Ксения
Эмоциональное развитие детей раннего возраста на примере проекта «Любимые игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Исполнители: Балаганская Ксения Евгеньевна, Береговая Татьяна Владимировна
Тип проекта : Творческий, групповой, долгосрочный
Актуальность: В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растёт сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы.
На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития.
Публикация «Эмоциональное развитие детей раннего возраста на примере проекта „Любимые игрушки“» размещена в разделах
- Игрушки
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Темочки
В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребёнка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Её необходимо развивать.
В раннем возрасте основой становления личности ребёнка является предметно-игровая деятельность. Миновав её, невозможно рассчитывать на полноценное взросление человека.
Источником накопления чувственного опыта в раннем возрасте является игрушка, так как именно на игрушку ребёнок переносит все свои человеческие чувства.
Цель проекта : Развивать эмоциональную отзывчивость у детей раннего возраста в процессе формирования познавательной активности к игрушкам.
Задачи проекта :
1. Создать условия для успешного развития эмоциональной отзывчивости и познавательной активности к игрушкам.
2. Положить начало формирования заботливого, доброжелательного отношения к игрушкам.
3. Формировать первоначальные элементарные представления социального характера.
4. Создать предметно-развивающую среду, соответствующую возрасту и индивидуальным особенностям детей.
Участники проекта : родители воспитанников, воспитатели.
Целевая группа проекта : Проект адресован детям первой младшей группы.
Продолжительность проекта : 9 месяцев.
Сроки проведения проекта : Сентябрь - Май
Основные формы реализации проекта : Непосредственно образовательная деятельность, игры, беседы, чтение, заучивание, праздники, развлечения, консультации для родителей, памятки, анкетирование, родительское собрание, совместная деятельность, выставки.
Обеспечение:
Материально – техническое: Анкеты, фотографии семей воспитанников, видеокамера, фотоаппарат, аудиозаписи, книги, картон, пластилин.
1 Этапы проведения проекта
сентябрь
1неделя
* Сбор и анализ литературы по данной теме
* Выявление детских интересов-наблюдение за игрой, эмоциональным состоянием, за предпочтениями видов игровых действий с игрушками через введение в различные игровые ситуации с игрушками.
2 неделя
* Составление плана работы
* Анкетирование родителей «Мой ребёнок».
3 неделя
* Консультации для родителей «Особенности эмоциональной сферы детей третьего года жизни», «Особенности развития предметно - отобразительной игры детей третьего года жизни».
4 неделя
* Разработка содержания проекта.
*Обогащение предметно-игровой среды.
Основной этап
Октябрь
1неделя
* Игра-занятие «Устроим кукле комнату»
* Индивидуальные игры, беседы с детьми
2 неделя
* Игра-занятие «Укладывание куклы спать»
* Прослушивание колыбельных песенок из альбома п. И. Чайковского, стихотворений: «Сказка о глупом мышонке» С. Я. Маршак, русские народные: «Баю-бай.», «Баю-баю, за рекой.», «Заря-заряница», латышская - «Медвежья колыбельная».
3 неделя
* Игра-занятие «Купание куклы»
*Труд «Наведём порядок»
4 неделя
* игра-занятие «Оденем куклу на прогулку»
*Игры на развитие эмоциональной сферы ребёнка «Про Таню», «Хорошее настроение», «Нежность»,»В лесу», «Первый снег».
*Родительское собрание «Мои игрушки».
Ноябрь
1 неделя
*игровая ситуация «Угостим куклу чаем»
*Драматизация сказки К. Чуковского «Федорино горе».
2 неделя
* Игровые ситуации на развитие
заботливого, доброжелательного отношения к игрушкам «Пожалей», «Помоги», «Подними»
* Игровая ситуация «Кукла проснулась»
3 неделя
* Игра-занятие «Постираем кукле платье»
* настольные игры «Найди такую же», «Половинки», «Домино», «Пазлы».
4 неделя
* Развлечение «Мои любимые игрушки».
Декабрь
1 неделя
*Игра-занятие «Накормим куклу обедом»
*Игровые ситуации на передачу характерных эмоциональных состояний с определёнными действиями и словами животных, птиц «Зайка», «Мишка.», «Поезд», «Самолёт»
2 неделя
* Игра-занятие «Игрушка-Матрёшка»
* Беседа с детьми на тему: «Как можно играть с игрушками?».
3 неделя
*Игра-занятие «Покатай матрёшку»
4 неделя
* Непосредственная образовательная деятельность.
Январь
1 неделя
* Игра-занятие «Угощаем матрёшек»
*Лепка из пластилина «Пряник мятный, ароматный удивительно приятный».
2 неделя
* Игра-занятие «Построим мебель для матрёшки».
* игровая ситуация «Попроси игрушку».
3 неделя
* Игра-занятие «Домики для игрушек».
* Игра – упражнение на воспитание
доброжелательного отношения друг к другу: «Веселый мячик».
4 неделя
*Игра-занятие «Машина»
*Фотогазета «Хорошо зимой»
Февраль
1 неделя
* Игра-занятие «Дом для машины»
*Показ кукольного театра «Теремок»
2 неделя
* Игра-занятие «Покатаем кукол на машине»
*Игры на развитие эмоциональной сферы ребёнка : «Превращения», «Кнопки настроения».
3 неделя
*Игра-занятие «Покатаем кукол на машине»
*Игры на развитие эмоциональной сферы ребёнка : «Превращения», «Кнопки настроения».
4 неделя
Развлечение с игрушками «Про то, как Мишку спать укладывали»
Март
1 неделя
* Игра-занятие «Покатаем кукол на машине»
* Загадывание загадок про игрушки.
*Лепка «Красивый хвостик для петушка»
2 неделя
* * игра-занятие - «Ремонтируем автобус»
* Консультация для родителей на формирование взаимодействия с членами семьи: «Вместе с папой, вместе с мамой
3 неделя
* Папка - передвижка: «Взаимоотношение в семье – важный фактор в эмоциональном воспитании детей».
* Чтение и обыгрывание стихов из серии «игрушки» А. Барто.
4 неделя
*Развлечение «Кукла Маша на прогулке»
*Сбор фотографий для альбома «Как я играю в садике»
Апрель
1 неделя
* Игры на воспитание дружеских взаимоотношений: «Не обижай», «Порадуй меня», «Похвала».
2 неделя
*Рисование «Раскрашу мою любимую игрушку»
*Чтение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»
3 неделя
* Непосредственно образовательная деятельность
*иллюстрированный показ сказки «Два жадных медвежонка».
4 неделя
* Развлечение «Игрушки».
*Аппликация «Лошадка».
Завершающий этап
Май
1 неделя
*Беседы с родителями «как изменилась игра детей?»
* Выставка детских работ «Любимые игрушки»
2 неделя
Концерт для игрушек : прочитать стихи, спеть песню, сплясать.
3-4 неделя
Родительское собрание. Просмотр фото и видеоархива «Как я играю в садике».
2 Предполагаемый результат проекта
1. Дети проявляют положительные эмоции в общении друг с другом, приобретён чувственный опыт, накопленный через игрушку.
2. Сформирована привычка поддерживать порядок в игровой комнате, По окончании игр расставлять игрушки по местам.
3. Дети научились играть не ссорясь, помогать друг другу, вместе радоваться успехам, красивым игрушкам.
4. Создана предметно-развивающая среда, отвечающая 4 принципам: доступность, разнообразие, зонирование, эмоциональная привлекательность.
Продукт проектной деятельности :
Консультации для родителей раскрывающие особенности эмоциональной и предметно - отобразительной игры детей третьего года жизни. Конспекты игр-занятий: с куклами, с матрёшками, строительным материалом, машинками.
Создан фотоальбом: «Любимые игрушки», Слайд-шоу «Мы играем»
Подобраны игры и упражнения, способствующие развитию эмоциональной сферы во взаимодействии с игрушками.
Презентация проекта :
Консультирование родителей по теме «Особенности эмоциональной и предметно-отобразительной игры детей третьего года жизни». Показ фотоальбома «Любимые игрушки» и демонстрация слайдов «Мы играем» родителям, детям, коллегам.
Продолжение проекта : Создание музея игрушек в группе.
Список литературы
1. Алябьева Е. А. «Тематические дни недели в детском саду» [Текст] / Е. А. Алябьева – М: «Т. Ц. Москва» 2005 г., - с. 89
2. Алябьева Е. А. «Психогимнастика в детском саду» [Текст] / Е. А. Алябьева – М: «Ярославль», 2000г., - с. 56
3. Выгодский Л. С. Проблема эмоций // Вопросы психологии [Текст] – Л. С. Выгодский – М: 1958. - №3, с. 125-134.