Людмила Фомина
Эссе «Призвание — воспитатель детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе «Призвание-воспитатель детского сада»
«Воспитатель — это волшебник, который открывает
детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает
и умеет воспитатель, зависит то,
чему и как он научит своих воспитанников».
К. Гельвеций
«Почему я выбрала профессию воспитателя?» Мне кажется, что профессия сама выбрала меня. Слушая рассказы мамы, я вспоминаю свое детство, вспоминаю как сама, будучи маленькой девочкой, приходила из детского сада и рассаживала мишек и кукол, показывала им книжки с цветными картинками, что-то объясняла, журила, если они баловались, кормила, укладывала спать, одним словом – воспитывала, повторяла то, что видела и запоминала от своего воспитателя.
Публикация «Эссе „Призвание — воспитатель детского сада“» размещена в разделах
Сегодня воспитатель я, и я понимаю, насколько ответственную должность занимаю, ведь дети, как и я сама когда-то, запоминают и повторяют то, чему их научили в детском саду.
Для меня моя профессия – это возможность постоянно находиться в мире детства, сказки, фантазии. Особо понимаешь значимость своей профессии, когда видишь широко распахнутые тебе навстречу глаза детей, жадно ловящие каждое слово, жест, взгляд. Глядя в эти глаза, понимаешь, что ты нужна им. Малыши проверяют меня на прочность и одновременно любят меня. Секрет их чистой любви прост: они открыты и простодушны. Они открыты для добра, красоты, чутко реагируют на ложь, на несправедливость.
Невозможно выразить словами то счастье, когда ребёнок подаёт тебе тёплую ладошку, доверчиво прижимаясь и радуясь тебе. Нужно иметь огромное терпение и сострадание к детям, желание видеть «своих детей», переживать за их успехи и неудачи, радоваться личным достижениям и маленьким победам. По сути, эти дети не являются родственниками, но ты с ними «срастаешься», начинаешь думать вместе с ними, удивляться и восхищаться как они и вот - это уже «мои дети.»
Так что же значит для меня, быть воспитателем детского сада? Как выяснилось, что это очень нелегкий и непростой труд, это постоянный поиск чего-то нового, это творческий подход, это новые открытия. И чтобы быть полезной и интересной детям, необходимо постоянно самосовершенствоваться, иметь желание расти в профессии, достигать реальных результатов. Я должна уметь и знать все! Чтобы мои дети умели рисовать, петь, танцевать… я должна уметь это все сама. Воспитатель должен уметь работать с родителями. Здесь необходимо находить подход к каждому родителю, чтобы уже вместе идти по пути воспитания ребенка. Но главное, ничего нельзя достичь в нашей профессии – если не любить детей. Любить их как своих, всех, несмотря ни на что. Принимать их со своими причудами и привычками. Относиться ко всем объективно. Не уничтожать и не подавлять в них личность. Не навязывать им своего мнения. Ведь «устами младенца глаголит истина». Быть достойным примером для детей во всем. Быть воспитателем – это значит, по-матерински окружить детей заботой, нежностью, лаской. Это-состояние души. Не вижу один день своих детей и душа начинает болеть, переживать. Как они там? Это когда утром приходят дети в детский сад и бегут навстречу к тебе со словами: «Людмила Николаевна, а почему Вас вчера не было? Я вам дома рисунок нарисовал …» И я вижу улыбки детей и спокойные лица родителей, которым я мысленно говорю:«Все у нас будет хорошо…». Всем известна фраза: дети-цветы жизни. Действительно, один похож на скромный василек, другой на колючий кактус, третий на нежную незабудку. Все они такие разные. А моя задача- помогать им раскрыть свои прекрасные лепестки, удивить мир своим великолепием и не допустить того, чтобы чудесные цветы превратились в холодные, бездушные снежинки.
Широкими раскрытыми глазами смотрит ребенок на окружающий его мир. Стать человеком ребенку поможет воспитатель. Воспитатель – как много в этом слове! Это любовь и знания, веселый нрав и умение быть требовательным, общительность и умение убеждать. Воспитатель- пример для малыша, его опора, путеводная звезда на небосводе детства.
Воспитатель – это не профессия, а образ жизни. Счастливым стал день, когда я переступила порог детского сада. Я счастлива, что могу создать хороший микроклимат в своем маленьком коллективе, что мой труд приносит мне радость и моральное удовлетворение. Вот уже тридцать пять лет я дарю детям свою безграничную любовь и заботу. В этом я вижу смысл моей жизни. И именно этому я ее посвятила. Я люблю детей, свою профессию, люблю детский сад, в котором работаю.
Мир детства – чудесный и таинственный остров в мире взрослых. Маленькие жители его что-то знают, что-то понимают, но у них пока еще мало жизненного опыта. Как помочь ребенку войти в современный мир и познать его? Как приобщить его к ценностям, научить быть самостоятельным и умелым? Как научить принимать решения и отвечать за их последствия? Вот далеко не полный круг задач, которые я ставлю перед собой.
Ребенок развивается в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Я всегда помню о том, что ведущую роль в формировании личности играет воспитатель. Я являюсь для них образцом подражания и вместе с тем организатором всей их жизнедеятельности.
Формы и методы моей работы разнообразны. Я со своими детьми беседую и играю, гуляю и занимаюсь, наблюдаю и экспериментирую. Много времени и внимания уделяю формированию экологического сознания у дошкольников, веду кружок «Юный эколог».
Качество реализации задач зависит не только от воспитательно – образовательной работы, но и от развивающей предметной среды. С первых дней работы считаю, что первая и главная задача воспитателя – обеспечить психологический комфорт каждому ребенку. Создание для детей такой среды, чтобы они чувствовали себя в детском саду, как дома. Именно такую среду я создала в своей группе. Образовательный процесс напоминает мне строительство дома. Хороший, прочный фундамент – залог устойчивости всего здания. Всё, что мы вкладываем в ребёнка в раннем и дошкольном возрасте, является основой его мировоззрения в будущем. Воспитатель, как строитель, по кирпичику вкладывает в детей знания, развивает умения, отрабатывает навыки.
Иногда мне говорят: «Везёт тебе, ты любишь свою работу!». Действительно, большое счастье заниматься делом, которое доставляет удовольствие. Приятно, что спустя годы бывшие подопечные, теперь ученики школы, подходят на улице, здороваются, рассказывают о себе, приглашают в гости. Радостно на сердце, когда родители воспитанников рассказывают, что их ребёнок просыпается утром чуть свет и собирается в садик («Карина говорит: «Меня там Николаевна ждёт!»») А я действительно жду. И надеюсь, что этот день принесёт новые радостные впечатления. Отрадно, что дети с удовольствием заходят в группу, а вечером, если за ними рано приходят, не хотят уходить домой. Для меня это главная награда в моей профессии.
В детском саду скучно не бывает, каждый день наполнен чем-то новым и неожиданным. Просчитать ситуацию просто невозможно. Ведь дети непредсказуемы и действуют, почти всегда, вопреки логике. Мне очень приятно, когда ребёнок идёт в детский сад без слёз, с улыбкой на лице и радостно меня приветствует.
Думаю, что профессия воспитателя стала моим призванием, помогла найти свою дорогу, свое место в жизни, дала возможность искренне отдаваться любимому делу, отдавать свою любовь, знания детям и не сгорать от этого, а становиться чище и богаче душой.
Я счастлива, что связала себя крепкими связями с великим и прекрасным делом – воспитание детей. Я научилась смотреть на мир восторженными глазами детей и созерцать его таким, какой он есть. Я научилась просыпаться ежедневно в ожидании чуда. У меня сложилось такое ощущение, что воспитывая детей, я воспитываю себя!
Психологи утверждают, что для того, чтобы человек просто выжил, ему необходимы по четыре объятия в день. Чтобы чувствовать себя счастливым – восемь. Поэтому я стараюсь чаще прижимать детишек к себе, каждого погладить по голове, назвать по имени, найти ласковое слово, посадить к себе на колени.
Работая с дошколятами, не перестаёшь удивляться – какие они удивительные, смешные, заботливые, прекрасные, любопытные. Каждый ребёнок по своему уникум, со своим характером и настроением, талантом и непредсказуемостью. От того, что знает и умеет делать взрослый, зависит будущее малыша, чему он их научит. Время прогресса неумолимо предоставляет возможность для самосовершенствования, осваивать инновационные технологии и нетрадиционные методы. Чтобы удовлетворить любознательность современного ребёнка, необходимы знания современных методик и технологий.
За время пребывания в детском саду мне довелось работать с разными возрастами: от младшей ясельной и до подготовки и скажу, не тая, что в каждом возрасте есть своя «изюминка», свои отличительные черты. Когда набираешь младший возраст и идёшь, ступенька за ступенькой, к выпуску из детского сада, то на протяжении этого времени ты с детьми сближаешься и растёшь вместе с ними. Заболел ребёнок – и у тебя за него сердце болит – как он там, всё ли нормально, ничего серьёзного не приключилось? Самый ответственный момент – это адаптация ребёнка в ясельной группе. Когда малыш плачет и не хочет отпускать свою маму на работу, то собираешь все свои знания и умения, приёмы и методы, набираешься терпения и стараешься сделать всё, чтобы пребывание малыша в детском саду было комфортным и уютным. И как же здорово, что этот малыш, который недавно плакал, идёт к тебе на руки и тянется, как к родному человеку. Уже и с мамой расставание проходит легче и безболезненней. Думаю, это означает одно – ты стала своей, второй после мамы.
Каждый раз, когда после выпускного бала дети покидают детский сад, моя частичка души уходит вместе с ними. Со временем отдаёшь столько любви и энергии, а взамен тебя одаряют доверием, радостью и самое главное – любовью. Я горжусь тем, что бывшие мои воспитанники при встрече со мной улыбаются той улыбкой, по которой я их узнаю, здороваются, делятся своими новостями и достижениями.
В детском саду я работаю тридцать пять лет и другой профессии для себя не желаю. Стараюсь узнавать что–то свеженькое, и не отставать от новых технологий в области дошкольного воспитания. Освоила ИКТ, применяю в работе с детьми ТРИЗ, сказкотерапию. Главное – я люблю детей и у меня есть огромное желание работать. На работе - ежедневное самообразование в общении с детьми, коллегами, родителями. Каждый день я что-то планирую, реализую, показываю, общаюсь. Я не работаю воспитателем, я живу воспитателем. На улице не могу пройти мимо, если кого-то обижают, или жестоко обращаются с животными… Я хочу научить каждого ребенка жить в согласии с самим собой и окружающим миром, показать ему, как красив и приветлив мир, в котором мы все живём. Стремлюсь воспитать в них взаимопонимание, человеколюбие, чтобы Добро, Истина, Любовь, Красота, Сострадание остались для них ценностями на всю жизнь.
Профессия воспитателя привлекает меня прежде всего своей гуманностью и благородством. Я считаю, чтобы стать хорошим воспитателем, надо много работать над собой, самосовершенствоваться. Человек жестокий, властный, эгоистичный не может быть воспитателем. Но им не может быть и сухой, пассивный, замкнутый только на себе, на своих интересах человек. Быть воспитателем для меня - значит быть человеком творческим, индивидуальным, постоянно стремящимся к подлинно человеческому контакту с детьми, с богатым внутренним миром и неистощимой жизненной энергией. Главное в моей работе – это не количество грамот, а успехи воспитанников, развитие их способностей, а также теплые искренние слова от родителей за заботу, ласку и любовь к детям. Закончить свое эссе мне бы хотелось в стихотворной форме:
Воспитатель – кто это такой?
Наставник или назидатель?
А может, он творец и душ ваятель?
А может просто человек,
След оставляющий на век?
И простотой и глубиной души
Способный в жизнь нам выстроить мосты!