Грачева Екатерина
Эссе «Какая семья нужна ребенку с ОВЗ?»
▼ Скачать + Заказать документы
Какая семья нужна ребенку с ОВЗ?
В настоящее время в мире большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья, и количество их постоянно увеличивается.
Опыт показывает, что помощь ребёнку с ОВЗ эффективна в том случае, если в её основе положены личные, человеческие отношения, что возможно лишь в условиях семьи. При этом у семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, возникает множество трудностей и проблем.
Публикация «Эссе „Какая семья нужна ребенку с ОВЗ?“» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Основной целью в психокоррекционной работе с родителями является формирование у родителей позитивного взгляда на ребенка, имеющего нарушения развития. Адекватность позиции родителя позволяет ему обрести новый жизненный смысл, гармонизировать самосознание и взаимоотношения с ребенком, повысить собственную самооценку. Это, в свою очередь, обеспечивает использование родителями гармоничных моделей воспитания и в перспективе оптимальный вариант социальной адаптации ребенка.
Цель воспитания ребенка – это подготовка сознательного члена общества, активно участвующего в жизни и труде. Какие же трудности возникают у родителей в семье, где есть ребенок с ОВЗ?
Трудность, связанная с дефицитом эмоциональной поддержки, позитивных контактов, общения с людьми, которые в состоянии понять проблемы семьи. Она может быть названа «социальная изоляция».Родители часто стыдятся своих особенных детей, никуда с ними не ходят. Но ведь ребенку нужно общение, новые эмоции и знакомства, именно поэтому родители должна думать в первую очередь об интересах своего ребенка, сделать все для того, чтобы ему было хорошо, комфортно и дать толчок для развития.
Трудности в построении ясной жизненной перспективы. Глядя в будущее, члены семьи не видят в нём надежды на облегчение проблем. Вместо независимости, взросления, формирования личности и отделения ребёнка от семьи, им предстоит отчаяние, постоянная зависимость и социальная изоляция. Результатом многолетнего стресса таких родителей могут стать проблемы в психическом здоровье.
Думая о будущем, члены семьи должны решить, как они будут жить в особых жизненных условиях. Семье в целом и каждому её члену нужно приспособиться к ситуации неопределённого будущего, для чего необходимо открыто общаться, обсуждать свои проблемы и в некоторых случаях поступаться своими интересами. У родителей может возникать ощущение, что взросление ребёнка таит в себе опасность. В результате может развиваться неосознанное стремление к удержанию ребёнка как можно дольше в детском состоянии, к появлению сверхконтролирующего поведения по отношению к ребёнку, к отсутствию принятия его взросления.
Родителям, особенно мамам, не нужно постоянно относится к своему ребенку как к младенцу. Необходимо дать ребенку чувствовать себя полноценным человеком, ведь именно этого и добивается современное общество и образование.
Недостаток знаний и навыков, касающихся решения проблем взаимодействия с ребёнком является важнейшей трудностью родителей. Родителям часто не хватает информации о закономерностях развития детей, которые определяют развитие как типично развивающих детей, так и детей с ОВЗ. Члены семьи нуждаются в знаниях о том, как правильно построить взаимодействие с ребёнком, и в обучении конкретным навыкам этого взаимодействия.
Так, например, у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья часто вырабатывается гиперопекающий стиль воспитания, когда родителям трудно в чём-то отказать ребёнку, не обижая его и не испытывая при этом чувства вины. Также родителей может затруднять предъявление каких-либо требований к ребёнку. Всё это ведёт к формированию патологических черт характера у ребёнка.
Большинство родителей не хотят участвовать в воспитании и образовании своего ребенка, надеяться, что специалисты сделают все сами. Но такого никогда не будет. Родителям необходимо выполнять все рекомендации педагогов, пополнять свои знания в данной области для того, чтобы быть полезными своему ребенку, понимать, что для него лучше, а что ему вредит.
Постоянное психофизиологическое напряжение и стресс, связанные с проблемами здоровья ребёнка также тревожит родителей. Как правило, родители детей с ограниченными возможностями здоровья испытывают тяжёлый стресс, который способен значительно снизить уровень энергии ребенка, привести к снижению когнитивных способностей, постоянным неудачам, снижению иммунитета и различным заболеваниям. Для смягчения стресса родителям важно знать особенности своего состояния, способы снятия напряжения и уметь пользоваться ресурсами, которые они могут найти с помощью группы поддержки. Нужно всегда взаимодействовать с социумом, ведь то чего не знаешь ты, могут знать другие люди.
Таким образом, ребенку с ОВЗ нужна семья, готовая справляться со всеми трудностями, поддерживать друг друга, быть компетентной в особенностях своего ребенка и должна создавать все условия для наилучшего развития, воспитания и социализации своего ребенка.
Трудности семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, спровоцированные специалистами.
“… Именно в семье создаются уникальные условия для формирования ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к другим людям, что создает основу для развития личности ребенка в целом”
Е. А. Стребелева, А. В Зацепина
(Дефектология, 1, 2005, с. 4)
Семья, в которой есть ребенок с ОВЗ, - это особый объект для внимания всех специалистов, которые оказывают помощь семье. Рождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – это серьёзная проблема для семьи.
Жизнь такой семьи характеризуется следующими особенностями:
- родители постоянно находятся в состоянии психофизического и эмоционального напряжения;
- испытывают чувство страха и неуверенность за будущее своего ребёнка;
- стараются скрыть от окружающих факт рождения «особого ребёнка», ограничивают круг внешних контактов, снижается социальный статус семьи;
- возможности ребёнка не соответствуют ожиданиям родителей, в результате чего у них возникает раздражительность, неудовлетворённость;
- нарушаются внутрисемейные отношения;
- у родителей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, своему ребёнку, который не такой, как все, к другим людям и к жизни.
Трудностями семьи, связанные со специалистами, по моему мнению, в первую очередь являются материальные затраты. Ребенок с ОВЗ нуждается во многих специалистах: дефектолог, логопед, психолог и другие специалисты зависят от нарушения. Оплатить занятия всех этих специалистов обычной семье не всегда под силу. Все это будет сказываться исключительно на ребенке.
Но даже если родители в состоянии оплачивать всех этих педагогов, они не всегда могут быть достаточно квалифицированны. Их работа может не приносить результатов, если они не до конца знают всех особенностей детей или не имеют достаточно знаний и опыта. Также специалисты не всегда могут быть компетентны в своих словах в адрес ребенка, его умений, навыков или неудач, также в адрес родителей.
Также педагоги не всегда могут найти общий язык с ребенком или детьми, создать благоприятную атмосферу на занятиях. Из-за этого ребенок может вести себя неадекватно, отказываться ходить на занятия, проявлять свое нежелание.
Недопустимым является обсуждение семьи или ребенка отдельно с посторонними людьми. Но ведь в этом мире мы не от чего не застрахованы.
Многие педагоги не рекомендуют, а приказывают родителям выполнять свои советы или инструкции. Любому человеку это не понравится.
Определяющую роль в создании союза педагогов и родителей, в установлении сотруднического взаимодействия между ними выполняют педагоги. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях; тактично подводит их к пониманию необходимости приобрести педагогические знания; если при общении с родителями чаще звучат фразы: «А как Вы думаете?», «Давайте вместе решим, как быть», «Хочется услышать Ваше мнение». Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителями должна показать, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители — его союзники и он не может обойтись без их совета и помощи.