Елена Колесова
Эссе «Важность экологического воспитания в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе.
Важность экологического воспитания в детском саду.
Экологическое воспитание дошкольников должно выходить на приоритетные позиции в системе образования, ведь все мы прекрасно знаем, что дети наше будущее, им развиваться, расти и жить в этом мире, а следовательно им нужно знать о природе как можно больше, знать о проблемах экологии, какими путями их решить, как сохранить природу. В наше время стоит достаточно остро проблема экологического кризиса. Чтобы сохранить наш общий дом - Землю, необходимо формировать начала экологической культуры : правильного отношения детей к природе, которая его окружает, к себе и к людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми пользуются люди.
Публикация «Эссе „Важность экологического воспитания в детском саду“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Именно в таком раннем возрасте с трех до семи лет закладываются осовы осмысленного отношения к окружающей природе. Первые 7 лет жизни человека - период становления личности, закладывается мировоззрение человека. Обязанность взрослых:
- воспитывать гуманное отношению к животным, птицам, растениям;
- формировать систему знаний, представлений, причинно-следственных связей по экологии;
- показывать личным примером, прививать нормы поведения;
- развивать эстетические чувства (видеть красоту природы и желание сохранить ее);
- участвовать с детьми в посильной для них деятельности по охране природы, по уходу за растениями и животными.
Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Ребенок делает огромное количество открытий общаясь с ней, наблюдая за ней, играя с разнообразными природными материалами. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка.
Малыши воспринимают природу как нечто живое. Это позволяет заинтересовать ребенка абсолютно разными способами - звуки, тактильные ощущения или запахи заставят даже самого гиперактивного ребенка остановиться, присмотреться и задуматься.
Формировать гуманное отношение к природе у дошкольников, необходимо учитывая их возрастные особенности: эмоциональная отзывчивость, впечатлительность, сопереживание. Эта активная позиция детей, желание помочь, вырабатывает эмоциональный запрет на действия причиняющие боль всему живому.
Важно объяснить и показать детям, что по отношению к природе человек занимает более сильную позицию, а следовательно должен беречь и заботится о ней. Так же замечая антигуманные действия других людей, давать им соответствующую оценку и по мере сил и возможностей противостоять им.
Зачастую небрежное отношение детей к природе происходит из-за недостатка или отсутствия необходимых знаний. Поэтому важно формировать систему доступных экологических знаний : представления о растениях и животных, и их потребностях; понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания.
Форма экологического воспитания может быть любая : продуманная организация обучения, наблюдения на прогулке, игры, экскурсии, опыты и эксперименты.
Так же очень важным фактором в экологическом воспитании детей является образ жизни родителей. Если вся работа проводимая в детском саду будет закрепляться, поддерживаться родителями, это будет полноценное осуществление экологического образования. В данном направлении важны и совместные природоохранные акции, и походы, родительские собрания, мастер классы, консультации, а так же информированность родителей о экологической ситуации в конкретном месте, о работе проводимой с детьми в этом направлении в детском саду.
Элементарная сортировка мусора, дома, в садике, но с самого раннего возраста позволит научить детей “разумному потреблению”, сбережению ресурсов планеты, переработке. Подобный опыт позволит детям понять, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за планету, и каждый может сохранить и приумножить ее ресурсы.
Эффективность воспитания зависит не только от знаний и поведения ребенка в проде, но и от его непосредственного участия в сохранении и приумножении природных благ. Обеспечить практическую часть воспитания призван педагог и родители. Таким образом, лишь системный подход к экологическому воспитанию сможет оказать огромное влияние на ребенка и его отношение к окружающей среде.
Иногда, кажется, что экология это что-то далекое, не совсем понятное; но начните с самого малого, со своей семьи, пусть это станет привычкой, потом образом жизни и природа обязательно скажет нам “Спасибо”.
Жить в гармонии с природой, значит жить в гармонии с собой - это и есть счастье.
Колесова Елена Алексеевна.