Наталья Сертакова
Экскурсия в лес для детей 5–6 летнего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Сформировать у детей представления о том, что лес –это сообщество разнообразных растений (деревьев, кустарников, трав, грибов).
Знать и различать деревья 5- 7 видов: береза, осина, липа, дуб, ель, сосна ; кустарники 2-3 видов: боярышник, орешник, малина; цветущие травы 4-5 видов: ландыш, звездчатка лесная, кипрей, тысячелистник.
Публикация «Экскурсия в лес для детей 5–6 летнего возраста» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лето
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Уточнить представления о животных и других обитателях леса ( в лесу живут звери: белка, еж, лиса. ; птицы: дятел, кукушка, иволга, синицы; насекомые – муравьи, жуки, бабочки., в сырых местах можно встретить лягушек) На полянах и в чащах растут разные травы; люди заботятся о лесе, охраняют его от пожара, расчищают, сажают новые, молодые деревья.
Формирование речевых умений (обогащение словаря за счет новых названий и эпитетов).
Формирование связной монологической описательной речи, а также речи – доказательства.
Вызывать радость и удовольствие от пребывания в лесу.
Формировать эстетическое восприятие природы.
Формировать умение правильно вести себя в лесу (не шуметь, не мусорить, не рвать растения, не пытаться поймать птицу).
Предварительная работа:
Цель: Систематизировать представления о лесе, как о экосистеме (рисование, гербарий, знакомство с лекарственными растениями)
Читать: Н. Верзилин «Деревья в лесу», М. Ильин, Е. Сегал «Рассказ о кустах и деревьях», Г. Денисова, В. Коровников «Звездчатка лесная», Б. Александров «Кипрей», «Тысячелистник»; А. Клычков «Белка», Ю. Дмитриев «Иволга», «Кукушка», И. Соколов – Микитов «Кукушонок», И. Никитинский «Муравьи», Г. Скрибитский «Божья коровка», Ю. Дмитриев «Кто охраняет мою полянку», «Враги нашего леса», В. Шефнер «Лесной пожар»; Е. Трутнева «Земляничка», Е. Благинина «Одуванчик».
Экскурсия в лес в конце марта – начале апреля, когда почки еще не проклюнулись.
Детские игры : Лото «Лесные цветы», «Кто живет в лесу?»
Рассматривание гербариев.
Беседа перед экскурсией.
Вхождение в игровую ситуацию: мы получили письмо от лесного гномика.
Включение нового знания в систему знаний ребенка.
Помните, как мы приходили сюда весной? На деревьях тогда были маленькие почки, а теперь? Какой лес стал? Прочитать стих «Земляника»
Если вы будете хорошо вести сегодня – не будете шуметь и пугать птиц, не будете убегать, чтобы все беспокоились, то тогда добрый лесной гном покажет нам свою земляничную полянку.
Экскурсия.
Сюрпризный момент:
Мы с вами как бы у «порога» леса. Нас встречает лесной гном. Что надо сказать? (здравствуйте) Как мы разговариваем в лесу (тихо) Попробуйте сравнить лес с лугом. Какие они? (луг гладкий, ровный на нем растут травы и цветы, а в лесу – деревья, кустарники, они высокие). А теперь закройте глаза, подставьте лицо солнышку. Что вы чувствуете?
Давайте подойдем к лесу поближе, пройдем через опушку-край леса, его начало и потом посмотрим на луг. На что он похож?
А мне кажется, что он похож на зеленое море. Сейчас закройте глаза и попробуйте почувствовать, смотрит ли на вас солнышко, греет ли оно вас? Когда солнышко греет, кажется, что оно гладит лицо своими лучиками, как будто мама. Почувствовали солнышко? Так, где же солнца больше на лугу или в лесу?
Наверное, луг и опушку можно сравнить с морем, где неглубоко – у берега, а лес – это уже море, по которому ходят большие корабли.
Давайте пройдем по лесу, как по дну нашего моря. Лес –это целый мир. А мы будем путешественниками.
Открытие нового знания.
В чаще леса предложить детям тихо постоять и прислушаться, чтобы потом каждый мог описать, кто что слышал.
Если будут слышны птичьи голоса – учить различать 2-3 птиц. Расспросить, кто, что знает об этих птицах.
Рассказать, что кукушка не только подкладывает яйца в чужие гнезда, но и поедает таких гусениц, которых кроме нее и иволги, не есть не одна другая птица. Ведь среди гусениц есть и мохнатые. А кукушка есть их всех подряд. Бывают случаи, когда несколько кукушек спасают очень большие участки леса от лесных вредителей.
Предложить поискать липу, дуб. Дать детям понюхать желтые цветочки липы и спросить, почему около дерева кружится много пчел. Вспомнить стихотворение Воронько «Липка».
Показать детям грибы. Рассказать (или вывести из наблюдений, что грибы любят сырые, тенистые места, но не в глубине леса, а на полянках, опушках, возле заброшенных дорог. В наших лесах растут подберезовики, подосиновики, белые грибы, рыжики, сыроежки. Это все съедобные грибы. Объяснить детям, что поганки и мухоморы приносят пользу деревьям, а мухоморами лечатся лоси.
Белый гриб имеет шоколадную шляпку, ножка как кувшинчик.
Вот и гриб боровик,
И красив он, и велик!
В толстой шапке набекрень,
Ножка толстая, как пень.
Рыжик:
Рядышком с иголками
Рыжики под елками
Не малы, не велики
И лежат, как пятаки.
-А послушайте, какую загадку я вам загадаю:
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке?
Посмотрите, здесь какая – то дорога, а по ней, ползут муравьи. Смотрите, они что-то тащат (иголки, сухие травинки) Давайте пойдем по этой дорожке и посмотрим на их дом. Вы знаете, какой дом у муравьев? А много их в нем живет? А кто знает какие – нибудь загадки про муравьев и муравейник? А я знаю такую:
На полянке возле елок
Дом построен из иголок,
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион.
Ребята, вы помните сказку В. Бианки «Как муравьишко домой спешил»А что вы помните? Почему муравьишко спешил домой (Потому что к вечеру все ходы в муравейнике закрывается).
Давайте посмотрим, что муравьи несут в свой дом? Каждый выберет себе муравьишку, за которым будет наблюдать. А теперь расскажите, что нес ваш муравей, тяжело ли ему было, пришлось ли ему обходить камешки или упавшие щепки? Давайте немножко поможем муравьям – очистим их дорожку.
Ой смотрите, это же земляничная полянка. Наверное, вы и в сомом деле, хорошо себя вели, раз добрый гном показал ее вам. Давайте собирать землянику. Только надо делать это осторожно, чтобы ей не стало больно. Не ломайте веточки и листочки. А у меня есть специальная «земляничная» считалка:
На полянке у пеньков
Много тонких стебельков
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибая стебельки –
Собираем огоньки.
Ну, как ребята, понравилось вам наше путешествие? Вы были самыми настоящими путешественниками, исследователями. Вы услышали кукушку и дятла, увидели разные деревья и кустарники, нашли много грибов и вспомнили, как они называются, а самое главное – вы тоже помогли лесу: вы не кричали и не пугали птиц. А как вы помогли муравьям! Теперь им немного легче будет ползать по той тропинке, которую вы очистили. Я думаю, что лесной гном очень рад, что у него такие помощники растут. Ведь лес – это целый мир, а ему одному трудно ухаживать за лесом. Поэтому люди должны помогать лесному гному.
Работа после экскурсии :
Через 2-3 дня после экскурсии – НОД по изобразительной деятельности: насекомые, птицы, растения. (Можно дать темы «Муравьиная дорожка», «Земляника», «Бабочки на цветке», «Гриб – боровик»). Из работ, растений, гербария, оригами составить панно, где было бы показано, что лес – экологическая система.
Провести игру «Разные грибы». Можно использовать загадки:
Я родился в день дождливый,
Под осинкой молодой,
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой.
А вот кто – то важный
На беленькой ножке.
Он с красной шляпкой, На шляпке горошки.
Чтение рассказа М. Ильина и Е. Сегал «Рассказ о кустах и деревьях». Рассказы детей о том, что они видели, и что им больше всего понравилось и запомнилось.
Обобщающая беседа.
Можно предложить детям написать сказку о земляничке, о муравье, о божьей коровке, о грибе, о сосне, под которой муравьиный домик…