Гульшат Миннахмитова
Экспериментальная деятельность в детском саду «Воздух поет и свистит»
▼ Скачать +Заказ
Цели:
Познание: знакомство со свойствами воздуха и ветра, его возможностями.
Совершенствование умения детей сравнивать и анализировать, устанавливать связи между явлениями природы, действиями человека.
Коммуникация: закрепление навыка правильно строить и использовать в речи сложноподчиненные предложения, ясно, понятно излагать свои мысли, развивать зрительное и слуховое восприятие и внимание.
Музыка: продолжение знакомства с игрой на духовых музыкальных инструментах, развитие музыкального слуха.
Публикация «Экспериментальная деятельность в детском саду „Воздух поет и свистит“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Материалы и оборудование: свистки, свистульки, бутылки, небольшие листочки бумаги, различные духовые инструменты: дудочка, флейта, труба, горн.
Ход опыта:
Педагог предлагает увидеть, услышать и поймать воздух-невидимку.
1 этап. Как можно это сделать? Раздайте детям бутылки. Пусть они приставят бутылку к нижней губе и подуют сбоку в горлышко — возникает звук (сразу может и не получиться). Затем предложите приложить край листочка тонкой бумаги (можно фольги) к губам и подуть вдоль нее так, чтобы получился звук. Что происходит? Дети выдыхают струю воздуха, край бумаги дрожит. Он заставляет дрожать и воздух, поэтому возникает звук. Для того чтобы подтвердить этот вывод, дети просто приложат бумагу к губам и попробуют что-нибудь сказать — губы ощущают дрожание бумаги. Если приложить пальцы к горлу во время разговора, также почувствуется дрожание. Значит, звук рождается тогда, когда дрожит воздух.
2 этап. Раздайте ребятам свистки и свистульки. Откуда берется свист? Сравните свистки по звучанию. Чем отличаются свистки от свистулек? Последние делались специально как игрушки, украшались. Когда-то у детей было немного игрушек, и свистульки были одними из самых любимых.
Итак, вы выяснили, что воздух «может свистеть». А какие звуки он еще может издавать? Поиграйте ребятам на каком-нибудь духовом инструменте, расскажите об остальных, покажите их изображения. Обратите внимание на то, что из разных инструментов извлекаются разные звуки. Например, флейта свистит, как птица, гобой крякает, как утка, фагот ворчит.
Что делает артист, играющий на духовых инструментах? Он дует в отверстие. Воздух дрожит, получаются звуки, в отличие от детского свиста — музыкальные (правда, бывает и музыкальный свист).
А как люди еще используют «голос» воздуха? Кто слышал гудок? Для чего он нужен? Вспомните гудок тепловоза, парохода. Корабли, поезда в темноте, например, предупреждают гудком о своем появлении.
Обратите внимание ребят на то, что звуки распространяются именно по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, поэтому там бесполезно разговаривать — звуки не передаются, и царит вечное безмолвие.
Выводы: когда воздух дрожит, возникают звуки. Звуки бывают только там, где есть воздух. Некоторые музыкальные инструменты (духовые) играют только тогда, когда в них вдувают воздух.