждут великие дела!" - этими словами слуга будил Сен-Симона. Каждый педагог должен так будить души своих воспитанников!
«Воспитатель должен быть творческим работником, ибо свобода творчества воспитателя – необходимое условие плодовитой педагогической деятельности, без свободы воспитание становится ремеслом, воспитатель – ремесленником, между тем, как воспитание – это миссия, а воспитатель – апостол» (А. Кергомар).
Достичь высокого уровня мастерства можно, если ты в душе творец, способный наслаждаться не только результатом, но и самим процессом создания. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство, творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности ребенка.
Моя задача как воспитателя : воспитывать личность творческую, креативную, коммуникабельную. Я считаю, что обязана много знать и уметь. Мне нужно уметь шить, мастерить, танцевать, петь, рисовать, фантазировать, выдумывать новые игры. Я всегда должна быть интересна для своих детей, уметь отвечать на многие детские «почему».
Для того, чтобы не растерять свое мастерство, я должна стремиться к избавлению от устаревших стереотипов, пополнению и обновлению своих знаний. Должна идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы, но и не забывать доброе старое. Поиск, инициатива и творчество являются моими обязательными спутниками на тернистой дороге педагога.
Имея в виду педагога, А. Дистервег писал: "Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием". (Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1956. - С. 74.)
«Ребёнок, - подчёркивал Руссо, - должен делать то, что он хочет, но он должен хотеть того же, чего хочу я». На мой взгляд, в этом высказывании заключён секрет мастерства воспитателя : организовать педагогический процесс настолько органично, чтобы ребёнок не ощущал на себе педагогического воздействия, а взаимодействие с воспитателем, способствовало бы формированию его собственного «Я».
Мы с детьми экспериментируем, проводим различные опыты, сочиняем стихи и рассказы, инсценируем сказки, организовываем концерты и представления, делаем различные панно, аппликации, поделки из природного материала. Я стремлюсь научить их творить, помогаю увидеть прекрасное, стараюсь вселить веру в свои возможности.
На земле каждый день рождается много людей, но лишь единицы становятся знаменитыми. Возможно, мне не суждено совершить подвиг, стать всемирно известной, сделать великое открытие - это неважно. Мне важно, что люди доверили мне самое дорогое, что у них есть – своих детей, которые вырастут и непременно внесут свой посильный вклад во благо нашей Родины, а кто-то из них, может быть, станет знаменитым и даже совершит подвиг. А я буду знать, что в этом есть и моя заслуга.
Анализируя свою работу, я утвердилась в том, что это не просто моя профессия, но и моё призвание, мой образ жизни. За эти годы я никогда не сожалела о том, что моя жизнь проходит среди детей. Эта профессия заставляет меня забывать все проблемы и огорчения, ощущать себя всегда здоровой, энергичной, молодой и всегда находиться в мире неповторимого, сказочного детства. «В любой профессии любовь к ней является одним из условий успеха», - писал Жолио-Кюри Ирен. Я люблю свою профессию, а это значит, что я счастливый человек. Закончить, хочу стихами:
Кто придумал судить о возрасте
По числу прожитых лет?
Ну, а если ты полон бодрости,
Если любишь ты белый свет,
Если мир ты наполнил красками,
Где отсутствует черный цвет,
Если ты не скудеешь ласками
И мечтателен, как поэт,
Если ты стремишься к новому,
И тебя не влечет покой,
Воспитатель тогда от Бога ты,
Оставайся всегда такой.