Ольга Уразовская
Эссе «Как учительские мечты становятся реальностью»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальный этап конкурса «Учитель года-2021»
Учитель музыки МБОУ «Гимназия №9» г. Усолье-Сибирское
Уразовская Ольга Анатольевна,
высшая квалификационная категория.
Эссе : «Как учительские мечты становятся реальностью»
Публикация «Эссе „Как учительские мечты становятся реальностью“» размещена в разделах
Мечты… В душе и жизни каждого человека они занимают важное место. И у каждого свои, особенные, вдохновляющие на свершения, или красивые, но бескрылые, так и остающиеся мечтами. Другое дело – учительские мечты! Они почти всегда становятся целями его педагогической деятельности. О чём же мечтает учитель? Как его мечты становятся реальностью?
Профессия учитель, без сомнения, самая важная, влияющая на жизнь каждого человека. В наш непростой век государство возлагает на учителей особые надежды, ведь от таланта и профессионализма учителя зависит образование и воспитание детей, – а значит – будущее.
Я – учитель музыки в школе. В выборе профессии не сомневалась. Уже в пять лет знала: вырасту – буду учить детей. С детства я была увлечена музыкой. Ею я грезила в детском саду, когда наблюдала за игрой музыкального руководителя на фортепиано, внимательно слушала музыку и старательно пела песенки. Мне хотелось поскорей научиться также легко прикасаться к чёрно-белым клавишам и извлекать прекрасные мелодии.
Детскую мечту воплотить в жизнь помогла мама. Заметив мои способности, она записала меня в музыкальную студию во Дворец культуры. Я так старательно занималась, что уже на следующий год поступила в первый класс музыкальной школы, поразив экзаменационную комиссию эмоциональной игрой на фортепиано и артистичным исполнением детской песенки. Так открылся для меня новый, волшебный мир музыкального искусства. Так сбылась моя первая детская мечта. Я стала музыкальным руководителем и учителем музыки.
Моя педагогическая карьера началась в детском саду № 26. На занятиях я с интересом наблюдала, как малыши реагируют на музыку, чувствуют её настроение, как она увлекает их, даря каждому возможности проявления творчества. Я часто удивлялась, какими талантливыми могут быть дети! Каждый ребёнок от природы любознателен, открыт всему новому, готов проявить свой талант. Всё, что для этого нужно – чёткое руководство со стороны взрослых. И я упорно училась быть руководителем, обучая, развивая и воспитывая своих маленьких учеников.
А через три года я стала работать ещё и с младшими школьниками. Передо мной снова встал вопрос: как учить, как соответствовать высокому званию учитель? Как сделать урок необычным, а сложный материал представить доступно и интересно. Горы прочитанной методической литературы привели меня к осмыслению высказывания Дмитрия Шостаковича: «Музыка – одно из сильнейших орудий воспитания каждого человека», – и я стала мечтать о том, как овладеть этим «орудием». Лекции, концерты, методические семинары, обобщение опыта, стремление узнать новинки музыкального искусства, работа над совершенствованием урока, его структуры и содержания… Теперь, готовясь к уроку, я ставила цель: на уроке всё должно быть понятно и интересно. Наблюдая за учениками, отмечала, как музыка находила отклик в их сердцах. Я поняла: настроение, с которым дети уходят с урока, важно и для них, и для окружающих.
В век компьютерных технологий так необходимо развивать в детях духовность. Именно уроки музыки, кроме воспитания эстетического вкуса и развития музыкальных способностей, формируют убеждения и взгляды ребёнка, его картину мира. А по сути – формируют его будущее. Я убедилась, что человек, открывший для себя музыку ещё в детстве, сумевший ощутить гармонию звуков, никогда не перепутает правду и ложь, добро и зло, порядочность и подлость. Так сбылась ещё одна моя мечта : я научилась с помощью музыки не только учить, но и воспитывать детей, формируя у них понимание прекрасного.
Урок музыки – необычный урок. Здесь очень важна атмосфера, созданная учителем : ситуация успеха, творческое и деловое сотрудничество, поощрение самостоятельности и активности…всё это позволяет ребёнку раскрыться как личности, почувствовать свою значимость, осознать свою уникальность.
Урок музыки невозможен без прослушивания классики, духовной или народной музыки, современных сочинений. Рассматривая разнообразные стили и направления музыки, я понимаю, что не всем детям они интересны, а значит, я должна увлечь и заинтересовать их. Как? Поиски ответа на этот вопрос привели к пониманию: надо знать увлечения и интересы моих учеников и по возможности использовать их на уроках. Дело непростое, но полезное и занимательное, прежде всего для самих детей. А я увлекаю их силой личного примера: сама исполняю на фортепиано фрагменты из произведений, изучаемых на уроках, пою, рассказываю интересные факты, которых нет в учебнике, и вижу, как загораются их глаза, как взлетают руки, выражая желание что-то спросить или дополнить. Удивляя их, с радостью отмечаю, как готовностью к уроку они удивляют меня.
На моём уроке нет бездарных детей, нет ленивых или равнодушных. Музыка обладает безграничными возможностями, которые я использую.
Дети растут и однажды перед каждым из них встанет вопрос : кем быть? Каким быть? Как помочь им определиться в жизни, раскрыть свой творческий потенциал, самореализоваться?
Я – творческий человек, и не представляю себя без музыкальных конкурсов, без выступлений на сцене. К этому я приобщаю и своих учеников. Кроме уроков музыки я преподаю детям вокал. Именно в вокальной студии одарённые дети успешно находят своё призвание, участвуют в различных конкурсах и фестивалях, олимпиадах, викторинах, турнирах. Я не спешу домой после уроков: меня ждут мои ученики. Одни хотят заниматься вокалом, с другими мы готовимся к предстоящему концерту, олимпиаде, конференции. Они снова и снова хотят участвовать и побеждать, ведь для них сцена – это один из способов заявить о себе и проявить себя, а для меня – возможность помочь им осуществить мечты.
Так, мечтая, я ставлю перед собой цели и ежедневно, ежеурочно воплощаю их в жизнь. Я несу детям знания и радость общения с искусством, я учу их разбираться в музыкальных стилях, направлениях, жанрах и воспитываю в них любовь к прекрасному; я не просто репетирую, готовлю их к конкурсам и олимпиадам, выступлениям на сцене, я готовлю их к жизни, в которой всё должно быть красиво, правильно, гармонично.
Каждый добрый, честный, успешный в своём деле человек и гражданин – это реализованная учительская мечта.