Любовь Русын
Эмоциональное благополучие детей в группе
▼ Скачать + Заказать документы
"Эмоциональное благополучие для ребенка,
все равно, что для ростка свет, тепло,
влага, удобрение…
Чтобы нормально расти, ребенку нужна
любовь, уверенность в своих силах,
в своей значимости и ценности для нас,
взрослых".
И. Сеченов
Дошкольное детство – период, когда закладываются основы физического, психологического развития и здоровья будущего человека.
Публикация «Эмоциональное благополучие детей в группе» размещена в разделах
Среди поставленных задач федерального государственного образовательного стандарта первое место занимает охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Ведь здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Эмоциональная сфера является ведущей в психологическом развитии ребенка дошкольного возраста и поэтому является основной для осознания ребенком самого себя.
Эмоции играют важную роль в жизни детей : они помогают воспринимать
действительность, адекватно реагировать на неё. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность. Эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций – как положительных, так и отрицательных – бедна и бесцветна.
В своей работе с детьми мы часто сталкивались со следующими проблемами: встречаются малыши с нарушениями в общении, с повышенной застенчивостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью, неуверенные в себе дети.
Для того чтобы решить данные проблемы мы поставили перед собой следующие задачи:
развивать эмоциональную отзывчивость у детей дошкольного возраста;
научить детей понимать эмоциональные состояния (свои и окружающих их людей);
дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово);
совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.
Для реализации поставленных задач в группе используем разнообразные формы работы с детьми.
В первую очередь - это организация предметно-развивающей среды. Стараемся так спланировать обстановку в группе, чтобы ребенку было чем заняться в течение дня.
Кроме того, планомерная организация занятий и соблюдение режима дня дисциплинирует и способствуют тому, что негативные реакции детей на то или иное событие просто «не успевают» развиваться.
Выразить свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, дети могут в сюжетно-ролевых играх. Дав выход эмоциям в игре, ребенок уже не так остро реагирует на различные ситуации в обыденной жизни.
Развитию эмоциональной сферы в группе способствует также использование настольно-печатных игр.
Для создания эмоционального благополучия детей нами разработаны следующие картотеки: «Утро радостных встреч»; «Минутки шалости»; «Минутки тишины».
«Утро радостных встреч» мы проводим по понедельникам. Это способствует формированию внимательного отношения детей друг к другу, улучшению психологического климата в группе.
«Минутки шалости» помогают ребенку снять с себя эмоциональную и физическую нагрузку с помощью произвольных движений как под музыку, так и без нее. Используем эти игры в любой момент, когда надо разрядить обстановку в группе и снять эмоциональное напряжение детей. По сигналу (свисток или бубен) предлагаем детям пошалить, повторный сигнал через 1-2 минуты объявляет конец шалости. А «Минутки тишины» наоборот помогают детям расслабиться и отдохнуть, снять эмоциональное напряжение.
Вызвать положительный эмоциональный отклик у детей нам помогает использование в течение дня различных сюрпризных моментов, игр соревнований, игр-драматизаций, разного рода поощрений.
Кроме того, снять эмоциональное напряжение, а также чтобы переключить детей с одного вида деятельности на другой, нам помогают физкультминутки, релаксационные паузы, пальчиковые игры.
Так как дошкольный ребёнок – это человек играющий, то в своей работе используем различные игры на сближение, которые помогают нам преодолеть трудности в общении. Например, игра «Солнышко» : Солнышко хочет с вами познакомиться, согреть вас своим теплом. У кого из вас в руках будет солнышко, тот назовёт своё имя ласково (Маша – Машенька). Вот мы и познакомились с солнышком. Оно нам помогло узнать, что у вас у всех очень красивые и ласковые имена.
Чтобы избавиться от нервно-эмоционального напряжения и расслабить мышцы в своей работе мы используем в игровой форме мини-этюд «Цветок».
(Вы превратитесь в маленькие семена. Тёплый луч солнца упал на землю и согрел семена. Из них медленно проклюнулся росток, появился стебелёк, листочки и бутоны. Но вот цветы распускаются. Нежится цветок на солнце, радуется ему, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток. Поворачивает цветочек вслед за солнцем. Как много красивых цветов! Я соберу их в букет (собирает детей в круг и обнимает их) и сплету веночек (обнимают друг друга за талию).
Чтобы расслабиться и отдохнуть мы предлагаем упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, игры на развитие чувства эмпатии, музыкальные игры.
Надоело нам играть,
А теперь хотим летать!
Усаживайтесь поудобнее.
Релаксация «Облака»
Представьте себе теплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг все тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вдохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, все выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки легкие-легкие, ваши ножки легкие, все ваше тело становится легким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас в детский сад. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке?
Также используем самомассаж для детей с использованием массажных мячиков.
(Посмотрите, какие интересные мячики. Поиграем с ними? Усаживайтесь на массажные коврики).
Здравствуй, мячик интересный
(перекладываем мячик с одной руки в другую).
Для ребяток ты полезный.
Мячик - ёжик мы возьмём,
Покатаем и потрём.
Вверх подбросим и поймаем
И иголки посчитаем.
Пустим ёжика на пол,
Ручкой ёжика прижмём
И немного покатаем.
Потом ручку поменяем.
А теперь последний трюк!
Мяч катаю между рук.
Но самая любимая игра детей – это игра с колокольчиком. Проводим мы ее в любой режимный момент.
По звонку колокольчика дети садятся в круг. Передавая колокольчик по кругу, они звонят в него и говорят добрые, ласковые слова друг другу.
В течение дня в группе периоды активности чередуются с периодами расслабления, что способствует уравновешиванию нервной системы детей.
В планах на будущее намечено изготовить и применять в своей работе такие приемы, как:
• использование «Подушки-мирилки» с целью сглаживания конфликтных ситуаций. Дети, которые поссорятся, смогут подойти, положить свои ладошки на подушку и произнести слова мирилки;
• применение «Коврика злости», встав на который ребенку дается возможность освободиться от негативных эмоций, вытирая ноги о специальный коврик, а затем вытряхивая его;
• изготовление макета «Светофорик Настроения», с помощь которого любой ребенок может отобразить свое эмоциональное состояние, т. е. свое настроение, прицепив прищепкой соответствующую рожицу.
Таким, образом, в результате проводимой работы дети находятся в нашей группе в положительном эмоциональном состоянии, имеют собственное мнение, самостоятельно выбирают друзей, игрушки, виды деятельности.
Все перечисленные методы и приемы помогают нам с успехом создать положительный микроклимат группы.