Людмила Юрьевна Бондарева
«Мысли о педагогике и о себе». Эссе учителя — логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе учителя – логопеда МБДОУ № 13 г. Архангельска
Бондаревой Л. Ю. на тему:
«Мысли о педагогике и о себе»
Я люблю наблюдать, как время рождает людей: как постепенно хрупкое крошечное существо, впервые влекомое за руку родителем в младшую группу детского садика, обретает новые черты характера; образ личности прорисовывается все чётче и ярче. И вот со временем малыш начинает обживаться в этом незнакомом и пугающем его пока мире. Как ростки из зернышка проклевываются способности, у всех разные, но тем необычнее становится процесс общения и обучения этого юного сообщества в целом и каждого – по отдельности. Кто вырастет из тебя, ребенок? Какие ценности будут превалировать? Какую судьбу ты выберешь себе? Поняла, что лично могу повлиять на это тогда, когда вместе со всем залом аплодировала своему ученику за его чистый голос и душевную песню, а ведь еще недавно в его речи напрочь отсутствовали 12 звуков, которые мы с ним все-таки «победили». Значит, могу. …Значит, должна…
Публикация «„Мысли о педагогике и о себе“, Эссе учителя — логопеда» размещена в разделах
Если Высшая сила распорядилась так, что сделала меня первым учителем в жизни ребенка (учителем – логопедом детского сада, то и ответственность на себя беру немалую – перед этими ребятами, перед своим собственным «Я».
А ведь у каждого из нас есть огромный материал для изучения детской души – наше собственное детство, запечатленное в глубинах памяти, влияющее, так или иначе, на всю взрослую жизнь. Воспоминания накладываются друг на друга, как пласт нового снега - на старый. Как трудно достать то, что лежит в самой глубине памяти, но ведь оно там есть! Вспоминая свое детство, понимаю, почему стала педагогом. Вижу в подробностях школу, парты, строгую учительницу и нас – запуганных этой новой ответственностью и громким званием «первоклассник». Помню свою боязнь – не оправдать многократных обещаний, данных родне и соседям: «Учиться на одни пятерки» Теперь знаю, что это был страх перед объемом навалившихся, но не так быстро, к сожалению, усвояемых мной знаний, а потом – еще бессилие, слезы мамы и мое отчаяние. Это сейчас я пишу книги, а тогда я была маленьким, не понятым взрослыми существом… «Вспоминая прошлое, можно качественно изменить будущее» - любил повторять Честерфилд. Вспоминая детство, понимаешь, как следует учить, любить и уважать детей, чтобы они не почувствовали бы себя в школе ущербными из-за нехватки знаний, не ощущали бы на себе давящего груза комплексов: «Многого не понимаю - всё сложно – не хочу учиться».
Дарить детям интересные занятия! Занимательные, яркие, запоминающиеся, вызывающие самостоятельный поиск ребенка, активность его пытливого ума – вот к чему стремлюсь всеми своими силами. Не наполнять детей знаниями, а «зажигать», когда серьезное обучение становится увлекательным. «Знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными эмоциями, не становятся полезными – это мёртвый груз» (Волина В. В.). И тут обучающая и развивающая игра становится той волшебной палочкой, которая в этот раз превращает детей (и меня в том числе) в маленьких исследователей космоса. На следующем занятии «опускаемся» в глубины морские, а рыбы и кальмары предлагают речевые многоуровневые игры. А вот снова мы «карабкаемся» по тропинке в виде кроссворда и решаем заколдованные ребусы. Спасаем буквы, которые спрятала Баба Яга, а затем весело составляем из них слоги. Ни один игровой сюжет занятия не повторяется дважды, но дети чутко и сразу входят в предлагаемые им образы. Они внутренне уже готовятся к ощущению волшебства той красочной наглядностью, на которой базируется занятие. И много заданий предлагается детям зашифрованными в стихотворные строчки – это и неожиданно, и прекрасно развивает внимательность и запоминание. Совмещаю строгую систему знаний и увлекательный игровой сюжет каждого занятия, где слоги, например, сегодня написаны на круглых карточках – камешках, по которым перебираемся через реку, а завтра слоги обнаружим написанными на листиках волшебного дерева… И получается, что интерес вызывает удивление, будит мысль! Мои милые вундеркинды и просто гении наслаждаются игрой, а знания тем временем аккуратно укладываются в их милые головки на свои полочки. Но вот игровой сюжет ставит перед детьми проблемную ситуацию. Наблюдаю с интересом: кто-то морщит лобик, кто-то чешет в затылке. … В глазах – пытливость, разумность, и даже какая-то серьезность. Как они похожи на взрослых. Только маленьких. Маленькие взрослые и я среди них, как один большой ребенок. Ну, что же, всё вполне гармонично! Мы гармонируем друг с другом, в этом и заключается для меня вся прелесть педагогики.
Но надо признать, что в моей жизни тоже бывало всякое: работала и в поликлинике, и в школе, преподавала в институте усовершенствования педагогов и даже чуть не поддалась искушению приятельницы начать свой бизнес. Но как объяснить ей, почему снова и снова возвращалась в детский сад? Как объяснить, ведь и сама – то поняла не сразу и не вдруг…Дети – мои милые, родные создания! Как спешу ежедневно на встречу с вами! Как останавливается на миг сердце и что-то начинает щипать в глазах, когда вы, увидев меня, бросаете игрушки и шумной стайкой бежите навстречу, обнимая меня своими маленькими ладошками. Как объяснить ей?.
Попытаюсь выразить мысли своими стихотворными набросками:
«Человечки мои родные! Словно солнышки, глазки горят!
Любопытство в них так и плещется – нет смышленей моих ребят.
Вы, конечно, даже не знаете – придя к вам, я нашла себя…
Жизни путь бы начав свой заново, вас учила б опять, любя.
Проживу без «больших» я денег, не хочу ничего поменять,
Приросла я душою к детям! В детство я возвращаюсь опять!
«Возвращаюсь», а не «впадаю» - то прошу я учесть, друзья.
Скольких деток еще научу я. Я хочу, я могу, я должна! …»