Марина Ситник
Экскурсия в осенний парк «Как растения готовятся к зиме» Видео
▼ Скачать + Заказать документы
Участники: подготовительные к школе группы.
Цель: знакомство с природой ближайшего окружения, формирование экологической культуры у детей.
Задачи: формировать у детей представления о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев, кустарников, травянистых растений, о способах распространения семян. Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений. Познакомить с трудом взрослых в парке по уходу за растениями осенью.
Публикация «Экскурсия в осенний парк „Как растения готовятся к зиме“ Видео» размещена в разделах
- Видео
- Зима
- Осень. Материалы для воспитателей
- Растения. Изучаем мир растений
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Предварительная работа. Наблюдения на прогулках за погодой и сезонными изменениями в жизни растений. Ведение календаря расцвечивания листьев. Рассматривание семян и плодов. Чтение стихов и художественной литературы об осени.
Литература: Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! - СПб: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2016.
Ход НОД
Организационный момент. Накануне в вечерний отрезок времени в группу «приходит» адресованный детям конверт, в конверте звуковое письмо (запись на диктофон). Прослушивание письма.
«Здравствуйте ребята! Вы, наверное, удивились, получив такое необыкновенное письмо, и не знаете от кого оно. Сейчас я загадаю вам о себе загадку.
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосен
И ёлочек. Я…. (Осень)
Правильно, я - Осень. И не простая, а золотая. Я – самое красивое время года, которым все любуются, о котором пишут стихи и песни. Но не только красотой я знаменита. Золотой осенью в природе происходит множество интересных явлений. Я знаю, что вы интересуетесь всем, что происходит природе вокруг нас. Поэтому, я хочу пригласить вашу группу к себе в гости, в мой осенний парк. Приходите завтра, полюбуйтесь на мою красоту, понаблюдайте, что интересного произошло в парке в октябре. А чтобы вам было интереснее, я приготовила задания. Вы их прочтете и выполните завтра в парке. А сегодня подготовьте к экскурсии папку для сбора гербария и коробочки для сбора плодов. До свидания.»
Основная часть. В парке педагог предлагает детям посмотреть вокруг, обращает внимание на красоту осеннего парка. Читает отрывок из стихотворения И. Бунина «Листопад».
Лес, точно терем расписной.
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над солнечной поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют.
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы небо, что оконца.
Вопросы детям:
- С чем сравнивает поэт лес?
- Какие краски увидел он в лесу?
- Почему елочки «темнеют» на фоне остальных деревьев?
- Докажите, что это стихотворение написано об осени, а не о другом времени года.
Педагог предлагает детям начать выполнение заданий осени.
Задание 1.
Собрать для гербария несколько листьев с разных кустарников и деревьев. Назвать их.
Вопросы детям:
- Листву каких деревьев можно назвать золотой? (Береза, клен)
- А какую - багряной? (Рябина, осина)
- На каких деревьях листья светло-коричневые? (Липа, дуб, вяз)
Педагог предлагает определить, каких листьев больше - зеленых или разноцветных. Объясняет, почему так происходит.
- В листьях в любое время года есть разные краски. Зеленый цвет придает листьям особое вещество - хлорофилл. Но это вещество очень любит свет. Осенью, когда солнце светит меньше, зеленое вещество не может образовываться. Поэтому листья постепенно желтеют и краснеют.
Задание 2.
Конкурс на самый необыкновенно раскрашенный лист (найти такой лист, который осень раскрасила не так, как все остальные).
Педагог обращает внимание, что все листья они собрали с земли. Спрашивает, почему зеленые листья не осыпаются, предлагает провести опыт - сорвать с ветки зеленый лист и желтый. Какой оторвется легче? (Желтый.) Объясняет причину.
- Листья - это форточки деревьев. Растение впитывает воду из земли, летом на солнце листья - форточки выпускают влагу, лист охлаждается и не засыхает. Зимой воды в дерево поступает мало, солнце не греет, форточки становятся не нужны. Между листом и веткой образуется перегородка - пробка, она отделяет лист о ветки и его срывает ветер.
Подвижная игра: «Лист, лети ко мне!»
Дети берут в руки любой листочек. Воспитатель говорит, например: "Кленовый лист, лети ко мне!" Подбегают те, у кого кленовые листья. По сигналу "Найди свое дерево!" дети бегут к дереву, с которого упал их лист. Выигрывает тот, кто первым найдет нужное растение и дотронется до него.
Задание 3.
Найдите и соберите плоды и семена деревьев, кустарников и трав. Скажите, как они называются (с помощью педагога).
Далее дети с помощью педагога определяют способы распространения семян.
- Какой "садовник" какому растению помогает переносить и сеять семена:
ветер - крылатки (клен, липа, вяз, береза, пух (тополь, одуванчик);
птицы - ягоды;
звери - семена, которые идут в пищу (шишки) или цепляются к шерсти (репейник);
человек - семена, которые цепляются за одежду, сбиваются ногами при ходьбе (репейник, подорожник, череда).
Задание 4.
Собрать красивый осенний букет и отнести в сад.
Заключительная часть.
Отгадывание загадок «Конкурс на лучшего знатока осенней природы».
Лучшему знатоку вручается медаль - кленовый листок (бумажные клейкие листочки-стикеры).
Возвращение в группу.
Дети с педагогом разбирают принесенные с экскурсии листья, плоды, раскладывают листья на просушку.
В вечернее время в группе проводится зарисовка изменений, происходящих осенью в жизни растений.
Предлагаю Вашему вниманию слайд-шоу нашего путешествия в осенний парк.
Приятного просмотра!