Погорельцева Людмила
Организация цикла мероприятий для детей школьного возраста «Экономика в жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Цикл мероприятий
«Экономика в жизни»
Срок реализации 9 месяцев
Пояснительная записка
Цикл мероприятий "Экономика в жизни" разработан в соответствии с основными нормативными документами и направлена на работу с детьми школьного возраста.
Знакомя воспитанников детского дома с различными экономическими явлениями, их нужно убедить, что именно знания являются интеллектуальной основой формирования моральных качеств, взглядов на различные явления общественной жизни и глубоких убеждений личности. Кроме этого, необходимо воспитание таких чувств, которые развивали бы способность личности разумно и грамотно реагировать на великое множество явлений и событий нашей жизни. Сумев правильно оценить факты и события, дети смогут определить свое к ним отношение, аргументированно защищать свою позицию, свою точку зрения в любых жизненных ситуациях. Но прежде всего практика показывает, что подрастающему поколению нужно развивать и получать экономические знания, в практической деятельности умения, навыки, необходимые для осуществления трудовой деятельности. Занятия по социальной ориентировке направлены на практическую подготовку воспитанников к самостоятельной жизни и труду, на повышение общего уровня развития несовершеннолетних, что необходимо для успешного процесса социализации. Для этого нужно развивать у подростков интересы к жизненным ситуациям, которые им придётся решать, а это невозможно без оснащения определённым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для первоначальной успешной интеграции в социуме.
Темочки:
- Финансовая грамотность для школьников
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Мероприятия ориентированы на изучение воспитанниками экономических понятий, формирование общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с финансами.
«Экономика» - это сознательно построенная и используемая людьми система жизнеобеспечения. Мир экономики – это, мир в котором мы живём, учимся, работаем. И понимание законов этого мира помогает людям принимать некоторые наиболее важные в их жизни решения. Знания простейших явлений и законов экономики необходимы любому человеку, независимо от возраста. По-моему мнению, чем раньше ребенок начнёт изучать и понимать закономерности экономической жизни, тем более успешно он может построить своё будущее. Человеку, вступающему в экономические отношения, небесполезно знать, что представляет собой окружающая его экономика. Но для того, чтобы научиться принимать обдуманные рациональные решения, лучше прибегнуть к экономической теории – науке, предметом изучения которой является экономика как хозяйство общества, используя элементы экономической теории. «Первая» экономика для нас – цель, «вторая» - средство. Комплекс знаний по экономике необходим современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере, основные содержательные линии:
- человек и фирма;
- человек и государство;
- экономика домашнего хозяйства. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание цикла занятий входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере. «С точки зрения экономиста, условия человеческого существования характеризуются следующими четырьмя фундаментальными положениями: человек стремится к различным целям; время и средства, находящиеся в его распоряжении, ограничены: они могут быть направлены на достижение альтернативных целей; в каждый момент времени цели обладают различной важностью. Да мы таковы - существа, наделённые ощущениями, желаниями и притязаниями, массой инстинктивных и осознанных стремлений, побуждающих нас к действию. Но время для действий ограничено. Внешний мир не представляет нам возможностей для достижения вех наших целей в полной мере. Жизнь коротка, а природа скупа. Цели других людей не совпадают с нашими. Но мы можем употребить свою жизнь на то, чтобы заниматься разными делами, используя имеющиеся ресурсы и услуги других людей для того, чтобы добиваться различных собственных целей».
Прочитав литературу по экономики, я пришла к необходимости составления адаптированным к собственным условиям цикла мероприятиям, которые бы отвечали современным принципам обучения: доступности, преемственности, индивидуальности, результативности. Практика данных мероприятий в течение трёх лет дает свои положительные результаты. Экономическая подготовка к жизни основывается на практических формах работы подростков, моделировании различных ситуаций и выполнении заданий. Поэтому, имея социально-экономическую направленность, мероприятия создают условия для развития не только экономического мышления, но и практических способностей воспитанников с учетом их возможностей и мотивации.
Актуальность цикла мероприятий.
Настоящий план составлен с учетом возрастных и психологических особенностей развития воспитанников, уровня их знаний и умений. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у подростков необходимые навыки самообслуживания, ориентировке в окружающем мире, а также практически знакомятся с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, так как у подростков, которые попадают в детский дом характерны трудности во взаимоотношении с взрослыми и со сверстниками. У них низкий уровень поведения, межличностного взаимодействия и компетентности в общении. При низком уровне социального интеллекта, неуверенности в себе, низкой самооценке, низкой социальной активности и низком уровне развития коммуникативных навыков развивается социальная адаптация подростков.
Цель:
Развитие экономического мышления, выработка умений находить и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать и систематизировать полученные знания, формировать опыт применения полученных знаний для решения типичных задач в области экономических отношений, воспитание ответственности за экономические решения.
Задачи:
Образовательные:
- Формирование основ экономических знаний хозяйственной жизни; ведение семейного бюджета.
- Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач.
- Овладение умениями получать и осмысливать экономическую информацию.
Развивающие:
- Развитие гражданского образования, экономического образа мышления.
- Подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения.
- Освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства.
- Развитие экономического образа мышления; способности к личному самоопределению и самореализации.
Воспитательные:
- Формирование коммуникативных навыков.
- Воспитание ответственности за экономические решения.
- Потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин.
-Воспитание уважения к труду.
Прогнозируемый результат: формы и методы работы:
- Проектно-исследовательская деятельность;
- Анкетирование,
- Проведение встреч с интересными людьми: работниками службы занятости, представителями малого бизнеса нашего края, специалистами банковской сферы и т. д.
-Занятия – практикумы;
- Ролевые и деловые игры;
- Решение экономических задач.
В ходе практических занятий происходит проигрывание различных экономических ситуаций, а также проведение дискуссий по актуальным проблемам экономики.
Принципы:
· учебно-возрастных и индивидуальных особенностей детей;
· самоопределение воспитанников в выборе содержания деятельности в рамках занятий;
· доступность;
- наглядность.
Методы и формы:
- словесные (рассказ, беседа, инструктаж, диалог, объяснение, консультация);
- наглядные (показ, иллюстрирование, демонстрация, предъявление материала);
- практические (посещение организаций, предприятий и учреждений, заполнение квитанций, резюме и т. д.).