Катерина Жданова
Эссе «Дороги, которые нас выбирают»
▼ Скачать + Заказать документы
МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
«Дороги, которые нас выбирают»
(ЭССЕ)
Автор размышляет о смысле выбора жизненного пути. Стремится разобраться в сложностях духовной жизни подрастающего поколения. Педагог считает, что человек, работающий с детьми, должен отличаться от других специалистов не только профессиональными знаниями, но и прежде всего особым видением ребенка, особым к нему отношением.
Работа адресована всем, кто думает, ищет, стремится…
Темочки:
Небольшой пруд это или старица, оставшаяся от весеннего разлива реки, мой сынишка не знал. Для него это было море. Он путешествовал на сколоченных кем – то бревнах. Отталкивался длинной палкой от болотистого хлюпкого берега, выпрямлялся во весь рост и чувствовал себя Магелланом. Плыл медленно. Головастики обгоняли плот. Травы под водой едва пригибались. А над его тенью сиянье солнечных лучей расходилось трепетными кругами.
Я сижу невдалеке, присматриваюсь к нему, а он прислушивается к миру и к себе. Кто он? Какие мысли рождаются в его пытливой голове? Чего он хочет от жизни, к чему стремится?
Вот именно сейчас, растет, формируется его характер! Не просмотреть бы человека, не ранить его душу грубым вмешательством, поверить в него, прийти вовремя ему на помощь!
Вспоминается рождение сына. …Как с рук на руки переходил младенец, радовал всех нас взрослых самим фактом своего существования. И, кажется, что все вокруг улыбается: в мир входит новый человек. От чего же будет зависеть будущее родившегося ребенка, его характер? Чем объяснить столь поразительный феномен – рождается человек беспомощнее большинства животных, а становится разумной личностью, способный творить, созидать, глубоко и тонко чувствовать? Каким ему быть – во многом зависит от нас, взрослых.
Тихо шелестит листва деревьев…
Задумываясь, боясь и тревожась о жизни своего ребенка, незаметно перешагнула в свой беспокойный, шумный, но от чего – то очень близкий и родной очаг – это место своей работы, это дом сотни тысяч ребячьих сердец. Это – страна детства! Это лучшая страна на свете, где обязательно, необходимо всем взрослым спуститься с высоты своего возраста. А может быть, точнее будет – подняться!
Теперь я – воспитатель детского сада. Почему я именно здесь? Каким воспитателем я себя вижу, и каким должна быть! Существует наука о воспитании – педагогика. Но воспитывать человека – это скорее искусство. И научить этому искусству, не помогут ни какие учебники, даже самые лучшие. Любовь, понимание другого человека, пусть даже маленького человека – вот это самое ценное качество в жизни людей! И сразу приходят прекрасные слова В. А. Сухомлинского: «Любовь к людям воспитывается только любовью, как огонь зажигается от огня» Значит, для меня главный критерий профессионализма предрешен!
Всего за несколько лет резко изменилась наша жизнь. На первый план выдвинулись люди активные, умеющие мыслить трезво. Люди рациональные, ценящие, прежде всего конкретный результат, стремящиеся к материальным благам. Само по себе это совсем не плохо! Думаю, никто, никого не призывает жить в бедности, нищете! Но, общаясь, каждый день со своими воспитанниками, с волнением замечаю, что им не хватает тепла, сопереживания, доброты, простого общения с родными и близкими людьми.
Беседуя, играя, занимаясь с детьми, выясняется, что самыми важными качествами человека они считают силу, смелость, внешнюю красоту, полезность. А где же доброта, нежность, верность, бескорыстие, готовность прийти на помощь слабому, умение поступиться своими удобствами, желание взять на себя тяжелую неприятную работу, результат которой важен для всех?
Значит, я должна быть здесь! Рядом с этими детьми! Чтобы повседневно, настойчиво приучать их к правильным, добрым, нужным людям поступкам, действиям, поведению. Приучать в семье, в детском саду, на улице, в доме, во дворе, в переполненном автобусе. Приучать всегда – утром, днем, вечером, в мороз и в проливной дождь, торопимся ли мы или просто играем в групповой комнате. Приучать всеми способами, прежде всего – своим примером, своей жизнью, своими поступками.
Считаю, правильно воспитывать ребятишек – это, значит, сформировать в ребенке правильные взгляды, добрые чувства и устойчивые привычки. И если хоть один из компонентов отсутствует, значит, воспитание будет недостаточно эффективным, значит, если принципиальность, то на словах, доброта – только для «своих».
Пожалуй, не только мы сами выбираем дороги, но и дороги выбирают нас…
Да! Здесь, на этой дороге, скучная, на наш будничный, усталый взгляд, лужа превращается в удивительное море, по которому путешествует непросто мальчишка, а Магеллан – первооткрыватель, первопроходец. Не оставь же, сын, в стране детства удивление перед жизнью, чистоту помыслов и стремлений, всесильную любознательность, ничем невосполнимую искренность! И до чего же хороша дорога, когда встретишь на ней хорошего человека! И как знаменательно, что этот человек – твоя первая воспитательница!