Ксения Макарьева
Консультация «Экономика для самых маленьких»
▼ Скачать + Заказать документы
Экономика для самых маленьких
В каком возрасте человек должен начинать знакомство и изучение большого и глубокого мира под названием «Экономика»? Можем ли мы говорить об экономическом воспитании с самого раннего возраста ребенка?
В наше время жизнь протекает очень стремительно, быстро, технологично. Важной составляющей являются экономические отношения на разных уровнях сложности. Мы каждый день сталкиваемся с экономикой в обыденной, бытовой жизни: начиная с похода в магазин и заканчивая формированием семейного бюджета. Так с какого же возраста лучше всего начинать изучение экономики и финансовой грамотности?
Публикация «Консультация „Экономика для самых маленьких“» размещена в разделах
Начать лучше именно с дошкольного возраста, когда у детей формируется первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок сам того не понимая в повседневной жизни встречается с экономикой : он узнаёт что такое «твоё», «моё», «деньги», «дорого», «дёшево», «зарплата», «заработать», «обмен», «цена» и т. д. Но только вместе с педагогом или родителем ребенок сможет отправиться в удивительное путешествие по миру экономики, с помощью разработанных занятий он начнёт понимать – какое место экономика занимает в жизни каждого человека.
Надо понимать, что введение экономического воспитания в дошкольные учреждения – это не дань моде, а прежде всего необходимость уже в раннем возрасте дать детям представление о рыночных взаимоотношениях, их закономерностях и способствовать развитию самостоятельности детей. Только кажется, что дети и экономика очень далеки друг от друга, на самом деле это область, в которую ребёнок «вливается» с самых ранних лет.
Сами занятия вводятся в старшей и подготовительной группе. Надо понимать, что занятия носят интегрированный характер и тесно связаны с такими областями знаний как математика, логика, грамота, развитие речи, изобразительная деятельность и т. д. Использование разнообразных форм даёт возможность воспитателю с помощью индивидуального и творческого подхода делать информацию интересной и доступной для ребенка. Главное, говорить о сложном мире экономике языком, который будет доступен и понятен.
Игра – это основная форма обучения экономики дошкольника. С помощью игр ребенку проще и интереснее понимать сложные процессы экономических отношений, так как через игру ребёнок познаёт этот мир.
Сделать экономику понятной для дошкольника могут помочь сюжетно дидактические игры. Например, игра в профессию помогает детям понять смысл трудовых процессов и обучаться экономике. В сюжетно дидактических играх обыгрываются реальные жизненные ситуации, процесс купли-продажи, производство и сбыт готовой продукции, развиваются социальные и коммуникабельные отношения. Такое соединение игровой и учебной деятельности эффективнее всего для усвоения сложных процессов экономики.
На основе этих знаний в нашем саду МБДОУ «ЦЦР – детский сад №2» была разработана программа по экономическому воспитанию дошкольников для старшей группы, которая состоит из 9 занятий, поэтапно погружающих детей в понимание процессов экономики.
В начале через игровые моменты вводим понятие «потребности» у людей, животных и растений, формируем знание о труде и лени, говорим об уважении к труду человека любой профессии.
Потом мы переходим непосредственно к деньгам и цене: даём понятия «зарплата», «пенсия», «семейный бюджет»; формируем понимание необходимости денег и варианты их получения.
Следующий этап – знакомство с рынком, товаром и взаимоотношениями продавца и покупателя. Вводим понятие «реклама» и формируем у детей осознанное взвешенное отношение к ней.
После пройденных занятий, последним выступает деятельность по изготовлению товара. Разработка схем, подбор инструментов, материалов. Нам важно показать простую цепочку последовательности получения продукта труда: «Производство-распределение-обмен-потребление».
Так, на первый взгляд, сложные понятия оказываются доступны ребенку через игру. Дошкольник не замечает «сложности» в терминах, потому что на занятиях ему интересно. Он легко запоминает материал, который полезен в бытовой жизни и воспитывает с малых лет уважение к труду взрослых.