Татьяна Павлова
Эссе «Мой любимый непоседа»
▼ Скачать + Заказать документы
«Все мы родом из детства!
Ведь все взрослые сначала были детьми,
только мало кто об этом помнит.»
Антуан де Сент-Экзюпери
Я работаю воспитателем в детском саду вот уже 28 лет. За эти годы я встречала много детей с самыми разными характерами, особенностями поведения. Большинство из них подвижны, импульсивны, но при этом они способны внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания. Но встречаются дети, наверное, в каждой группе детского сада, особенно в последнее время, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Им трудно сидеть на одном месте, промолчать, когда их просят, подчиниться инструкции взрослого. Работа с такими детьми доставляет воспитателям много хлопот и неприятностей.
Публикация «Эссе „Мой любимый непоседа“» размещена в разделах
Есть такой ребенок и у меня в группе. Наблюдаю за ним вот уже третий год. Признаки гиперактивности налицо: невнимателен, импульсивен, пытается постоянно куда-то залезть, бесцельно продолжительное время может бегать по группе. Пробовала поговорить с бабушкой (она занимается воспитанием мальчика, рекомендовала обратиться к психологу, но она считает, что он просто очень подвижный и любознательный. Приходится справляться с ситуацией своими силами, исходить из имеющегося практического опыта и знаний о детской психологии.
В работе с таким ребенком есть свои особенности. У мальчика очень низкая способность к концентрации внимания. Он не может спокойно сидеть, выполняя задание, часто мешает другим детям. Я не пытаюсь его принуждать, а создаю ситуацию комфортную для него: ему нравится находиться возле меня, тогда он имеет возможность отвечать на каждый вопрос, спросить мое мнение о том, как он выполняет задание – правильно или нет. Очень часто мальчику не хватает выдержки, чтобы выполнить всё задание до конца, поэтому, когда я чувствую, что у него падает интерес к тому, что он делает, я стараюсь переключить его на другую деятельность: прошу что-нибудь поднять, принести, протереть доску. После такого переключения внимания он снова с интересом возвращается к заданию и успешно с ним справляется.
Мальчик долго и с трудом засыпает. В этом случае я прибегаю к тактильному контакту. Сажусь рядом с ним, поглаживаю по голове, по спине, приговаривая при этом ласковые, добрые слова. Благодаря этому мышечное беспокойство и эмоциональная напряженность снижаются, и ребенок быстрее засыпает, а просыпается отдохнувшим и менее импульсивным.
Много вопросов возникало при организации игр. Мальчик не мог до конца выслушать правила, дождаться своей очереди в игре, не считался с интересами других детей. Тогда я стала проводить с ним больше индивидуальных игр с четкими правилами, а потом постепенно вовлекать его в коллективные игры, при этом стараюсь сделать так, чтобы ему было интересно: предлагаю стать водящим, подсказываю способы, позволяющие добиться успеха в игре. Работая один на один со взрослым, ребенок не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.
В течение дня предусматриваю возможности для двигательной разрядки. Труд для этого ребенка – любимое занятие. Полить цветы, накрыть на стол, вытереть пыль, подмести дорожки – лучше и добросовестнее его этого не сделает никто. После таких занятий мальчик становится более спокойным, у него восстанавливаются поведенческие реакции.
Ребенок очень чувствителен, остро реагирует на замечания. Когда он напроказничает, кого-либо обидит, я сдерживаю раздражение, стараюсь успокоиться и не потерять хладнокровия. Знаю, что агрессия и бурные эмоции порождают те же чувства и у ребенка. Мелкие шалости стараюсь «не замечать». Хвалю за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, в каждом случае открыто проявляю свою радость, если он довел какое-то дело до конца.
Страдая от недостатка материнской любви, мальчик любым способом старается привлечь к себе внимание. В этом году ко мне пришла работать новая напарница – молодая, обаятельная, красивая девушка. Желая обратить на себя ее внимание, ребенок мешает ей, когда она объясняет что-либо другим детям, прячется от нее в шкафу, пытается удрать с прогулки. У воспитателя хватает терпения и педагогического такта, чтобы сдержать свои эмоции и не обидеть ребенка. Применяя эмоциональный и тактильный контакт, она старается снизить эту агрессивность: берет его за руку, обнимает, разговаривает по «душам».
Работая с таким ребенком и наблюдая за ним, я пришла к убеждению, что постепенное, последовательное и спокойное приучение ребенка к сосредоточенной работе, к сдерживанию своих импульсивных желаний и реакций является основной воспитательной задачей, которая в конечном итоге приведет к успеху. Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним – вполне посильная задача.