Нина Сайгина
Эссе «Я-воспитатель»
▼ Скачать + Заказать документы
«Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом».
А. С. Макаренко
Я - воспитатель
[/h4]
Работа с детьми – это главный стимул совершенствоваться. Именно работа в детском саду помогает мне находить в себе скрытые резервы, чтобы постоянно меняться к лучшему, радоваться жизни и видеть позитив в рутине повседневных дел.
Публикация «Эссе „Я-воспитатель“» размещена в разделах
Говорят, что хороший врач должен всю жизнь учиться. Думаю, для такой профессии, как воспитатель, эта фраза звучит не менее актуально. С каждым годом появляются все новые образовательные методики, новые возможности в плане технического оснащения. Умение идти в ногу со временем, осваивать новое – один из необходимых навыков для воспитателя. Я начала свою педагогическую карьеру в 1990 году. Самодельные дидактические материалы, вручную написанные конспекты занятий, ограниченность источников получения знаний - учебники, книги, пара специализированных журналов для педагогов. Конечно, с этого времени произошли самые кардинальные изменения: современные технические средства предоставляют воспитателям поистине неограниченные возможности для самообразования. Да что тут скажешь – сейчас дети уже с младшего дошкольного возраста умеют пользоваться всевозможными гаджетами, и воспитателю никак нельзя от них отставать.
Современные средства коммуникации позволяют быстро узнавать о новых достижениях в сфере образования, делиться друг с другом опытом, вводить в практику работы новые методики. Однако при всем разнообразии существующих методик работы воспитателя, сложно выделить среди них универсальную, подходящую абсолютно для всех детей. Индивидуальный подход к каждому ребенку должен также использоваться в детском саду. Все дети разные, нужно к каждому уметь подобрать свой ключик. И если это получается – результат виден мгновенно: ребенок лучше себя ведет, успешнее усваивает информацию на занятиях.
Так получилось, что большую часть моей педагогической карьеры я проработала в логопедических группах. Дети в таких группах ничем не хуже других – просто они больше нуждаются во внимании. Больше дисциплины, больше времени на занятия, больше терпения… Зато и отдача в этом случае получается больше.
Известный мыслитель и педагог Макаренко справедливо утверждал: «Воспитание детей начинается с рождения… их родителей». Действительно, все-таки решающую роль в формировании характера ребенка играет его семья, самое близкое окружение. И если есть серьезные недочеты в воспитании или проблемы в плане интеллектуального развития, то одному воспитателю, без помощи родителей, очень сложно их исправить. Мягко направить и подсказать, поддержать, дать нужные рекомендации самым близким и родным для ребенка людям – я стараюсь, чтобы моими главными помощниками в воспитании детей стали их собственные родители.
Каким большинству людей представляется идеальный воспитатель? У кого-то возникает образ позитивной, неутомимой Мерри Поппинс, готовой постоянно веселиться и искать для детей новые развлечения. Кто-то представляет себе заботливую, всепрощающую Арину Родионовну. Но нам не всегда приходится быть такими. Иногда воспитателю необходимо превращаться в требовательную и жесткую Фрекен Бок, проявлять строгость и устанавливать ограничения для детей – для их же блага.
Переживания, страх ошибок, огромная ответственность – это все тоже неотъемлемая часть работы воспитателя. Да, воспитатели имеют право испытывать чувство грусти или усталости, могут отвлечься и что-то упустить из виду: мы ведь обычные живые люди. Главное, не забывать оставлять свое сердце открытым для детей, стремиться каждого из них оделить своей «порцией» внимания и заботы. Дети глубже и острее чувствуют неискренность и фальшь, их нельзя обмануть. Но если любишь их и желаешь им только добра – они прекрасно видят это и отвечают взаимностью.
Именно поэтому, несмотря на все сложности, работа с детьми – это огромное счастье. Счастье, когда маленькие люди буквально на твоих глазах становятся взрослее и умнее. Счастье, когда тебе доверяют самые сокровенные тайны. Счастье, когда произнесенные «устами младенцев» слова заставляют тебя улыбаться, радоваться и даже открывать для себя что-то новое. Счастье, когда спустя годы встречаешь своих повзрослевших воспитанников, и они узнают в тебе «самую любимую воспитательницу».
Большинству женщин счастье материнства удается пережить один-два раза в жизни. Нам, воспитателям, в этом плане повезло больше. Через наши руки проходят сотни детей, и каждый из них становится немного родным. И они привязываются к нам, а иногда даже называют «мамами и бабушками»… Мои первые воспитанники давно выросли, у многих тоже появились дети. Некоторые из них приводят своих сыновей и дочерей в мою группу – это очень приятно, когда тебе доверяют. Больше всего мне хотелось бы, чтобы мои воспитанники выросли успешными и счастливыми людьми. И если мои старания будут способствовать этому – значит, я не зря выбрала профессию воспитателя.