Анна Пласкеева
Экологический спектакль по сказке «Хламище-окоянище»
▼ Скачать + Заказать документы
Номинация: Театральные миниатюры «Вот оно, какое наше лето!»
Сценарий летнего музыкального развлекательного спектакля по Т. Яковлевой «Хламище - окоянище»
Публикация «Экологический спектакль по сказке „Хламище-окоянище“» размещена в разделах
- Сценарии по сказкам
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» июль 2021
Авторы миниатюры: Никитина Светлана Васильевна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 39 г. Владивосток», Пласкеева Анна Анатольевна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 39 г. Владивосток»;
Участники: группа детей 4- 5 лет общеразвивающей направленности полного дня, педагоги, родители.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно- эстетическое развитие».
Средства реализации: театрализованная деятельность; беседы; ЧХЛ; продуктивная деятельность; совместная работа с родителями.
Формы реализации детских видов деятельности – пение, оркестровка, танцевальная импровизация, аппликация.
Актуальность: Сегодня, как никогда, перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения экологического воспитания и образования нового поколения.
В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире, проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества.
Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.
Для наибольшей эффективности и успеха экологического воспитания дошкольников очень важно наполнить все мероприятия местным материалом о состоянии среды в нашем регионе, городе, районе. Для достижения поставленных задач и был создан этот спектакль.
Проблема: Несмотря на большой информационный поток и огромное количество материала по экологии для дошкольников, сложно выделить наиболее эффективные формы для акцентирования внимания детей среднего дошкольного возраста на ключевых моментах экологии, охране природы. Как привить детям интерес к природе, научить их любить и беречь ее? Какие использовать инновационные формы работы с дошкольниками в этом направлении?
Цели: воспитывать чувство причастности к благополучию в природе, думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты, используя театрально - экологические миниатюры.
Задачи:
• формировать у детей экологическое сознание и культуру природопользования;
• расширять театральный опыт, литературную речь, мимику, жесты, дикцию;
• воспитывать чувство добра, справедливости, сопереживания всему живому.
Оборудование: домик, панно леса, пенек – 2 шт, елки – 3 шт, декоративная трава, цветы, листья, музыкальное сопровождение, атрибуты для игр.
Действующие лица:
Роли взрослых: Ведущая - Сказочница, Старичок – лесовичок, Старушка – лесовушка, Медведица Маша, Медведь Федя - ворчун, Хламище – Окоянище, Лесная царица.
Роли детей: заяц, лиса, ёж, волк, солнышко.
Содержание:
Дети под весёлую музыку забегают в зал и садятся на стульчики.
Ведущая:
Милые, хорошие,
внимательные зрители!
Про природу сказочку
Послушать, не хотите ли?
Одну простую сказку,
А может и не сказку,
А может не простую,
Хотим вам рассказать.
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были замечательные существа!
Игра «В некотором Царстве…»
В разных углах игровой площадки разложены карточки со стилизованными изображениями трех Царств живой природы – растений, животных и грибов.
Детям получают картинки (шапочки) с изображением различных живых существ, что с помощью волшебной фразы они будут превращаться в «жителей» разных Царств живой природы.
Под музыку «Звуки природы».
Каждый ребенок «превращается» в то живое существо, которое изображено на его картинке. («Грибы» – садятся на корточки; «растения» – стоят на месте, покачиваясь из стороны в сторону; «животные» – передвигаются, издавая характерные звуки (чик-чирик, ква-ква и т. д.).
Ведущая: Раз, два, три - в свое Царство беги!» (все разбегаются по соответствующим Царствам).
Есть на свете дивный лес,
Полно в нем всяческих чудес.
Вот пень растет, а тут, смотри,
Краснеет земляника!
А вот малинника кусты,
А здесь цветы, смотри – ка!
Под музыку из мультфильма «Пластилиновая ворона», и слова ведущей выходят:
Старичок – лесовичок, Старушка – лесовушка, Медведица Маша- хлопотунья и Медведь Федя - ворчун.
Ведущая: В дальнем-дальнем лесу на маленькой горушке, в небольшой избушке жили-поживали, годы коротали: Старичок - лесовичок и Старушка - лесовушка. Дружно жили, лес сторожили.
Из года в год, из века в век, их не тревожил человек. А кругом красота – глаз не отведешь! И грибов, и ягод, сколько хочешь, найдешь. Мирно жили в лесу и звери, и птицы. Могли старички своим лесом гордиться.
И были у них два помощника, два медведя: Хлопотунья - Маша и Ворчун - Федя. Такие мирные и ласковые с виду, они не давали Лесовичков в обиду.
Все персонажи расходятся по полянке, берут музыкальные инструменты и исполняют польку «Трик – Трак», Музыка Штрауса.
Ведущая: И все бы ладно, все прекрасно, да однажды осенним ясным утром неожиданно, с верхушки елки высокой закричала тревожно Сорока. Попрятались звери, разлетелись птицы, выжидают: что же такое случится?
Наполнился лес и гулом, и криком, и беспокойством, и шумом великим. С корзинами, ведрами и рюкзаками люди приехали за грибами. До самого вечера машины гудели, а Старичок - лесовичок и Старушка - лесовушка, в избушке спрятавшись, сидели. И ночью-то, бедные, глаз сомкнуть не посмели.
Дети исполняют песню «Хоровод в лесу».
(музыка М. Иорданского, слова Н. Найденовой).
Дети: Хоровод в лесу
1. Мы пойдем, пойдем, пойдем,
Землянику мы найдем.
Земляника-ягода,
Как же ты красна!
Земляника-ягода,
Как же ты вкусна!
Земляника-ягода,
Руку нам давай!
Земляника-ягода,
В хоровод вставай!
2. Мы пойдем, пойдем, пойдем,
Ежевику мы найдем.
Ежевика-ягода -
Синий, синий цвет,
Ежевики-ягоды
В хороводе нет!
Ежевика-ягода,
Руку нам давай,
Ежевика-ягода,
В хоровод вставай.
3. Мы пойдем, пойдем, пойдем,
Подосиновик найдем.
Красный подосиновик,
Где тебя найти?
Красный подосиновик
Вырос на пути,
Красный подосиновик,
Руку нам давай,
Красный подосиновик,
В хоровод вставай!
4. Мы пойдем, пойдем, пойдем.
И орешек мы найдем.
Ты, орешек кругленький,
Не сиди в тени.
Ты на нас, на ягодки,
Поскорей взгляни!
Ты, орешек кругленький,
Руку нам давай,
Ты, орешек кругленький,
В хоровод вставай! Плясать лето красное встречать.
Ведущая: А утром солнышко ясное выкатилось из-за горушки, осветило и лес, и избушку-вековушку. (Выходит солнышко, потягивается и делает круг по залу)
Вышли старички, на завалинке посидели, на солнышке косточки погрели и пошли поразмяться, по лесу прогуляться. По сторонам поглядели – и обомлели: лес не лес, а какая-то свалка, которую и лесом-то назвать жалко. Банки, бутылки, бумажки и тряпки повсюду разбросаны в беспорядке.
Старичок - Лесовичок: Посмотрите, что случилось, после вчерашних «гостей»!
Выходят больные звери (ёж, заяц, волк, лиса) :
ЁЖ. Мой бедный носик грибы искал.
Нашёл же – банку и в ней застрял…
Заяц: Как лапу больно, я её стеклом порезал.
Волк: Гвоздей с десяток я проглотил.
Вонзились в горло, терпеть нет сил!
Лиса: Голова болит! Я в лесу гуляла, на чём-то поскользнулась и упала.
Старушка - лесовушка Непорядок, непорядок!
Ну- ка, дружно соберёмся и в лесу мы приберёмся.
Игра «Кто больше соберёт мусора».
Звучит музыка и под неё появляется Хламище – Окаянище, костями грохочет, на весь лес хохочет.
Хламище –Окаянище (исполняет песню) Вдоль дороги по кустам –
Хлам, хлам, хлам, хлам!
По нехоженым местам –
Хлам, хлам, хлам, хлам!
Я – великий, многоликий,
Я – бумажный, я – железный,
Я – пластмассово-полезный,
Я – бутылочно-стеклянный,
Я – проклятый, окаянный!
Поселюсь в твоем лесу —
Много горя принесу!
Ведущая: Испугались все.
Хламище – Окаянище А я, Хламище – Окаянище, всему мусору я командир, если топну я ногой, позову весь мусор свой, заверчу, заверчу, лес весь в свалку превращу.
Лесовичок: Эй, Маша и Федя приходите, Хламище – Окаянище одолеть помогите.
Звери: Что же делать, как нам быть, как нам Хламище победить?
Медведица Маша: Ребята, чтобы Хламище – Окаянище одолеть, нам нужно красивые букеты собрать.
Игра «Составь букет»
Материалы: иллюстрации растений разложенные на полу
Условия игры: Детям предлагается разложить растения: цветы, травы, ягоды.
Хламище – Окаянище Какие вы нехорошие, злые дети, не хотите мне помочь мусором лес украшать! Придумали, какие- то букеты составлять!
Ведущая: Тут медведи зарычали и на задние лапы встали, Хламище - окаянище испугалось, погрозило и умчалось.
Медведь Федя: Я слышал, что в лесу, да в высоком тереме живёт Лесная Царица, может она нам поможет?
Медведица Маша: А давайте её позовём нашей волшебной песенкой.
Песенка из мультфильма «Вот оно, какое наше лето».
Под музыку «Вальс цветов» Чайковского, появляется Лесная Царица и удивляется:
Лесная Царица: Убрать немедленно весь этот хлам!
Лесовички: Да не справиться нам! Это не просто хлам, это – Хламище - Окаянище : зверь непонятный, тощий, неопрятный.
Лесная Царица: Не вижу никакого зверя и вам не верю!
Ведущая: Лесная Царица нагнулась, за бумажкой потянулась, поднять захотела. А бумажка от нее улетела. Собрался весь мусор в кучу и завертелся винтом, стал Хламищем - Окаянищем! Но, не испугалась Царица Лесная.
Лесная царица: Ишь, ты, невидаль, какая! Вот так зверь! Просто куча хлама! Плачет по тебе хорошая яма! (яма в конце зала)
Ведущая: Рукой махнула – земля расступилась, глубокая яма получилась. Свалился туда Хламище- окаянище, выбраться не смог, на дне залег.
Старички – лесовечки Хламище исчез, да осталась забота. А если снова приедут люди, что мы, Матушка, делать будем?
Лесная царица: А пусть Маша и Федя с детьми составят «Кодекс жителей Леса». Как в лесу себя вести и природу нам спасти!
Творческая игра «Экологический кодекс жителей Леса»
Материалы: ватмана, клей, карточки с правилами поведения в лесу.
Условия игры: Детям предлагается совместно выработать «Экологический кодекс жителя Леса» На ватман приклеить карточки, что разрешается делать в лесу. В конце упражнения Кодекс обсуждается и дополняется участниками.
Звери по очереди говорят:
-Теперь запомните правила простые!
-Не сори, не шуми, и природу береги!
-Не рви цветы охапками, не разоряй муравейники, не кидай камни в лягушек, не разоряй гнёзда птиц!
-В лесу нет ничего лишнего, всё взаимосвязано и всё дополняет друг друга!
Говорят, все звери вместе: Запомнили? Берегите лес!
Старушка – лесовушка: Как прекрасно стало в лесу! Спасибо, Вам всем за помощь!
Лесная Царица: «Когда люди добрыми и мудрыми станут, в лесу безобразничать перестанут»!
Ё ж:
Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
От этого станем мы только добрей,
Украсим мы землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами.
Лиса: Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету,
Развеем над нею тучи и дым,
В обиду её не кому не дадим.
Ведущая:
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили звери и птицы,
И доверяли по всюду нам,
КАК САМЫМ БЛИЗКИМ СВОИМ ДРУЗЬЯМ!
Общий танец под песню группы Барбарики «Если друг не смеётся».
Вот и сказочке конец, а кто сделал вывод тот большой молодец!
Литература:
1. Маханева М. Д. «Экология в детском саду и начальной школе» : Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера,2009.- 224с. - (Синяя птица).
2. Молодова Л. П. «Экологические праздники для детей» :Учебно- методическое пособие для воспитателей детских садов и учитилей начальной школы. - Мн. : «Асар», 1999 -128 с. : л.
3. Яковлева Татьяна «Сказка про Хламище-окаянище».
4. Экологические игры.