Низамова Ольга
Эссе на тему «Мои мысли о целесообразности организации огорода на участке ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Мои мысли о целесообразности организации огорода на участке ДОУ
Земля – великое достояние народа, она не только позволяет любоваться ее красотами, ее недра – особое богатство, они кормят человека. Именно поэтому ее необходимо охранять и беречь.
Ни для кого не секрет, что в XXІ веке формирование основ экологической культуры и экологического воспитания имеет большое значение. Педагоги и психологи по дошкольному воспитанию и образованию особое внимание уделяют организации экологических пространств на территории ДОУ.
Публикация «Эссе на тему „Мои мысли о целесообразности организации огорода на участке ДОУ“» размещена в разделах
- Огород на участке
- Оформление детских садов
- Оформление участков и площадок детского сада
- Посадка и выращивание растений
- Прогулка. Хозяйственно-бытовой труд
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Огород как одно из экологических пространств на территории детского сада имеет неоценимое значение сразу в нескольких направлениях развития детей: умственном, нравственном, физическом и эстетическом.
Наличие огорода дает ребенку возможность непосредственно контактировать с объектами природы, наблюдать за их изменениями, а также ухаживать и трудиться на огороде в меру возможностей, то есть осуществлять практическую деятельность.
Такой непосредственный контакт с рукотворной природой помогает сформировать из ребенка культурную личность, любящую и защищающую природы.
Любовь к природе надо воспитывать с самого раннего детства.
На мой взгляд, именно создание огорода на территории ДОУ позволит развивать у дошкольников высокое чувство ответственности за сохранность природных богатств, за разумное их использование и приумножение, формировать привязанность к земле, на которой живешь. В настоящее время это так необходимо.
Всем известна истина, что любить можно только то, что хорошо знаешь, с чем соприкасаешься. Огород дает такую возможность, он обеспечивает как действенное, так и чувственное восприятие рукотворной природы.
Огород способствует умственному развитию ребенка, так как он узнает новые понятия и сведения из жизни растений, например: о видах почвы и ее плодородии; о видах растений, их органах и плодах; о том, что за ними надо следить и ухаживать. Наблюдая за тем, как растут посаженные совместно с воспитателем культурные растения, дети отмечают происходящие с ними изменения в разные периоды времени: например, до поливки, рыхления и после. Делают соответствующие выводы, то есть учатся анализировать, сопоставлять, обобщать.
Дети с удовольствием рассматривают и наблюдают за съедобными частями растений: корнями у корнеплодов, луковиц у лука, листьев у капусты, семян у гороха и т. п.
Например, при прополке дети учатся отличать сорняки и культурные растения. Также они узнают, что у растений есть вредители, насекомые, которые поедают их.
Начиная с 3-4 лет, планируется посильный труд детей на огороде, дошкольников учат сажать растения, поливать, пропалывать, рыхлить, собирать урожай. Знакомят с огородным инвентарем и способами пользования им. Тем самым совершенствуют знания дошкольников о жизни культурных растениях, формируют культуру труда.
Наблюдения и трудовая деятельность на огороде позволяют объединить умственное и физическое воспитание.
Что касается нравственного воспитания, то надо сказать: изучать особенности труда на огороде, прививать интерес к сельскохозяйственному труду, это значит воспитывать любовь и уважение к людям, работающим на земле. Это и есть первые элементы нравственного воспитания маленького человека.
Нет сомнения в том, что организация огорода на участке детского сада, это целый педагогический процесс, который требует от воспитателя знаний, умения ставить цели и задачи, планировать эту деятельность, находить нужные методы и приемы привлечения детей к уходу за рукотворными культурами, прививать любовь к труду, к природе.
Выращивая на огороде культуры, можно обратить внимание детей на полезность и целебность определенных растений.
Мы знаем, что общение с природой, познание ее тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Восприятие красоты и гармонии форм, красок выращиваемых на огороде растений обычно вызывает у детей удивление и чувство радости. Ребенок начинает понимать красоту природы. Если наблюдения оживлять художественным словом (стихи, рассказы, то ребенок еще больше проникнется любовью к природе. Это эстетическая сторона воспитания, которая раскрывается за счет создания на участке огорода.
Здесь же, надо отметить, что природа играет большую роль в создании ценностей искусства. Ее описывают и воспевают многие поэты, писатели, художники и музыканты.
В целесообразности создания огорода на территории детского сада я не сомневаюсь, так как помимо того, что дети получают умственное, физическое, нравственное и эстетическое развитие, они видят результат своего труда, чувствуют радость от контакта с миром загадочной природы.
Деятельность дошкольников на огороде прежде всего накапливает нравственно – ценностный опыт отношения к миру, формирует гуманное отношение, дает реалистические знания об окружающей природе.
Создание огорода требует немалых усилий, особенно его содержание на должном уровне, однако это стоит гораздо большего. Результат такой деятельности неоценим.