Яна Мельничук
Эссе «Педагогика — это наука или искусство»
Эссе «Педагогика - это наука или искусство?»
«Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как легкие и сердце, так что если один орган извращен, то и другой не может правильно действовать»
Л. Н. Толстой.
Спорить с тем, что педагогика – это наука, думаю, в наши дни уже ни кто не станет. Педагогика давно приобрела статус науки. [1] Она имеет длительную историю, неотделимую от истории человечества. Термин «педагогика» ведет свое происхождение из Древней Греции, и определяется это понятие как наука о воспитании. Педагогика как самостоятельная наука была выделена в XVII в. из ряда философских наук. Осмысливая развитие педагогической теории, нельзя не обратить внимания на то, что педагогика иногда рассматривается как наука и как искусство. Есть историческая причина подобного смешения этих терминов. В XIX в. существовало два понятия: педагогика и педагогия. Первое обозначало науку о воспитании, второе – относилось к практической воспитательной деятельности. Затем эти понятия слились, что давало повод считать педагогику и наукой, и искусством. [2] Но правильно ли это? Мнения на этот счёт различны.
Публикация «Эссе „Педагогика — это наука или искусство“» размещена в разделах
Мною не случайно взяты в качестве эпиграфа характеристики терминов «наука» и «искусство».
Что же такое искусство? Искусство – это творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. В более широком значении искусством называют любую деятельность, совершаемую мастерски, искусно в технологическом и эстетическом смысле, а также высокий уровень мастерства в любой деятельности. Значит, говоря о педагогике как области искусства, мы по всей вероятности должны вести речь об умении, мастерстве педагога.
Что же такое наука? Можно сказать, что вообще наука есть изучение явлений со всевозможных сторон, их свойств, взаимоотношений, разнообразных сочетаний друг с другом, причин и условий возникновения. С этой точки зрения и педагогика, и теория всякого вообще так называемого искусства будет наука.
И наука, и искусство создают нечто новое, не существовавшее до сих пор; и та и другое нуждаются в деятельном участии органов внешних чувств для собирания наблюдений, обработки их и проверки, для художественного выражения известной идеи в определенной материальной форме; ни наука, ни искусство никогда не занимаются одним явлением ради него самого, их предмет постоянно общее. Я считаю, что эта черта и науки и искусства весьма важна, она признак высоты умственной деятельности. [3]
Безусловно, при сходствах между наукой и искусством есть и различия : искусство на первом плане ставит эстетичность своих продуктов, гонится за красотой, чего наука не делает. Выяснять явления - существенная задача науки и искусства. Но это выяснение явлений наукой и искусством совершается неодинаково: наука, выясняя явления, приводит их к отвлеченным формулам и законам, в которых всякая отдельность и индивидуальность пропадают; искусство своим изображениям явлений, выясняющим эти последние, придает, напротив, индивидуальную форму, снабжает их как бы личными признаками; искусство по сравнению с наукой более материально и более нуждается в органах внешних чувств.
Итак, подводя итог, я хочу сказать, что педагогическая наука - это результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения. Без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать. Знание закономерностей обучения и воспитании, овладение методами педагогического процесса – основа педагогического мастерства. К усвоению педагогики надо подходить как к научно-познавательной деятельности, на базе которой может и должно развиваться педагогическое искусство, как неотъемлемый элемент педагогической деятельности. А педагогом может быть далеко не каждый. Это должен быть человек, имеющий призвание, призыв, внутреннее осознание того, что это его путь – путь поиска, постоянного беспокойства, путь сомнений необыкновенной требовательности к себе, путь упорного каждодневного труда.
Список используемой литературы:
1. Лихачев Б. Т. Сластенин В. А. "Педагогика". – М., 2010. -7с.
2. Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. - М., 1980.- 212с.
3. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. - М., 1988. - гл. 20. – 380c.
4. Подласый И. П. Педагогика. -М. ,1996.–220c.
5. Шапоринский С. А. Процесс научного познания и процесс обучения. - М., 1980.- 145с.