Татьяна Ивановна Толоконникова
Экскурсия по мини музею «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Формировать представления о жизни и быте русского народа, о его традициях. На основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с традициями русского народа.
- Углубить знания детей об истории жилища крестьянской семьи - избе, о предметах старинного русского быта: печи, прялке, зыбке; познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: ухватом, чугунком, кувшином, самоваром.
- Развить связную речь детей; обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами: подполье, чулан, бабий кут, красный угол, щепа, божница, рушник.
- Воспитывать интерес и бережное отношение к старинным вещам, народным традициям и обычаям, интерес к русскому фольклору.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций с изображением одежды: русского народного костюма, старинных предметов быта, изделий декоративно-прикладного творчества.
- Беседы о предметах быта, о их назначении в жизни русского человека.
- Разучивание пословиц, поговорок: «Щи да каша, пища наша», «Где блины – тут и мы!», «Бог на стене – хлеб на столе», «Ешь – не кроши, а съешь - не проси», «Каша из гречки, где варилась? В печке. Сварилась, упрела, что детка съела»; русских народных игр: «Ручеёк», «Капуста», «Жмурки»; отгадывание загадок.
- Чтение русских народных сказок.
Условия и средства реализации:
Материалы и оборудование: музей «Русская изба» с предметами быта (сундук, лавка, старинная посуда, утюг, самовар и т. д.); слайды с изображением русского быта; шкатулка с загадками.
Методы и приёмы:
Словесные (рассказ, беседа, чтение стихов, загадок, прослушивание музыки).
Наглядные (рассматривание иллюстраций, старинных вещей).
Ход занятия:
- Сегодня мы с вами посетим очень интересное место нашей группы -с музей «Русская изба».
- Скажите, пожалуйста, кто знает, что обозначает слово музей? Ответы детей.
- Правильно, музей ребята, это то место, где находятся старинные вещи, поэтому
вести себя нужно тихо, внимательно слушать и обращаться с предметами очень аккуратно. Здесь мы с вами увидим, как жили русские люди много лет назад, увидим предметы, которыми пользовались в старину, что людям нужно было для жизни.
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину,
Я рассказ свой поведу.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
- Посмотрите ребята, вот мы с вами оказались в светлице! Как здесь хорошо и уютно.
- Посмотрите сколько много здесь незнакомых нам вещей.
- Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом? (Ответы детей)
- Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.
- Сейчас я расскажу вам, как строили в старину дома! Было на Руси правило: шёл глава семьи к соседу: «Приходите, говорил - люди добрые, помогите мне избу строить». «Непременно придем!» - отвечал сосед. Шел хозяин к другому соседу и тот ему не отказывал в помощи.
Наутро, много мужиков собиралось, и вместе с хозяином начинали «рубить избу». Русский народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный. «Рубить избу» означает – строить дом, а строили такие избы из деревянных бревен с помощью строительных инструментов. А какие это инструменты, отгадайте загадки.
1. Кланяется, кланяется, придет домой, растянется. (Топор.)
2. Железная сестрица зубаста и остра:
Её и клён боится, и тополь сосна.
И даже дуб боится попасть на зуб сестрице. (Пила)
3. Сам деревянный, а голова железная. (Молоток.)
(Дети отгадывают загадки.)
- На Руси такие мастера были, что могли построить избу без одного гвоздя, так бревна подтесывали и подгоняли, что изба была прочной, никакому ветру неподвластной.
- Строили из лиственницы. Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы. В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в нем хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.
- Давайте все вместе, вслух, произнесем эти необычные и новые для вас слова: «рубить избу». (Совместный повтор слов).
- В избу входили кланяясь, как вы думаете, почему? (Ответы детей)
-Дверь была низкой, а порог высокий, чтобы меньше дуло в щели. Гостям приходилось на входе кланяться, а не то шишку можно набить.
- Ребята, в русской избе был главный угол. Его называли «красный угол». В красном углу, самом чистом и светлом, размещалась божница – полочка с иконами. Божница заботливо украшалась нарядным полотенцем – «рушником». Показ рушника, божницы.
- Входящий в избу человек обязательно снимал шапку, поворачивался лицом к иконам, крестился, низко кланялся. И только потом входил в дом. Обеденный стол всегда ставился в красном углу. За столом вся семья - принимала пищу. Стол обычно накрывался скатертью. На столе всегда стояла солонка, и лежал каравай хлеба: соль и хлеб были символами благополучия и достатка семьи.
Самая распространенная русская традиция – это русское гостеприимство, тоже неотъемлемая часть наших культурных традиций. Гостям всегда были рады. Встречали гостей хлебом, солью со словами: «Добро пожаловать!» Гость отламывал кусочек хлеба, обмакивал его в соль и съедал.
- В избе печь всегда считалась важным, главным местом.
Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Место, где люди спали на печи, называлось полати. Повторим это слово. (Совместный повтор слова).
В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
- Ребята, давайте проговорим пословицы о печи.
«Когда в печи жарко – тогда и варко».
«Что есть в печи – все на стол мечи».
«Не красна изба углами, а красна пирогами».
- Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь печник. Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток — это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской и получалась маленькая комнатка, которую называли чулан. Около печи было много полок, в старину их называли не полки, а «наблюдники», на них вдоль стен стояла посуда: миски, блюда, солонки. Посмотрите ребята, а как этот предмет называется. (Ответы детей)
- Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. - Чем же могла печь накормить своих хозяев? (Ответы детей)
- Русские люди готовили в печах, посмотрите в нашей печке есть посуда, в которой готовили. Показать чугун. Я сейчас вам загадаю загадку, а вы отгадаете, как называется предмет, в моих руках.
Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит… (чугунок).
- Правильно ребята, это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
- А скажите, почему у него такая необычная форма: зауженный к низу, расширяющийся к верхней части и снова сужающийся к горлу? (Ответы детей)
- Правильно, чтобы его было удобно ставить и вытаскивать из печки.
-Как же можно было достать из печи горячий горшок, чем его вытаскивали?
- Послушайте загадку:
Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт. (Ухват)
- Правильно, ухват. Давайте проговорим это слово все вместе.
Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей.
Воспитатель показывает действие с ухватом и чугуном.
- Ребята, посмотрите, что это такое стоит на одной ноге?
Посмотрите, какова!
Нрав совсем не робкий.
Я ворочаю дрова
В раскаленной топке. (Кочерга) (Ответы детей)
- Правильно, кочерга. А для чего она нужна?
-Правильно, это инструмент для выгребания углей и перемещения дров, чтобы они лучше горели в печке.
Воспитатель показывает коромысло. Что это такое?
- Правильно, это коромысло, на большую дугу с крючками вешались ведра, клали его на плечо и было легче носить воду.
- Ребята, посмотрите внимательно на утюг, как вы думаете, что раньше засыпали в утюг? (Угли). Первый утюг на углях, который имел второе название – паровой, появился в начале 16 века. Этот старинный утюг состоял из: вместилища, в которое засыпали уголь; ручки;
отверстия для выхода пара. Эти приспособления были крайне тяжелыми.
- В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом. Ребята, а посмотрите, что на столе стоит? Это та посуда, которой пользовались люди. Сделана она из дерева, из глины,горшки,кувшины.
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс.
Физкультминутка «Игра на ложках».
- Давайте вспомним пословицы и поговорки про русскую пищу! «Щи да каша, пища наша», «Где блины – тут и мы!», «Бог на стене – хлеб на столе», «Ешь – не кроши, а съешь - не проси»,
- Посмотрите ребята, из чего в старину пили чай. Это самовар, чай из него получался очень вкусный, полезный.
- Ребята, я сейчас вам прочитаю пословицы и поговорки о самоваре.
За чаем не скучаешь – по три чашки выпиваешь.
Чай пить – приятно жить.
Выпей чайку – позабудешь тоску.
Если чай не пьешь – где силы берешь.
- За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
Самовар, всегда стоял на столе. Утром хозяйка вставала, топила печь, растапливала самовар. Ребята, а как вы думаете, почему я сказала, затапливала самовар? (Ответы детей)
- Правильно, потому, что самовар то же топили, как и печку, только топили его щепой, то есть щепками от дров.
- Ребята, а как вы думаете молоко, продукты, чтобы они не портились, где хранили? У нас с вами сейчас есть холодильники, а раньше в древности холодильников не было. (Ответы детей)
- Ребята, продукты хранили в специальном месте, которое называлось подпол. Называли так, потому что оно находилось под полом. В земле под полом дома рыли яму и там хранили продукты, потому что, летом там было прохладно, а зимой, когда, были морозы и земля промерзала, через доски поступало тепло от печки, поэтому температура там всегда была одинаковая, как в наших холодильниках.
- Ребята, посмотрите ещё в бабьем углу стояла прялка. Показ прялки. Вечерами женщины из шерсти пряли шерстяные нитки, а из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду. А что еще необходимо к прялке, чтобы прясть нитку? (Ответы детей). Правильно ребята, веретено. Показ веретена. Проговаривание этого слова.
- Давайте рассмотрим лапти. Принято считать, что лапти — один из самых древних видов обуви. Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка. Редко кто в крестьянской среде не умел плести лапти. В старину лапти носили и мужчины, и женщины, и дети. Обувь эта была очень удобной, легкой, просторной, «дышала», ноги ее не чувствовали. Исключено и мозоли натереть в ней. Сегодня по улицам в них никто не ходит. Изготавливают сувенирные лапти.
- Где же в старину хранили одежду? В сундуках. Сейчас мы рассмотрим сундук. Сундук — своеобразный хранитель семейного быта. Он стоял практически в каждом русском доме. Ну, а если их было несколько, семья считалась зажиточной. На русском севере были распространены два вида сундуков — с плоской откидной крышкой и выпуклой. Различались они и по размеру. Были сундуки маленькие, близкие к шкатулкам. Были в домах и огромные сундуки — для одежды или продуктов. Для прочности сундук оковывали железными полосами, иногда гладкими, иногда с просечённым узором. На большие сундуки навешивали большие замки. Часто стенки покрывали условной росписью: с растительными или зооморфными мотивами.
- В нашем музее есть люлька. Люлька была столь же необходимым атрибутом, как, скажем, стол или печь. Сделать самый простой вариант люльки мог и сам хозяин. Качать такую люльку можно было при помощи специального ремешка рукой, а в случае занятости рук, и ногой. «Рулить» люлькой надо было умеючи: чуть посильнее качнешь, и, кувырк, младенец на полу. Люлька становилась для крошки маленьким миром, который украшался всеми возможными способами. Саму люльку украшали резьбой или росписью. Обязательным атрибутом становился полог: он и от назойливых кровососущих уберегал, да и от нечистого глаза прятал. Для полога выбиралась самая красивая ткань, его украшали кружевами и лентами. Если же семья была бедная, в дело пускали старый сарафан, который, несмотря на лета, выглядел нарядно. Люлька приобретала статус «счастливой», если в ней благополучно вырастал ребенок – мало хворал, еще меньше капризничал, в общем, изо всех своих неокрепших сил радовал поведением счастливых родителей. Такая люлька долго не пустовала: место подросшего малыша занимал его новорожденный брат или сестра. Кстати, качать пустую люльку строго-настрого возбранялось, иначе не видать малышу спокойных снов. Эта примета дошла и до наших дней.
- Люди в старину много работали. С весны до осени все трудились в поле, а зимними вечерами занимались рукоделием: вышивали красивые рушники, так раньше называли полотенца (показ рушников, некоторые умельцы ткали половики, которые назывались половицы. Посмотрите, в нашей избе на полу лежат половицы. Показ половицы.
В нашем музее находится много предметов, которые помогали хозяйке в ее труде.
- Вот так хорошо раньше жили люди, все они умели, все знали. Такие у них красивые дома были. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, плели лапти, вязали, вышивали. А ещё песни пели и загадки сочиняли. Хотите послушать?
Прослушивание русской песни.
- Сегодня, ребята, в нашем музее мы рассмотрели старинные предметы быта русского народа, утварь и узнали, как ими пользовались в давние времена на Руси.
- Ну что же ребята, наше путешествие по «Русской избе» подошло к концу, вам понравилось наше занятие?
Вот вам клубок ниток, отматывайте нитку,что запомнили называйте.