Лариса Поплевина
Экскурсия в музей «Природа Бурятии»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект экскурсии с детьми старшей группы.
Подготовила. Поплевина Лариса Николаевна. Воспитатель первой квалифицированной первой категории.
Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 87 «Улыбка»
г. Улан-Удэ.
Тема: «Экскурсия в Музей природы».
Участники. Педагоги, родители и дети.
Цели:
1. Дать знания о музее
Публикация «Экскурсия в музей „Природа Бурятии“» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Республика Бурятия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2016
2. познакомить детей с природой, животным миром родного края,
3. воспитывать чувство любви к природе.
Предварительная работа.
*беседа о музеи,
*рассматривание фотоальбомов,
*дидактические игры,
*занятия по ознакомлению окружающим миром.
Программное содержание:
Уточнить и систематизировать знания детей о природе. Обогащение конкретного
опыта детей чувствительными представлениями и на этой основе подвести к элементарным понятиям и знаниям по охране природы.
Введение основных понятий.
1. Дикие лесные звери,
2. обитатели гор и предгорий,
3. озеро Байкал и его обитатели,
4. степные обитатели,
5. жители северной тайги.
Введение дополнительных знаний. Красная книга. Охотничье хозяйство. Заповедники.
Содержание экскурсии.
Рассказ воспитателя о правилах поведения в музее. Воспитатель выслушивает предположение детей, а затем зачитывает правила.
1. В музее нельзя громко разговаривать, чтобы не мешать другим посетителям.
2. В музее нельзя бегать, кричать, толкаться.
3. в музее следует внимательно слушать экскурсовода : тогда вы узнаете много интересного.
4. Нельзя трогать музейные экспонаты.
Содержание экскурсии.
Воспитатель. Ребята мы с вами приехали в музей Природы Бурятия. Вы знаете, что у нас таежный озерный и степной край. А в степях, лесах, озерах живут различные животные, растения. Мы с вами должны знать животных и растения родного края, учиться заботиться о них, беречь их.
Дети я познакомлю вас с Людмилой Владимировной, она работает в музее, ведь она пригласила вас в музей. Сегодня она расскажет вам много интересного о нашем родном крае.
Экскурсовод ведет ребят в пятый зал, где находятся разные животные.
Будьте ребята, внимательны.
Экскурсовод. Сейчас ребята мы поговорим с вами о лесных животных. А, знаете ли вы ребята, для кого лес является домом? Ответы детей.
Перед вами Витимское плоскогорье. Это большая территория оснащенная густым лесом, где много болот. Издавна здесь живет небольшой олень-косуля.
Стройное животное с маленькими рожками, поедает траву и кустарники. За косулями охотятся волки, но охотятся они только за слабыми и большими. Сильные и здоровые всегда уходят от волка,так как умеют защищаться. Вопрос детям. Как защищаются косули? Ответы детей.
Волки являются природными лесными санитарами и этим они приносят пользу (больные. раненые животные не заражают других, став добычей волка).
А сейчас мы совершим путешествие в горы - Восточные Саяны. Остроконечные вершины, синеватые на солнце. Реки здесь быстрые, спускаются с гор много водопадов. Звери здесь живут как бы на разных этажах (если бы все жили на одном месте, не хватало бы корма, и было бы много врагов). Природу заселяют козероги. Почему его так назвали?
Только он может передвигаться по скалам.
Загадка.
Стройный и быстрый, рога ветвисты,
Шагает весь день
кто это? (Олень)
На нижних склонах живут изюбры - благородный олень. По числу отростков его рогов можно узнать сколько ему лет. Есть в природе еще один олень –кабарга. Самый маленький, это не олененок, а взрослый олень. Этот олень никогда не имеет рогов.
Загадка.
Кисточка на ушах, ловит зайцев и мышей. Эту кошку берегись, кто же это (это кошка-рысь).
Самая крупная, лесная хищница кошка-рысь. Ее легко отличить по коротенькому хвостику и кисточками на ушах. Такую семью рысей можно встретить на дальней поляне после охоты. Взрослые рыси оберегают рысят, чтобы во время охоты на них не напал волк или другие хищные звери. А каких хищных зверей знаете вы? Ответы детей.
У рыси густой,пушистый мех, из за своего меха рысь страдает от браконьеров. (кто такие браконьеры). Ответы детей.
Рысей стало очень мало в тайге. Рысей взяли под охрану в охотничьих хозяйствах, где без разрешения охотиться на нее нельзя, все рыси там подсчитаны, а детенышей подкармливают.
А еще в лесной чаще живет росомаха. Она ходит по лесу с виду неуклюжая с длинным тяжелым мехом, но она очень ловко лазает по деревьям, разоряет птичьи гнезда, дупла белок. Живет здесь же в лесу белка-летяга. Дети подскажите, почему так прозвали белку? Ответы детей.
Правильно. Она умеет летать. Между лапками у нее есть перепонки, расправляя их, белка летает с дерева на дерево. А чем питается белка-летяга? Ответы детей.
В лесу живут кабаны. Чем они отличаются от обычных свиней? Ответы детей.
У кабанов тело покрыто густой шерстью, в лесу кабаны живут небольшими группами. Поросята похожи на взрослых, но с полосками вдоль спины.
Ребята, а вы знаете, как называется самое глубокое озеро на земле? Ответы детей.
Это Байкал. Назовите обитателей Байкала?
Ответы детей.
Только на Байкале и нигде больше, живет нерпа, байкальский пресноводный тюлень.
Вода в озере чистая, пресная, прозрачная. Нерпа выходит из воды и греется на солнышке.
Нерпы всю жизнь проводят в воде. Питаются рыбой. У нее короткий серебристый мех, лапки похожие на ласты.
Детеныши появляются в феврале-марте.
Какая самая большая раба Байкала? Ответы детей.
Правильно осетр (длина до двух метров, весов 80 кг). По берегам рек впадающих в озеро Байкал живет много птиц. Это утки, чайки. Дети дополняют по просьбе взрослых.
Сейчас мы пройдем в другой зал. И ключом от этого зала будут две загадки.
1. Кто лохматый и большой,
спит в берлоге зимой? (медведь).
.У кого из всех зверей,
хвост пушистый и длинней? (лиса).
Мы с вами попали в северную тайгу. Здесь очень суровые условия зимой, температура воздуха бывает до 60 градусов мороза.
Самое крупное животное – северный олень. Шерсть оленя покрыта инеем.
Питается олень ягелем, копыта покрыты шерстью до копыт. Потому что приходится ходить по снегу. Живут олени небольшими стадами. Северная тайга не страшна и для белой совы, рябчиков. Обратите внимание на белый цвет пера и пуха. На севере преобладает в основном белый цвет.
Ох и замерзли мы с вами на севере.
Давайте отправимся с вами туда, где потеплее, где мы познакомимся со степями.
Ребята, посмотрите что не растет в степи. Дети: деревья.
Да, но зато есть много кустарников, травы.
В степях живут суслики, сурки, они прячутся от врагов в норки. Они роят очень много нор (спаленки, кладовые и. др.)
Во время опасности перекликаются между собой, предупреждают об опасности, врага.
На сусликов и сурков охотятся хорьки, лиса, из птиц степной орел.
Есть у нас в Бурятии почти исчезнувшие животные и растения. Человек должен понимать и охранять это богатство.
Поэтому редкие животные, птицы, растения занесены в Красную книгу.
Кто из вас ребята видел и знает об этой книге? Ответы детей.
Для защиты животных, птиц, растений существуют заповедники охраняемые Россией.
У нас в Бурятии тоже есть заповедники. Давайте мы озвучим их и запомним.
Прибайкальский. Баргузинский. Тункинский. Джергинский. Кабанский. Забайкальский
Педагог
Ну, вот и подошло к концу наша экскурсия. Сегодня мы узнали много интересного о жизни животных, птиц, рыб нашего края. Эти знания помогут вам стать настоящими друзьями природы, заботиться о ней, беречь и любить свой край, свою Родину.
Спасибо! До новых встреч.