Получи документы

Эссе «Роль речи в личной и профессиональной деятельности воспитателя»

Лариса Комиссарова
Эссе «Роль речи в личной и профессиональной деятельности воспитателя»
▼ Скачать + Заказать документы

ЭССЕ на тему :

«Роль речи в личной и профессиональной деятельности воспитателя».

О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух… А. С. Пушкин

Определить для себя, что такое речь мне не составило труда. Учёба в институте не прошла даром. А вот о её роли в профессиональной сфере за годы работы воспитателем в детском саду серьёзно задумалась только сейчас, и то, благодаря теме курсовой подготовки. Не скрою, этот вопрос явился неким белым пятном в моей педагогической деятельности, благодаря которому в моём доме появился интернет, сняты с полок толковые словари, энциклопедии, просмотрены труды Ф. А. Сохина, Е. И. Тихеевой, О. С. Ушаковой, А. И. Максакова.

Публикация «Эссе „Роль речи в личной и профессиональной деятельности воспитателя“» размещена в разделах

Считая себя хорошим воспитателем, я не раз ловила себя на мысли: что нужно делать, для того, чтобы стать ещё лучше? Столкнувшись с проблемой роли речи в личной и профессиональной деятельности, поняла, надо продолжать совершенствоваться, развивая свою речь. Таким образом, знаменитый некогда лозунг вождя пролетариата: «Учиться, учиться и учиться», сопровождавший нас на протяжении десяти лет обучения в школе, снова и снова для меня обретает актуальность.

Основные общеобразовательные программы говорят нам о необходимости обучения детей на лучших образцах родного языка, а кто в детском саду является носителем этого образца? - Воспитатель. Поэтому не могу не согласиться с высказыванием автора методического пособия «Развитие речи детей дошкольного возраста», которое звучит так: «От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей». В этом соль нашей профессии. С самого начала своей педагогической деятельности, а начала её я сразу после школы в должности старшей пионерской вожатой, мне приходилось сталкиваться с неправильным лексическим и грамматическим оформлением речи школьников, она просто изобиловала словами-паразитами. В чём же корень проблемы, почему речь детей так засорена, где же речь, насыщенная яркими эпитетами, художественным словом, к помощи которого мы так часто прибегаем в детском саду? А проблема в нас – педагогах. Увлекаясь объёмом учебной информации, которую запланировано вложить в воспитанников за короткое время занятия, мы зачастую забываем о правильном чётком и ясном произношении, проглатываем отдельные звуки, недоговариваем слова. Не задумываемся о темпе речи, она или слишком быстрая, или слишком медленная. Не придаём должного значения интонационной, выразительной окраске речи, которая заключается в использовании силы голоса, ритма, мелодии, тембра, а также её грамматически оформленному, связному смыслу. От этого наша речь выглядит болезненно, небрежно. Это патология? Нет. Это вполне излечимо. В своей практике мне довелось работать с удивительным педагогом, музыкальным руководителем детского сада, в котором я начинала свою педагогическую деятельность. Первое её занятие с детьми повергло меня в творческий шок. Доброжелательный, выразительный тон, яркая, насыщенная литературными оборотами, чистая, логичная речь, влюбили меня в этого педагога с первого звука. Как-то раз, у неё на занятии, я неправильно поставила ударение в слове красивее, после занятия она подошла ко мне и тактично исправила мою ошибку, объяснив роль культуры моей речи в общении с детьми. Мне было очень стыдно. С тех пор мой стиль общения с детьми отражается в смысле народной пословицы: «Толкуй, да прежде сам разжуй». Мне нравится в своей практике прибегать к помощи пословиц и поговорок, с их помощью можно коротко и ясно объяснить детям смысл тех или иных явлений, поступков. Я начала следить за своей речью, стараясь исключать из неё слова, вызывающие сомнения в произношении, разрабатывать такие качества речи как, правильность, выразительность, чистота, точность, уместность, сознавая ответственность перед своими воспитанниками и детьми. Пример брала с опытных педагогов. За свою педагогическую деятельность мне приходилось принимать участие в районных конкурсах «Педагог года», методических объединениях района, а это открытые занятия, обмен опытом работы, проба сил в написании педагогической философии, круглые столы, самопрезентации. В такие моменты нередко чувствовала, как язык мой как будто заворачивается в «трубочку» при желании выдать научно обоснованную фразу. Не зная брода, не суйся в воду, говорила я себе не раз. Но только таким образом можно получить реальную оценку значимости своей речи. Требования к речи педагога очень высоки. Это провоцировало меня на изучение передового педагогического опыта, методических пособий и рекомендаций, что, несомненно, оставляло нестираемый отпечаток на моей профессиональной деятельности, пополняло словарный запас необходимой терминологией. Конечно, речь моя, не идеальна, но я стараюсь совершенствоваться. Сама порой, не понимаю, как ладно и складно у меня получаются отдельные фразы, правильные, точные и аудитория слушает с интересом. А бывает, например как на лекциях у Татьяны Витальевны Атякшевой, сталкиваюсь с проблемой подбора нужных слов и определений, выполняя творческие задания. Сразу ловишь себя на мысли о недостаточности информации, опыта общения на данную тему в педагогической среде и думаю я такая не одна. В оправдание себя приходит на ум крылатая фраза - на языке вертится, а сказать не могу, вот и получается, моя внутренняя речь не отпускает вовремя на волю мысли. Вообще, по своей натуре, я одиночка придумываю и сочиняю в тишине и покое. Делаю всё заранее, чтобы речь моя не вызывала сомнений у собеседников. Не могу читать текст, не отрываясь для пояснений, что влечёт за собой прерывистость. Часто приходится импровизировать, но здесь всё зависит от уровня осведомлённости проблемой, словарного запаса по данной теме, в проблемных ситуациях придерживаюсь небезызвестной поговорки: «Молчи, за умного сойдёшь».

Я считаю, правильный педагог, взявший на себя роль зеркала для детей, понимающий ценность своих действий, никогда не позволит превратить групповое помещение в Королевство кривых зеркал или комнату смеха. Осознавая своё положение, педагог должен постоянно совершенствовать свою речевую позицию. Воспитатель ребёнку в детском саду самый близкий и родной человек с утра до вечера. Кому же, как ни ему подражать. В подтверждение этой мысли есть много высказываний в устном народном творчестве. К примеру: «Какова яблонька, таковы яблочки» или «Что посеешь, то и пожнешь» и др. Но, как выясняется не всегда можно жать посеянные действия педагогов. К примеру, моя дочь - Оля, очень любит играть в школу. Она берёт на себя роль учителя, а ученики – игрушки, причём у каждой есть своё имя. Здесь наступает момент истины для меня как, педагога. Начинается занятие правильно, тон общения с детьми спокойный, приветливый, Оля старается, выразительно объясняет тему «детям», хвалит своих подопечных, но уже к середине занятия находятся возмутители спокойствия, и вот тон перестаёт быть ласковым, обретает повышенную эмоциональную окраску, в речи появляются слова-сорняки. Страшновато становится, не правда ли? Самое главное, ребёнок считает это нормой общения. Я в таких случаях тактично включаюсь в «педагогический» процесс, ход игры изменяется в положительном направлении, но каждый раз игровые действия ребёнка принимают одну, и туже позицию в отношениях учитель-ученик (воспитатель-воспитанник). У девочки сложился стереотип строгого педагога, а такие педагоги не задумываются о красоте речи, для них дисциплина любой ценой превыше всего. Оле нравится роль учителя, она тщательно «готовится» к занятиям, подбирает атрибуты для игры, но стоп, говорю я себе, я не хочу видеть в дочери педагога, который в силу своих речевых недостатков, игнорирует ценностно-личностные установки, приучает детей реагировать, только на порицания. Может быть, педагог не достаточно опытен, а проблема непонимания педагога воспитанниками состоит в несовершенстве его собственной речи, пройдёт немного времени и ситуация изменится. Ведь опыт приходит не сразу.

С одной стороны это меня стимулирует, помогает оценивать свои действия, как педагога. Бывают ситуации, где меня спасает только речь, эмоциональная, интонационная окраска и содержание которой зависит от обстоятельств. Это может быть считалка, загадка, игра или даже песня. Я считаю свою речь эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой, но, вместе с этим, нуждающейся в постоянном обновлении.

В личной жизни речь помогает мне быть такой, какой бы меня хотели видеть окружающие. В общении с друзьями она одна, в семье она другая. Мой муж, человек серьёзный, немногословный, придерживающийся принципа - семь раз отмерь, один отрежь, поэтому я стараюсь не утомлять его длинными руладами, чувствую, когда можно поговорить, а когда не стоит, но за советом обращаюсь, он не без интереса читает мои работы, а главное понимает мою привязанность к делу и не препятствует этому. Со своими детьми общаюсь в соответствии с возрастными потребностями. Я стараюсь быть им лучшим другом, которому можно доверять тайны. Который может дать добрый совет, а может превратиться в этакую Бабу Ягу, которая, всегда против. Коммуникативная сторона моей речи помогает мне свободно вступать в контакт с родителями воспитанников, давать им практические советы и рекомендации. Коллеги обращаются ко мне за помощью. Я помогаю им в формулировании целей,образовательных задач, даю советы о построении НОД, делюсь своим мнением. Мне, в свою очередь, нравится им помогать, это приводит мою мыслительную деятельность в работоспособное состояние, появляется желание что-то придумывать, творить, не даёт моим мозговым клеткам, отвечающим за профессиональную речевую активность покрыться слоем пыли. Ведь уровень речевого общения с коллегами отличается от уровня общения с детьми. Мы хорошо понимаем, друг друга и, всё-таки, речь моих воспитанников не достаточно хорошо развита, значит, у меня к моей речи возникают вопросы. Мне есть над, чем трудиться, есть в чём совершенствоваться, а без труда, как известно, не вынешь рыбку из пруда.

Кто ищет эффективные средства совершенствования речи, тот обязательно найдёт.

Права народная мудрость: «Век живи, век учись».

Список литературы:

1. Головин Б. Н. Основы культуры речи. - М. : Издательский дом ЮНИТИ,1988.

2. Даль В. И., Толковый словарь русского языка современная версия. – М. : ЭКСМО-ПРЕСС.

3. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 1984.

4. Тихеева Е. И. Развитие речи ребят (раннего и дошкольного возраста) Пособие для воспитателей детского сада. М. : Просвещение 1981.

5. Шаталов А. А. Педагогические взгляды Л. Н. Толстого. – М. 1993.

Публикации по теме:

Методические рекомендации по использованию технологий http://www.maam.ru/users/files/download322.htmlМетодические рекомендациипо оценке профессиональной деятельности педагогического работника.

Мои маленькие достижения!!!Мои маленькие достижения!!! Участие в конкурсах очень интересное и забавное увлечение. Мне пришлось это по душе,будем участвовать и дальше! 1 июня 2012-участие в конкурсе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эссе «Роль речи в личной и профессиональной деятельности воспитателя»
Опубликовано: 27 января 2014 в 15:02
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эссе «Роль речи в личной и профессиональной деятельности воспитателя»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Комиссарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД