Ольга Чернова
Экологический проект «Подорожник — друг путешественников»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект для дошкольников
«Подорожник-друг путешественников»
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта : краткосрочный (с 19.05.2014г. по 23.05.2014г.)
Предмет исследования: подорожник.
По количеству участников группы: групповой (старшая группа).
Есть множество цветов
Красивых, осторожных.
Но мне приятней всех
Обычный подорожник.
Ему, быть может,
Публикация «Экологический проект „Подорожник — друг путешественников“» размещена в разделах
И трудней расти,
И все же он с людьми
Находится в пути!
(С. Баруздин)
Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
Подорожник — лекарственное растение. Еще в стародавние времена подорожник называли "Матерью всех трав" за его умение лечить раны и болезни. С помощью подорожника можно остановить кровотечение, он умеет заживлять раны, лечить разные заболевания. Если вы натерли мозоль – приложите чистый лист подорожника, и вам легче будет идти. А все потому, что в листьях есть витамин К. Подорожник – друг путешественников.
Старинное предание говорит о том, что лекарственные свойства подорожника были открыты. змеями.
Однажды две змеи грелись на солнце посреди дороги. Неожиданнопоказалась мчавшаяся повозка. Одна змея зазевалась, и колесо переехало через нее. Отправилась вторая змея на поиски целебной травы. Люди, ехавшие в повозке, увидели, что скоро она возвратилась с листом подорожника. Это и навело людей на мысль использовать растение в лекарственных целях.
Зубчатые листья Подорожника оленерогого используют как овощное растение и, выращивая его на огородах, готовят из него витаминные салаты.
Подорожник являются кормовым растением для многих бабочек. Семена подорожника любят мелкие птицы.
Проблема:
1. Недостаточные знания о таком лекарственном растении,о его целебных свойствах, как подорожник.
2. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения.
Цель проекта : содействие формированию экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.
Задачи:
1. Познакомить детей с растением, его особенностями.
2. Закрепить знания о существовании у растений научного и народных названий.
3. Воспитывать любознательность, интерес к родной природе.
Начальный этап
1. Сформулированы проблемные вопросы совместно с детьми: «Где растет подорожник?» «Почему подорожник растет вдоль тропинок?»
2. Разработаны учебные вопросы для детей: «Какую роль играет подорожник в жизни человека?», «Какие ассоциации вызывает слово подорожник?», «Почему подорожник называется подорожником?»
3. Подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки).
Технологический этап
Работа с детьми:
Образовательная область «Чтение художественной литературы».
1. Заучивание стихов о подорожнике.
2. Чтение Т. Крюковой «Подорожник»; А. А. Плешаков «Спасибо подорожнику!»;
В. Н. Андреева «Трава путешественница»
Образовательная область «Познание» :
1. Рассматривание картинок с изображением подорожника.
2. Наблюдение за внешними признаками подорожника на прогулке.
3. Оформление «Паспорта подорожника» : научное и народное название, место нахождения, запах, семена, способ размножения, условия окружающей среды.
Образовательная область «Художественное творчество» :
1. Рисование «Добрый лекарь – подорожник»
2. Лепка «Подорожник»
(пластилинография).
Образовательная область «Коммуникация» :
1. Беседа «Что я знаю о подорожнике».
Образовательная область «Физическая культура» :
1. Подвижные игры: «Кто больше найдет подорожников», «Бабочки и подорожник».
Работа с родителями:
1. Разучивание родителями вместе с детьми стихотворений о подорожнике.
2. Консультация для родителей о лечебных свойствах подорожника.
3. Помощь в оформлении «Паспорта подорожника».
Рефлексивный этап:
1. Организация конкурса рисунков с изображением подорожника в любой технике.
2. Конкурс «Читаем стихи о подорожнике»
Выводы:
В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают насколько ценно лекарственное растение подорожник и почему необходимо.
По итогам работы было отмечено:
1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.
2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности к лечебным травам.
3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Чудодейственное влияние подорожника».
4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.
Заключение:
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали подорожник, отметили его роль как лекарственного растения; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к природе, которая нас окружает, потому что она красива и целебна. Обработка материала по данной теме позволила создать «Паспорт подорожника».
Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, как можно использовать лекарственное растение – подорожник и почему необходимо бережно относиться к природе. Педагогический коллектив нашего учреждения и дальше будет проводить проекты экологической направленности.