Света Носкова
Эссе «Я — педагог. Воспитателем, как и художником, нужно родиться»
▼ Скачать + Заказать документы
У каждого в юности наступает момент, когда необходимо выбрать профессию по душе: и я не исключение. Перебрав те профессии, которые мне подошли бы не только по моим увлечениям, но и там, где работала моя мама: штукатур-маляр, я решила пойти по её стопам. Она молоденькой девушкой по путевке приехала на целину, чтобы строить и возводить новые поселки. И я тогда решила для себя, что это самая необходимая и нужная профессия. Так получилось, что меня с братьями воспитывала мама одна. Детство её было послевоенное, голодное, было не до учебы в школе. Приходилось работать в поле, помогать собирать урожай. А когда старший брат увез маму в город, то и там приходилось работать на тяжелой работе.
Публикация «Эссе „Я — педагог, Воспитателем, как и художником, нужно родиться“» размещена в разделах
И вот безграмотная, но сильная духом женщина решила, что ее дети должны выучиться и получить достойную профессию. Поэтому благодаря маме была определена моя будущая профессия - ВОСПИТАТЕЛЬ. Мама считала, что профессия воспитатель является самой почетной и уважаемой на селе.
Получая знания в педагогическом училище г. Челябинска, я поняла, что воспитатель должен все знать и уметь, а главное - любить детей. По природе я человек увлекающийся всем новым и удивительным, была просто очарована работой воспитателя, потому что я нашла себя в своей профессии. Благодаря работе с детьми, раскрывая таланты у детей, реализовала и свои скромные таланты.
И вот спустя много лет могу с гордостью сказать, что выбрав профессию воспитателя, я многое что умею и знаю и многому могу научить, заинтересовать, привлечь своих воспитанников, раскрыть художественные способности у своих деток.
Моя задача состоит не только в обучении и воспитании детей, но и в раскрытии таланта в каждом ребенке. Ведь как считал Пабло Пикассо «Каждый ребенок- художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста». Я солидарна с этим мнением великого художника. Работая с детьми, я пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.
И я выбрала направлением в своей работе – использование в рисовании приемы нетрадиционной техники.
«Любовь к людям, доброта, способность сострадать - вот признаки красоты» по Ф. М. Достоевскому. Чтобы развить в ребенке чувство красоты, привить любовь к изобразительному искусству нужно использовать не только традиционные способы, но и нетрадиционные способы изображения. Такое необычное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью, новизной.
Дети будут рисовать с удовольствием, если это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.
Необычные способы рисования так увлекают детей, что разгорается настоящее пламя творчества. Разве вам неинтересно узнать, что получится, если рисовать тряпкой или скомканной бумагой? Рисовать можно чем угодно и как угодно! Лежа на полу, сидя за столом и т. п. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из каракуль и мазни в конце концов вырисовывается узнаваемый объект – «Я».
Радость удовлетворения от того, что «Это сделал Я – это все мое!»
Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво.
«Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своём труде» - О. Роден.
На протяжении многих лет «заразившись» волшебной техникой рисования, я познакомилась с методической литературой различных авторов, таких как Е. Н. Лебедева «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников», Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», чтобы самой научиться, а в дальнейшем показать эти приемы не только детям, но и взрослым. В нашем современном мире мы все живем по принципам: надо, срочно, необходимо. А потребность в самовыражении никуда не пропадает. Наши чувства перестают встречаться с нашим сознанием. Накапливается не только физическая, но и душевная усталость. Любое искусство способно целительно воздействовать на нашу душу. Необычным рисованием может заниматься каждый, независимо от возраста, умений и способностей.
И поэтому, регулярно выделяя время для таких экспериментов с ребенком, взрослые восстанавливают гармонию в своей семье. Дети любят все повторять за взрослыми, поэтому ещё один повод начать рисовать.
Необычные техники рисования: кляксография, рисование пальцами, ладошкой, солью, мыльными пузырями, свечой, ниткой, техникой граттаж, и т. д. Любая из представленных техник - своеобразная игра для ребенка, позволяющая ощущать себя увереннее, смелее. Они развивают воображение, дают полную свободу самовыражению.
Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности каждого ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.
Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.
Таким образом, из опыта своей работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.
В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимания на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!
Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.