Юлия Прасолова
Очерк на тему «Актуальные вопросы дефектологии»
▼ Скачать + Заказать документы
ЭССЕ ПО КУРСУ
«Актуальные вопросы дефектологии»
тема
«Мир, пригодный для жизни детей»
Прасолова Ю. В. ,
учитель-логопед
Сегодня ясный солнечный день. Обдумывая тему эссе, захожу в соседний класс. Солнечные блики задорно играют на опустевших партах. Непривычно тихо – мальчишки в училище на занятиях. Вернутся, раскрасневшиеся от первого легкого морозца, наперебой с воодушевлением будут рассказывать о том, как работали на деревообрабатывающих станках, чему научились.
Публикация «Очерк на тему „Актуальные вопросы дефектологии“» размещена в разделах
Стены класса украшены экзаменационными работами выпускников. Все учебные стенды, многочисленные предметы интерьера изготовлены руками учеников под руководством нашего талантливого Николая Александровича. Вспоминаю наш последний выпускной вечер – ребята приготовили подарки для всех: учителя, гости, родители любовались ажурными деревянными полочками, изящно выпиленными подставками под столовые приборы, скалками, толкушками. Готовились всем миром – многие выпускники не могли выучить даже небольшое стихотворение, спеть песню, но сценарий был составлен так, что участвовали все – помогали ребята младших классов, учителя, родители.
А кульминацией программы стал показ моделей. Девочки с гордостью демонстрировали наряды, сшитые своими руками. Как ладно сидели на хрупких девичьих фигурках струящиеся шелковые платья, кружевные блузы, эффектные костюмы. Многие из них были украшены эксклюзивной вышивкой – строчка к строчке, стежок к стежку. Этому научила тех девочек, которые не могут работать на швейных машинках, Светлана Викторовна, учитель труда, сама великолепная портниха. Отрепетировала дефиле. А теперь, сидя в первом ряду, любуется на своих воспитанниц, больше похожих на принцесс. Они и сейчас частенько заходят, рассказывают про себя, про бывших одноклассников, звонят.
Прохожу по пустым коридорам. Идут уроки. В восьмом классе математика. Галина Дмитриевна склонилась над партой одного из учеников. Материал ему дается тяжелее, Зато какова его радость, когда пример удается решить! Кабинет социального педагога. Галина Васильевна не может не поделиться радостью: «Вы знаете, сегодня в школу пришел Иванов! Не зря мы с классным руководителем к ним в гости, как на работу ходили».
Зашла посоветоваться Галина Евгеньевна – мама одного из учеников занялась устройством личной жизни и дома не появляется, а старенькая бабушка и сожитель мамы не в состоянии что-либо предпринять. Класс Галины Евгеньевны в школе на особом счету: двое ребят, страдающих аутизмом, девочка с синдромом Дауна, мальчик с ДЦП. Но к каждому она находит свой подход, знает, за что похвалить, где помочь. Консультируется с психологом – Юлия Владимировна сейчас в кабинете психологической разгрузки работает с семиклассником, страдающим психоэмоциональной неустойчивостью. Часто он провоцирует конфликты, вызывая агрессию других ребят. Нежная музыка, мягкий свет, приятные ароматы создают ощущение покоя и безопасности, действуя умиротворяющее на ребенка, который в семье не видит ни доброты, ни нежности, ни ласки.
Да и сама Юлия Владимировна с ее тихим спокойным голосом и располагающей внешностью притягивает к себе как магнитом, исподволь подталкивая к откровенности. Каждый ребенок знает, что найдет отклик, понимание, и его маленький секрет станет большой тайной двух людей.
Аромат благовоний из кабинета психологической разгрузки перебивает запах котлет, жарящихся на кухне. А какие пирожки пекут наши повара! А ведь в некоторых семьях доходы весьма скромны, и не все себе могут позволить изысканные лакомства.
Говорят, на Западе многие обеспеченные родители отправляют своих чад в обычные школы для того, чтобы у ребенка складывалось адекватное представление о том обществе, в котором ему предстоит жить, прививают мысль о том, что нужно не только брать, но и отдавать, потому что чем больше отдаешь, тем больше возвращается. К этой мысли начинают приходить и в нашей стране. С недавнего времени у нас появились надежные заботливые друзья – Спортивный клуб «Витязь», Спортивный Комплекс «Олимпийский», где мы стали частыми гостями. Именно благодаря их поддержке наши ребята неоднократно посещали Московский цирк на проспекте Вернадского, ездили в Тулу любоваться самоварами.
При поддержке заместителя главы Чеховского района Юдина С. В., помощи настоятеля Никольского храма села Крюково священника Дмитрия и профессионального ледового хоккейного клуба «Витязь» была организована автобусная экскурсия по святым местам Чеховского района.
Сказочная красота родной природы, спасенное и восстановленное заботливыми руками историческое наследие Чеховского района приятно поразили наших учеников. Ребята благоговейно пили живительную воду из Святого источника, любовались искусно срубленными купелями, ажурными сводами часовни и колокольни. Наслаждались необыкновенно прозрачным воздухом святыни в селе Талеж.
Увиденное грандиозное сооружение монастыря Вознесенская Давидова пустынь в селе Новый Быт поразило воображение своим величием. Войдя в храм, дети с трепетом рассматривали святыни, а церковные служители терпеливо разъясняли им значение христианских символов, изображения ликов святых. С большим радушием и теплом принимал в гостях наших воспитанников настоятель храма св. Николая Чудотворца, отец Дмитрий в селе Крюково. После небольшой экскурсии по территории церкви гостеприимные хозяева угостили детей ароматным чаем со сладостями, рассказали о некоторых русских традициях, перед трапезой все вместе прочитали молитву. Отцом Дмитрием была преподнесена в дар школе святыня – образ святого Николая Чудотворца. Получив святое благословение, воспитанники уезжали, увозя с собой приятное, радостное, светлое чувство и частичку Божьей Благодати.
Кому, как не нашим детям, она так необходима! Ведь многие из них из неполных, малообеспеченных, неблагополучных семей, да и у хорошего родителя не всегда, получается, найти взаимопонимание со своим ребенком.
В такие моменты очень важно не оставить его одного с его проблемами, найти время и желание выслушать и помочь.
Каковы бы ни были перипетии развития человеческой цивилизации, женщины бережно вынашивали, в муках рожали и, вкладывая всю душу, терпеливо и самоотверженно воспитывали свое потомство вопреки всем войнам, катаклизмам и социальным реформам. И зачастую воспитывали не только своих, но и приемных детей, учили, готовили к самостоятельной взрослой жизни, которая не всегда была благосклонна к юным неокрепшим душам. Часто учителя нашей школы в разговорах между собой говорят: «Наши дети». А воспитанники называют многих воспитателей мамами. Мы проводим с ними времени больше, чем со своими детьми и, пожалуй, гораздо больше, чем многие их биологические родители. Знаем их привычки, предпочтения, делим с ними их огорчения и разочарования. Становимся свидетелями их маленьких побед и успехов. Растут ученики, становятся более значительными их поступки. И от того, чему мы научим их в стенах школы, зависит, какими они будут.
Каков мир, пригодный для жизни детей? По одному из определений эссе (В переводе с французского – «попытка, проба, очерк») – сочинение, заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ. Я считаю, это тот мир, в котором ребенок не одинок. Желанен. Любим. И от каждого из нас зависит, какой мир мы создаем в своей душе, в своей семье, в своей школе, на улицах своего города.