Людмила Кошелева
Экологический проект по созданию условий для экологического воспитания детей на прогулочной площадке
▼ Скачать + Заказать документы
Тип: образовательный.
Участники проекта : сотрудники ДОУ, дети и родители.
Срок реализации: один учебный год
Основание для разработки. Проблема:
В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. Одно из важнейших условий формирования экологических представлений – это непосредственное наблюдение детей за объектами и явлениями в природе. Поэтому необходимо предоставить детям возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Растения, которые растут на участках детских садов, могут предоставить малышам богатейший познавательный материал, а педагогу -возможности для реализации полноценного экологического воспитания. Для решения данной проблемы необходимо создание комфортной ландшафтной зоны на территории детского сада, озеленение групповых участков, их благоустройство.
Темочки:
- Оформление детских садов
- Природа, планета Земля, экология
- Проекты по благоустройству территории участков детских садов
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, природа. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Одна из важнейших проблем современности, которой занимаются поколения педагогов, практиков, родителей – это проблема социально-нравственного становления личности.
Воспитание дошкольников необходимо проводить с учетом возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного, доброжелательного отношения к природным объектам. Для того, чтобы научить детей правильно относиться к природе, любить её, заботиться о ней, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе в специально созданной эколого – развивающей среде.
Созданная на территории ДОУ эколого-развивающая среда позволяет проводить с воспитанниками непосредственно образовательную деятельность в разных формах, знакомить их с объектами живой и неживой природы.
В ходе работы по экологическому образованию дошкольников и изучения инновационных подходов к созданию эколого-развивающего пространства передо мной встала задача расширения деятельности в данном направлении. Территория детского сада - это огромная составляющая в жизни каждого ребёнка - дошкольника. Безусловно, дизайн участка должен быть значимым в образовательном процессе, а также комфортным, удобным и безопасным.
Актуальность дизайнерского оформления прогулочной площадки привели к необходимости поиска новых путей решения данных проблем.
В основу создания эколого-развивающей среды заложена идея интеграции, поэтому одним из ведущих аспектов педагогической деятельности является связь экологического образования с другими направлениями: физическим, социально- личностным, познавательно-речевым, художественно- эстетическим. Созданная таким образом эколого-развивающая среда обеспечивает инновационные подходы к нравственному и экологическому образованию дошкольников. Она выстроена с учё том ряда особенностей:
-приоритетного осуществления экологического развития и наличия проблемы обеспечения психологического благополучия и здоровья детей;
-сочетаемости Федеральных государственных требований и основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детского сада №10 комбинированного вида», структурного подразделения муниципального бюджетного дошкольного учреждения «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района.
- регионального компонента (ближайшее природное окружение, природные факторы);
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста – в соответствии с концепцией автора программы "Юный эколог" С. Н. Николаевой – предполагает формирование осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые его окружают и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Обновление эколого-развивающей среды на прогулочной площадке для обеспечения более качественного обучения и воспитания детей основывается на принципах:
- принцип гуманизации – предполагает обращенность к личности ребёнка, обеспечении условий для обучения, воспитания и развития в соответствии с его интересами, способностями и возможностями;
-принцип научности – научность учебного материала обязывает включать в содержание строго проверенные и установленные наукой факты;
-принцип системности и доступности – предполагает использование предметно-цикловой структуры, на основе которой строится содержание экологического образования как логической системы формируемых знаний, умений и навыков. Доступность – соответствие возрасту, уровню подготовленности и познавательным возможностям;
-принцип гибкости – обеспечивает реальную возможность оптимального учёта специфики региона, природных ресурсов, отличительных особенностей детского учреждения, возможность изменения содержания экологического образования в зависимости от изменяющихся условий;
-принцип деятельной направленности экологического образования – предполагает непосредственную связь требований к знаниям и умениям с содержанием деятельности, понимание важности формирования не только экологических знаний, но и способностей к активной деятельности в изменяющихся условиях окружающей среды;
-принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов;
-принцип деятельности – новые знания вводятся не в готовом виде, а через самостоятельные "открытия" его детьми;
-принцип творчества – участие в совместной с взрослыми деятельности - сориентирован на приобретение детьми собственного опыта.
Мною разработан перспективный план работы с детьми и родителями по созданию эколого-развивающей среды на прогулочной площадке.
Задачи, ориентируемые на детей :
-Создание условий на прогулочной площадке для экологического образования дошкольников.
- Учить детей доброте; умению видеть и радоваться красоте окружающего.
- Осуществление целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы.
- Привлечение внимания детей детского сада к проблемам загрязнения территории.
-Воспитание осознанно бережного, доброжелательного отношения ко всему природному миру; чувства взаимопомощи, сотворчества; желания защитить природу.
Задачи, ориентируемые на родителей:
-Привлечение родителей к созданию экологических пространств на прогулочных площадках.
-Повышение уровня знаний родителей в вопросах организации экологически чистых современных пространств.
-Содействие сотрудничества детей и взрослых; активизация совместной семейной детско-взрослой творческой деятельности.
Работа по дизайну прогулочной площадки проходила в три этапа.
Цель проекта : благоустройство и озеленение территории детского сада, создание комфортной ландшафтной зоны для осуществления экологического и нравственного воспитания дошкольников.
Задачи:
• создание экологически благоприятной среды на территории ДОУ;
• формирование условий для эффективного экологического образования дошкольников, способствующего воспитанию экологической культуры и осознанного отношения к природе;
• содействие сотрудничеству детей и взрослых. Привлечение родителей для создания эколого-развивающей среды.
• осуществление трудового воспитания детей в процессе ухода за зелеными насаждениями;
• пропаганда охраны окружающей среды и формирование экологической культуры населения.
Ожидаемые результаты:
• Создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды.
• Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов.
• Участие сотрудников ДОУ в работе по созданию ландшафтного дизайна.
• Взаимодействие с родителями по благоустройству и озеленению территории.
Качественные показатели:
В результате реализации проекта на территории детского сада создана благоприятная эколого-развивающая среда, где ребенок проводит все свое время в летний период.
Эстетическая
Созданы условия для формирования у ребенка чувства прекрасного. Эстетика оформления, продуманный дизайн – основа для развития эстетического восприятия, вкуса.
Как говорил К. Д. Ушинский, «Прекрасный ландшафт имеет такое воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога».
Информационная
Оформленная территория детского сада способствует уточнению и закреплению знаний у детей, полученных в процессе НОД, во время наблюдений (например, знаний о лекарственных растениях, строении растений, деревьев).
Развлекательная
Обеспечение пространства игровым материалом (машины, сказочные персонажи, беговые дорожки из шин, так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
Результативность проекта :
Созданная на территории ДОУ экологически благоприятная среда позволила в дальнейшем эффективнее осуществлять работу по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Благоустроенная ландшафтная зона, озелененные прогулочные участки, пополняются и обновляются игровым и спортивным оборудованием. По всей территории детского сада расставлены забавные сказочные герои, «волшебные» деревья, фигурки животных, птиц и т. д. Оформлена цветочная композиция, посвященная Дню Победы, с изображением эмблемы «Звезда».
Ежегодное участие в конкурсе «Лучший участок», «Самая красивая клумба». Активное взаимодействие с родителями, проведение совместных акций «Берегите птиц!», «Не рвите первоцветы», «Помогите птицам» и т. д.) поднимает статус дошкольного учреждения среди населения, создаёт поистине зеленый уголок родного города.
Сначала я провела анкетирование для родителей. По результатам анкетирования поняла, что у родителей недостаточно знаний в вопросах организации экологического пространства. На родительском собрании изучили литературу по теме. Родители вместе с детьми приняли участие в природоохранной акции «Очистим участок от мусора». Затем мы подготовили необходимые материалы, используемые в дальнейшем для преобразования территории: подвезли плодородную землю на клумбы и огород, приобрели семена растений, вырастили цветочную рассаду, собрали нетрадиционный материал (автомобильные шины, пластиковые бутылки, пиломатериалы).
Итак, ненужные старые чашки превращаются в замечательные грибочки, на которых можно и отдохнуть.