Наталья Николаевна Шульгина
Экономика и дошкольник. Актуально ли?
▼ Скачать + Заказать документы
Слово «экономика» и «дошкольник» лишь на первый взгляд кажутся очень далёкими друг от друга. Ведь семья – это реальная экономика, и в ней дети не учатся жить, а живут. Отсюда важно подчеркнуть необходимость тесной связи семейного и общественного воспитания в решении задач экономической подготовки молодого поколения и в формировании экономического образа мышления.
Публикация «Экономика и дошкольник, Актуально ли?» размещена в разделах
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2021
Открыть для себя мир детей может только тот, кому они интересны, тот, кто их знает. Дошкольники очень чувствительны к разному роду воздействиям. Ребенок, как губка, впитывает впечатления, знания, стиль поведения педагога, работающего с ним. Поэтому как стихийно, так и специально организованное обучение и воспитание во многом определяет особенности его психического, физического и интеллектуального развития. Правильно организованное окружающее воспитательное пространство служит источником полноценного развития, в процессе которого у ребёнка с помощью взрослого складывается необходимые качества и свойства личности.
Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящие за пределами системы образования, являясь очевидцем активного становления рыночного механизма хозяйствования, требующего от современного человека особых качеств, особой экономической культуры, показывают, что экономическое воспитание детей дошкольного возраста - глобальная социальная проблема, неотделимая от ребенка с самых ранних лет его жизни. Экономика может быть преподнесена детям в форме элементарных сведений:
• научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;
• с помощью игр, экономических задач, кроссвордов ввести детей в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;
• объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена – с одной стороны, и нравственными – бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость - с другой;
• научить правильно относиться к рекламе, разбираться в ней;
• вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.
Слова «экономика» и «дошкольник» лишь на первый взгляд кажутся очень далёкими друг от друга. Часто задают вопрос: «Экономика и дошкольник. Актуально ли?» Да, актуально. И довольно давно. Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает, что воспитывать бережливость, рачительность легче на примере личного «достояния».
«Моё» и «наше» - разные понятия не только по содержанию, но и по внутреннему их восприятию. Необходимо подчеркнуть, что дети по-разному относятся к личной и общественной собственности: личные потери более болезненны. Не потому ли повседневная жизнь детского сада даёт массу примеров того, как дети безжалостно портят, ломают, выбрасывают игрушки и предметы для труда, совершенно не испытывая при этом чувство вины или беспокойства?
Нередко приходится слышать от взрослых: зачем ребёнку беречь и экономить, не так уж велики потери оттого, что он ломает игрушки, портит бумагу, краски, фломастеры. Мол, вырастет, столкнётся с денежными затратами, вот тогда и перестанет портить вещи.
Это глубокое заблуждение. Дело не в сломанной игрушке – из этих проступков постепенно складываются привычные формы поведения, вырабатывается определённый стиль жизни, изменить который будет не просто.
Детский сад – некая условная ситуация, которая не даёт полноценного опыта и практики «экономического поведения». Дети здесь тоже «покупают», «продают», «меняются», «работают», но это лишь игра, которая закрепляет опыт, полученный в семье. Понятно, что только объединение двух аспектов поведения детей – условного и реального, может дать хорошие результаты в области экономического воспитания и развития.
Ребёнок, прежде всего, познаёт азы семейной экономики, поскольку именно в семье он делает свои первые шаги в мир экономической деятельности, получает о ней первые представления. Дошкольник узнаёт о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи. Старшие дошкольники учатся оперировать деньгами, соотносить доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми.
Дети получают начальные сведения об экономике своего города, профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по её изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.
Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Использование разных форм даёт возможность проявить творчество, индивидуальность и в тоже время, что особенно важно, сделать процесс познания интересным и доступным. Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке ему понятном.
Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребёнка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я» - играм, комплексно-тематическим занятиям, вечерам досуга.
Основная форма обучения – игра. Именно через игру дети учатся осваивать и познавать мир.
Для усвоения экономических знаний используются самые разнообразные методы, приёмы и средства обучения. Значительное место отводится сказке. Сказка – это литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. В них экономическое содержание показывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, нестандартность, самостоятельность мышления, коммуникативность – познавательные навыки. Способность ориентироваться в ситуациях поиска, включаясь в решение проблемной задачи, дошкольник открывает для себя новую сферу социальной жизни людей – экономическую.
Логические и арифметические задачи, задачи-шутки сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений, решение таких задач повышает интерес ребёнка к экономическим знаниям, учат видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира, вещей, природы, людей.
Доминирующими формами работы является общение педагога с ребёнком в рамках личностно-центрированной модели взаимосвязи между людьми и игра. Созданные благоприятные условия позволяют каждому ребёнку найти собственный путь в экономику, через игру, математику, рисование, обеспечивает формирование и потребности в познании, способствует умственному и личностному развитию.
Опыт показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи даёт хорошие результаты и способствует более серьёзному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.
Однако в воспитании всё хорошо в меру. Перегнув палку в разговорах о деньгах, установка на экономическую выгоду, расчётливость, легко вырастить маленького Плюшкина.
В группе можно расположить тематические игры «Чёрный ящик», «Из чего сделано», «Расскажи о профессии», игры путешествия, дети приносят модные сейчас экономические игры «Монополия», «Семейный бизнес», «Банк». Возможно сделать подборку интересных журналов, карточки с экономическими понятиями, журналы-головоломки, познавательные журналы о деньгах других стран: «Ткани», «Любимые рецепты», «Мир русской деревни», «Занимательные картинки», «Мир вокруг нас», «Овощной калейдоскоп», «Кроссворды», выставку минералов, положить экономическую карту, по которой дети любят путешествовать. Здесь же посадить кукол: гнома Эконома и царицу Экономику. Эти сказочные персонажи, используемые на занятиях, помогают детям усвоить новые сложные слова и их значение. Совместно с детьми сделать «экономическое дерево» с необычными листочками. Крона его – не простые листочки, а важные экономические понятия : товар, бизнес, банк, деньги, производство и другие. Собрать, целую «экономическую» библиотеку: «Федорино горе», «Муха-цокотуха», «Три копейки на покупку» Ш. Галлиева, «Откуда стол пришёл?» С. Маршака, «Экономика для малышей» Л. Кнышевой и другая занимательная литература. Работает связь «ребёнок – воспитатель – родитель». Тематика родительских собраний, консультаций, индивидуальных бесед, открытых занятий разнообразна: доходы моей семьи, история происхождения денег, семейный бюджет. Использовать различные формы работы: комплексно-тематические занятия, игры, вечера досуга. Запланированные занятия по экономике проводились в различных формах, например, экономические викторины. Сделать экономику понятной помогли сюжетно-ролевые игры: «Супермаркет», «Рекламное агентство», «Магазин игрушек», «Семья», «Детское кафе». В дидактических играх «Семейный бюджет», «Маленькие покупки», «Старое - новое», «Придумай рекламу», «Береги все, что нас окружает», «Накорми животных», «Детки с чьей ветки?», «Что из чего изготовлено», «Подбери витрину магазина и др. Переключая внимание ребят с одного вида деятельности на другой, удается поддерживать познавательный интерес детей на протяжении всего занятия, что приводит к значительному улучшению качества знаний по проблемам экономического воспитания дошкольников.
И я думаю, что ответом на вопрос: «Актуально ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание?» – является сам результат, который будет проявляться в осознанном отношении детей к труду собственному, родителей и вообще к любому труду; в их поведении при решении вопросов эффективности расходования всех ресурсов: денежных, одежды и обуви, электроэнергии и воды, пищи и отходов, времени и здоровью, своему и всех членов семьи, воспитателей, имущества детского сада; в способности к правильному выбору ситуации, связанной с экономической деятельностью; в выработке чувства хозяина наравне со старшими членами семьи, а также ответственного отношения к своему детскому саду, к товарищам; в стремлении к повышению доходов семьи.