Наталья Плахотина
Эксперимент «Вулкан своими руками»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать познавательную активность детей, формировать навыки сотрудничества у детей
Задачи:
• Расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы.
• Познакомить детей с природным явлением – вулканом.
• Изучить строение вулкана.
• Развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности.
• Воспитывать самостоятельность, желание участвовать в совместной трудовой деятельности.
Предварительная работа:
- Просмотр познавательного фильма о вулканах.
- Изготовление макета гор из пластилина, пластикой бутылки.
Публикация «Эксперимент „Вулкан своими руками“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
- Рассматривание иллюстраций, картин из энциклопедии.
Материалы и оборудование:
• картинки с изображением вулканов;
• карта мира;
• поднос;
• сода;
• лимонная кислота;
• сухая красная краска;
• моющая жидкость;
• листы бумаги;
• колбочки;
• пипетка;
• салфетки;
Участники: дети старшей группы, воспитатель.
Ход:
I. Организационный момент.
Педагог сообщает детям, что сегодня день науки. Проводит беседу «Что такое наука и кто такие ученые». И сегодня мы с вами тоже будем учеными вулканологами и отправимся в экспедицию для изучения вулканов.
- Дети, а что такое вулкан? (Гора)
Воспитатель читает легенду о вулкане :
"Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. "Вулкан работает", - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами. "
- А где можно узнать: Какие бывают вулканы? Что есть у вулкана? Сейчас мы с Вами посмотрим очень познавательный фильм про вулканы.
После просмотра педагог задает вопросы детям и беседует о просмотренном фильме.
Примерные варианты обобщений ответов детей:
• Вулканы бывают :
1) Действующие - это которые извергают лаву.
2) Потухшие - не извергающие лаву.
3) Уснувшие – те, которые потухли, но могут начать действовать.
• Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.
III. Экспериментальная деятельность :
- Ребята, а чтобы "запустить" наш вулкан, будем работать по схеме, соблюдая правила безопасного поведения.
• Надо работать аккуратно, не торопиться!
• Ничего не брать в рот!
• Осторожно насыпать порошок!
• Осторожно наливать воду!
• Лавы не трогать!
• Использовать салфетку!
- Занимаем рабочие места.
- Давайте склеим из картона конус, это будет основание вулкана. Внутрь конуса вставим бутылку из- под воды – это будет жерло.
Затем мы начинаем работать с пластилином по изготовлению «горы».
Итак, работаем пока у нас не появится «вулканическая гора».
- Из чего же нам сделать лаву?
- У меня есть формула ее приготовления. Внимательно следите за моими действиями. Я помещаю в банку одну чайную ложку соды, немного красной сухой краски и 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание! Следующая жидкость на моей формуле обозначена особым знаком. Что он означает? (Дети уже знакомы с этим). Верно, это означает, что самому пользоваться ею нельзя. Эта жидкость – раствор лимонной кислоты (вода лимонная кислота или лимонный сок, и его наливать можно только со взрослым. Посмотрите, что происходит? Хотите попробовать повторить этот опыт сами?
Дети под руководством педагога готовят состав лавы по схеме.
Наблюдение "извержения" вулкана.
- Какие красивые, замечательные, необычные вулканы мы оживили.
IV. Заключительная часть.
- Вам понравилось? Что вы узнали нового? А вы расскажете об этом своим родным, знакомым, другим детям?
Я думаю, что у вас все получится. А для этого я даю вам схему опыта.
Но прежде, чем проводить эксперимент необходимо обратиться ко взрослому человеку.