Наталия Тупикина
Эссе «Моя педагогическая инициатива»
▼ Скачать + Заказать документы
«Моя педагогическая инициатива», посвященное занятию в старшей группе «Путешествие на весеннюю поляну»
Идеал воспитания – это
сочетание ума мудреца
с силой и здоровьем атлета.
Ж. Ж. Руссо.
Издавна говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибается тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей каждого человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Публикация «Эссе „Моя педагогическая инициатива“» размещена в разделах
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Здоровье ребенка можно считать нормой, если он: умеет преодолевать усталость/физический аспект здоровья/; проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость,/интеллектуальный аспект здоровья/; честен, самокритичен /нравственное здоровье/; коммуникабелен /социальное здоровье/; уравновешен /эмоциональный аспект здоровья/.
Для родителей и педагогов нет важнее задачи, чем сохранение и укрепление здоровья детей. Воспитание здорового, физически подготовленного подрастающего поколения, а также его благополучное социальное состояние и гармоничное развитие, является жизненно необходимой и основной задачей педагогов, медиков, родителей.
Моим приоритетным направлением с дошкольниками является физкультурно-оздоровительная работа. Я считаю одной из эффективных и интересных форм – это занятия художественно–ритмической гимнастикой.
Необходимость этих занятий вызвана: недостаточной двигательной активностью в течении дня в детском саду и дома; потерей природной гибкости, эластичности и подвижности суставов к концу дошкольного периода; возможностью реализовать себя в движении и большим желанием родителей видеть ребенка физически совершенным: развитым, здоровым, активным.
За основу построения занятий взята традиционная структура, но ее содержание имеет определенные специфические особенности.
Упражнения, используемые в подготовительной и заключительной частях, а также психогимнастика, игры, меняются через каждые шесть занятий, чтобы привести их в соответствие с сюжетом, а комплексы общеразвивающих упражнений в основной части – постепенно усложняю и увеличиваю нагрузку. При дозировке упражнений учитываю уровень подготовленности и индивидуальные особенности детей.
Большое значение имеет музыкальное сопровождение, наглядность /картинки– схемы/,спортивный инвентарь.
В основу занятий входят как традиционные методы и приемы физической культуры, так и нетрадиционные. К ним относятся:
- игры – путешествия включают все виды двигательной активности.
- игровой массаж – основа закаливания и оздоровления;
- игропластика основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости, включающей упражнения на растягивание;
- креативная гимнастика включает нестандартные упражнения, специальные задания, творческие игры, направленные на развитие выдумки, творческой инициативы, познавательной активности, мышления, свободного самовыражения.
Мною разработаны серии занятий по художественной и ритмической гимнастике.
Одно из них – это занятие для старшего дошкольного возраста, танцевально-игровая гимнастика «Путешествие на весеннюю поляну».
Главной целью является привлечение внимания детей к занятию танцевально– игровой гимнастикой. В нем я использовала сочетание старых классических разделов занятия и новых дополнительных разделов:
- игроритмика /это упражнения для согласования с музыкой, танцевальные шаги, бег/.
(Музыка создает общий положительно–эмоциональный настрой, музыкальное сопровождение прослеживается на протяжении всего занятия. Веселая, задорная маршевая музыка в вводной части занятия выражает смену настроения художественного слова. Движения выполняются соответственно тексту.)
Игроритмика
Танцевальные шаги.
Эй, ребята, веселей! - ходьба гимнастическим
Ножек, ручек не жалей! шагом.
Отправляемся в поход.
Сколько нас открытий ждет!
Мы шагаем друг за другом.
Лесом и весенним лугом.
Мы походим на носках, - ходьба на носках.
А потом на пятках, - ходьба на пятках.
Вот проверили осанку
И свели лопатки.
Тишина стоит вокруг, - ходьба скрестным шагом.
Вышли мы сейчас на луг.
Чтоб цветочки не помять,
Будем мы вот так шагать…
После шагом острым все пойдем. – ходьба острым шагом.
К речке быстрой мы спустились,
На полянке очутились.
Много здесь насекомых, птиц, зверей,
Побежали все быстрей! - бег с остановкой.
Шагом все пойдем теперь. – ходьба обычным шагом.
- игрогимнастика /это общеразвивающие упражнения, акробатические, упражнения на укрепление осанки/
ОРУ упражнения с мячом.
(Мяч – средство передачи образа героя сказки Колобка).
«Гимнастическая сказка».
(Выполнение игрогимнастики «Колобок» под сопровождение русской народной мелодии. Мелодия передает светлый, сказочный, волшебный колорит. Четкий и энергичный ритм музыки сочетается с текстом.)
Жили – были дед и баба - стоя, мяч в правой руке,
На поляне у реки вращение мяча под рукой,
тоже левой рукой.
И любили очень – очень - полуприсед, выставляя мяч
На сметане колобки. в сторону вправо – влево.
Хоть у бабы мало силы, - «пружинка».
Баба тесто замесила.
Ну, а бабушкина внучка - вращение мяча между ладонями.
Колобок катала в ручках.
Вышел ровный, вышел гладкий, - мяч в правой руке,
Не слоеный и не сладкий. перекладывание из руки в руку.
Очень круглый, очень вкусный, - подбросить мяч и поймать2 р.
Даже есть его мне грустно. – положить на пол.
Мышка серая бежала, - обежать вокруг него 2 раза.
Колобочек увидала.
Ой, как пахнет колобочек, - приседая,прижимая мяч к носу.
Дайте мышке хоть кусочек.
С колобком забот немало – - в упоре присев, выполнить
Скачет глупый где попало. прыжки.
Может в лес он укатиться, - стоя, зажать мяч между ног,
Может съесть его лисица. выполнять прыжки.
Лучше взять мне колобочек - стоя, мяч за спиной,
Да запрятать под замочек. выполнять прыжки.
И тогда из под замочка - восстановительная ходьба
Не украсть ей колобочка. на месте.
Основные упражнения. Акробатика.
(Упражнения на развитие гибкости, растяжки и подвижности суставов.)
Солнышко, солнышко,
В небе свети!
Яркие лучики
К нам протяни!
Ручки мы вложим
В ладошки твои.
С тобой заниматься
На луг мы пришли.
/Дети по карточкам – схемам выполняют акробатические упражнения. /
-упражнение «улитка»,
-упражнение «кошечка»,
-упражнение «кошечка тянет ногу»,
-упражнение «коробочка»,
-упражнение «лягушка»,
-упражнение «Буратино».
- музыкально–подражательная игра /подвижная игра для определения темпа, динамики музыки и согласования движения с музыкой/
Игра проводится в основной части занятия, для повышения двигательной активности и увеличения физической нагрузки. Для привлечения внимания и заинтересованности детей использую атрибуты воротнички и ростовую куклу «Цапля»
Музыкально – подвижная игра «Лягушки и цапля».
(Звуковым оформлением игры служит песня «Лягушачий джаз» муз. А. Варламого, сл. В. Кузьминой)
Веселые лягушки
Под задорную музыку,
Весело шагают,
Лапы поднимают,
А когда музыка замолкает
Все на месте замирают.
По болоту цапля ходит,
Лягушаток непослушных ловит. /Игру повторить 2 – 3 раза/
- игропластика, используется в заключительной части занятия. Для развития гибкости, пластики тела, изящества движений.
Игропластика «Лебедь».
(При постановке игропластики выбирается специальный музыкальный материал. Это плавная, мелодичная по звучанию музыка.
Музыка из серии «Музыка с мамой» /С. и Е. Железновы/)
Специальные упражнения для развития гибкости:
«уточка» - из седа на колени, перейти в сед между пятками, колени вместе.
«спящий лебедь» - сед на коленях, левая нога вперед на носок, согнута в колене, правая рука лежит на левой ноге. Левая рука назад – вверх, голова прижата к левому колену.
«лебедь» - принять положение упора стоя, левая нога впереди, согнута в колене, а правая сзади. Руки подняты в стороны, вверх.
Для достижения высокой моторной плотности, хорошего тренирующего эффекта, а так же повышения физической нагрузки на данном занятии, использовала нестандартное оборудование:
- массажный коврик, для профилактики плоскостопия /очень удобный, наполнен природным материалом – зерном/;
-метки – цветы и дидактическое солнышко, которые служат детям зрительным ориентиром;
- карточки – схемы с изображением акробатических упражнений, позволяют увеличить моторную плотность занятия.
Формы организации двигательной активности самые различные, среди них нетрадиционные – это выполнение упр. вокруг ориентира – солнышко, с использованием схем, и выполнение упражнений на метках «цветы». Многочисленные перестроения, помогают повысить моторную плотность и общую двигательную активность.
В итоге умение ребенка выражать различные образы в акробатических, ритмических и танцевальных движениях является венцом моих педагогических усилий, направленных на формирование у детей умения реализовать себя в движении.
К возрасту /5-6 лет/ дети более осознано подходят к вопросу сохранения своего здоровья. А девочки стремятся к красоте, изяществу и грации своего тела.
В дошкольном возрасте ребенок генетически запрограммирован на заботу и уход за ним взрослыми. Собственной потребности в здоровом образе жизни у него еще нет. Эту потребность, стараюсь сформировать в процессе активной оздоровительной деятельности ребенка. И этот процесс должен создавать ребенку удовольствие.
В своей работе я не использую один и тот же материал /гимнастическую или акробатическую композицию/ под один и тот же музыкальный репертуар. Разработка новых композиций - это бесконечный процесс, при котором ориентируюсь на возможности конкретных детей, а также цель и задачи их развития.
Самостоятельно разработанные гимнастические композиции «Птица счастья», «Морское путешествие», «Спортивная смена», были ярко представлены воспитанниками на районных мероприятиях и праздниках
Разработанные мною серии занятий и композиции способствуют расширению кругозора детей в вопросах сохранения здоровья и организации ЗОЖ, повышению уровня психофизических способностей и общего уровня здоровья.
Перспективой своей работы, считаю создание : детско–взрослого общества / дети – родители – педагоги – медики/, с целью приобщения к здоровому образу жизни и изменении позиции родителей в отношениях своего здоровья и здоровья детей с учетом возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. (Родительские собрания, совместные досуги, гимнастические вечера.)
Таким образом, мы должны стать учителями, мудрыми наставниками в начале этого долгого восхождения, т. е. «Здоровье – это та вершина, которую должен каждый покорить сам» - В. Шененберг.