Татьяна Дюжина
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух повсюду»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Воздух повсюду».
Задачи:
• Расширять представление детей об окружающем мире, через знакомство
со свойствами воздуха.
• Помочь обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство - невидимость.
• Развивать умение мыслить логически и делать выводы.
Материал:
• Воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы
бумаги.
Район исследования: групповая комната. Эксперимент проводился 28.04.2011.
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности „Воздух повсюду“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Участники эксперимента: дети средней группы.
Ход эксперимента
На столе заранее приготовлен таз с водой и предметы необходимые для эксперимента.
Воспитатель: Ребята, давайте я вам загадаю загадку, а вы попробуете отгадать:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
Дети: Это воздух.
Воспитатель: Ребята, перед вами разложены предметы и с помощью этих предметов мы должны определить окружает нас воздух, видим ли мы его?
Дети выдвигают гипотезы:
• Воздух есть везде, потому, что мы…
• В пластмассовой бутылке воздуха нет, потому, что…
• Если воздушный шарик надуть, то…
• Если воздушный шарик сдуть, то…
Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Почувствуй воздух». Возьмем листок бумаги и помашем им возле своего лица. Что мы чувствуем?
Дети: Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас.
Воспитатель: А теперь проверим, есть ли в пустой пластмассовой бутылке воздух?
Возьмем бутылку и опустим ее в таз с водой так, чтобы она начала заполняться, что происходит?
Дети: Из горлышка бутылки выходят пузырьки.
Воспитатель: Посмотрите на новый воздушный шарик, какой он?
Дети: Он маленький, летать не умеет.
Воспитатель: А если мы его надуем?
Дети: Он станет большим, легким и сумеет летать.
Опровержение или подтверждение гипотез:
• Воздух мы не видим, но он есть везде. Мы им дышим. Он нужен растениям и животным. Он нужен всем (С. Золотова).
• Пластмассовая бутылка не пустая, она наполнена воздухом, потому, что когда мы ее опускаем в воду, выходят пузырьки, это выходит воздух (В. Рогов).
• Если воздушный шарик надуть, то он будет легкий и сможет летать (П. Дарчинян).
• Если воздушный шарик сдуть, то воздух выйдет и шарик упадет на землю (Д. Эрлих).
Вывод: Воздух невидим, но окружает нас везде и повсюду. Мы дышим воздухом, он заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.
Тема: «Поймай солнышко».
Задачи:
• Дать детям представление о зеркале и свойствах зеркала отражать.
• Дать детям представление о том, что погодные условия влияют на свойства
зеркала.
• Развивать наблюдательность и умение анализировать и делать выводы.
Материал:
• Зеркала, фольга, прозрачное стекло.
Район исследования: площадка для прогулок. Эксперимент проводился 18.05.2011.
Участники эксперимента: дети средней группы.
Ход эксперимента
На столике заранее приготовлены предметы необходимые для эксперимента.
Воспитатель: Ребята, я вам сейчас загадаю загадки, а вы попробуйте отгадать:
Я всегда со светом дружен
Если солнышко в окне
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по стене!
Маленькие зайчики играют на стене,
Поманю их пальчиком
Пусть бегут ко мне.
Дети: Это солнечные зайчики.
Воспитатель: Ребята, давайте подойдем к столику и посмотрим на предметы, которые лежат на столе. Как вы думаете, можно при помощи этих предметов пускать «солнечных зайчиков»?
Дети рассматривают и выдвигают гипотезы.
• При помощи фольги можно, потому что…
• Если на стекло попадет солнечный свет, то…
• Если взять зеркало и правильно его направить, то…
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, погодные условия влияют на наш эксперимент?
Гипотеза:
• Если идет дождь и на улице пасмурно, то…
Воспитатель: Посмотрите, у меня в руках стекло, что вы можете мне сказать о нем?
Дети: Стекло тонкое, прозрачное, гладкое, не блестит, не мнется.
Воспитатель: Давайте мы с вами проверим, сейчас солнышко спряталось за тучи, берем стекло и направляем его на стенку веранды?
Дети: Не получается.
Воспитатель: Расскажите мне о фольге, какая она?
Дети: Фольга тонкая, не прозрачная, не гладкая, блестит, мнется.
Воспитатель: Давайте направим фольгу, что мы видим?
Дети: Снова не получается.
Воспитатель: Ребята, расскажите мне о зеркале, какое оно?
Дети: Зеркало тонкое, не прозрачное, блестит, отражает предметы, не мнется.
Воспитатель: А если попробовать зеркало?
Дети: Нет, ничего не выходит.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, солнышко выглянуло, будем пробовать. Берем фольгу, направляем, что мы видим?
Дети: Ничего.
Воспитатель: А теперь берем прозрачное стекло, направляем, получилось?
Дети: Нет.
Воспитатель: А если попробовать зеркало?
Дети: Ура, получилось!
Опровержение или подтверждение гипотез:
• Фольга блестит, но не отражает солнечный свет (К. Иконникова).
• Стекло прозрачное, у него нет такого покрытия как у зеркала, поэтому оно не отражает и «солнечные зайчики» не получаются (Д. Эрлих).
• Зеркало с одной стороны покрыто специальной краской и поэтому оно умеет отражать (С. Золотова).
• Для того, что бы пускать «солнечных зайчиков» нужно солнышко, а когда его нет, то и «зайчиков» нет (А. Наумов).
Вывод: Для того, что бы получились «солнечные зайчики», необходимы определенные погодные условия, т. и солнце. А получаются они благодаря свойству зеркала – отражать. Зеркало имеет специальное покрытие, которое способствукт эффекту отражения.