Инна Тарханова
Экологический проект «Изготовление кормушек»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект по теме : «Изготовление кормушек»
Жукова Лариса Васильевна, работаю в МДОУ № 13 «Скворушка» г. Дмитрова.
Моя работа сложная, но очень интересная. Дети заслуживают доверия и дружеского отношения, мне приятно быть с ними. Выбранная мною профессия заставляет всё время двигаться вперёд, искать и находить новое, развивать свои творческие способности.
Публикация «Экологический проект „Изготовление кормушек“» размещена в разделах
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В 2013 году, набрав малышей, я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме: «Организация работы с родителями по проектной деятельности». Воспитание и развитие ребёнка не возможны без участия родителей. Совместная подготовка по проектной деятельности сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других дел в группе. На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определённая система в работе с родителями через проектную деятельность.
Наша группа «Пчёлка» детского сада №13 «Скворушка» г. Дмитрова провела экологический проект по теме : «Изготовление кормушек».
Мы поставили проблему: «Помочь зимующим птицам». Вместе с детьми написали письмо: «Дорогие зимующие птички! Приглашаем Вас в наш детский сад «Скворушка», мы приготовили для Вас много кормушек и корма. Вам будет хорошо у нас, ждём!»
Участниками проекта были дети 5-6 лет, родители воспитанников, воспитатели группы. Наши родители ответственно подошли к серьёзному и нужному делу - изготовлению кормушек.
Цель работы: «Охрана природы»
Задачи работы:
1. Выяснить, какие кормушки нужны для зимующих птиц, как их изготовить.
2. Сделать кормушки для зимующих птиц и развесить их на территории детского сада.
3. Изучить кормовую базу зимующих птиц.
4. Провести акцию «Поможем пернатым».
Актуальность проекта :
Зима самый сложный период в жизни птиц. Большое количество пернатых погибает в это холодное время года. А человек может помочь им пережить стужу, тем самым сохранить их численность. К тому же покормить птиц - несложный и приятный способ проявить человечность и стать добрее. Вот почему мы - дети старшей группы решили принять участие в этом проекте.
Методы:
- изучить материал из чего можно сделать кормушки для птиц (из пластиковых бутылок, из-под сока, молока, фанеры)
- рассматривание слайдов с фотографиями по изготовлению кормушек;
- собрать информацию о том, чем можно кормить зимующих птиц;
- провести акцию «Поможем пернатым».
Ожидаемые результаты:
- оформим материал для родителей по изготовлению кормушек из разных материалов;
Участники акции изготовят кормушки для зимующих птиц;
- уточним, какой корм используется для подкормки птиц;
Проведём акцию «Поможем пернатым».
проекта.
1этап- подготовительный
- создание необходимых условий для реализации проекта;
- обсуждение цели и задач с воспитанниками и родителями;
- изучение соответствующей литературы по теме проекта;
- разработка маршрута, места для вывешивания кормушек;
- оформление памятки «Меню птиц»
- просмотр видеофильмов о птицах;
- папка «Всё о братьях меньших», загадками, стихами, пословицами;
- оформление стенгазеты «Птицы зимой»;
- изготовление дидактических игр;
- создание макета «Зимующие птицы»;
- игра - диалог «Чем питаются зимующие птицы»;
- консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц»;
- исследовательская деятельность: «Почему птицы могут летать?», «У кого, какие крылья», «Как устроены крылья?»;
- проведение КВН;
- Изготовление кормушек из разного материала.
2 этап – основной
Проект «Изготовление кормушки» был заведён зимой. Во время прогулок, наблюдая за птицами, мы с воспитанниками отметили.
Пернатым особенно трудно в суровые морозы, сильные снегопады, а также, когда почва, ветки и стволы деревьев покрываются ледяной коркой. Естественный корм в таких условиях становится практически недоступным. Но самое опасное время для птиц – в конце зимы и начале весны, когда все доступные плоды, ягоды и семена уже съедены. Поэтому кормушка повешенная в этот период- это десятки спасённых птичьих жизней. Конечно, подкармливая птиц мы не спасём всех, но благодаря нашей помощи, до весны, их доживёт намного больше.
В начале осени мы с детьми и родителями приступили к заготовке корма для птиц. Дети приносили из дома семена арбузов, дынь, семечки. На прогулке собирали ягоды рябины, семена сорных трав, всё это сушили и раскладывали в мешочки.
Мы решили птицам надо помогать! Обратились к родителям, вместе с ними обсудили, как можно помочь птицам. Совместно с родителями решили организовать работу в проекте «Изготовление кормушек». В группе мы обсудили основные направления деятельности в проекте, определили цели и задачи, выяснили возможности, определили средства.
С родителями в группе собрали библиотеку познавательной о художественной литературы. Дома дети с родителями изучали информацию о птицах, населяющие наш регион, их образ жизни, искали информацию о том, чем можно подкармливать птиц в зимний период и как изготовить кормушки, которая расширяла кругозор родителей и детей, способствовала организации природоохранительной деятельности. Дети в группе с большим интересом рассказывали, что они узнали нового, отгадывали загадки, читали стихи. Оформили для родителей консультации: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц», «Правила содержания кормушек».
Дети с родителями дома изготовили кормушки из разного материала. В работу пошло всё : пластиковые бутылки, пакеты из - под молока и сока, дерево, банки из - под майонеза, фанера, палочки от мороженного, корки от апельсина. С детьми тщательно изучили территорию детского сада и подобрали не шумные места для вывешивания кормушек, и очень важно, чтобы кормушки были видны из окна группы, где можно посмотреть и понаблюдать за птицами.
Наши дети каждый день бегут проверять кормушки – очищают их от снега и пополняют их кормом. А птицы не заставляют себя долго ждать.
Во время подкормки учили детей соблюдать правила поведения возле кормушек : громко не кричать, не сорить. Учим детей, что корма в кормушках должно быть немного. Они знают, что птиц кормить необходимо регулярно. Нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна наша поддержка.
В течении двух месяцев каждое утро дети слушали весёлый птичий гомон, казалось, что на территории детского сада слетались голодные птицы. Наблюдая за пернатыми, дети видели, как птицы клюют наши зёрнышки и радуются человеческому участию.
Чтобы поддержать интерес детей, предложила детям сделать календарь наблюдения за птицами. Мы его назвали «Гости нашего участка». В этом календаре отмечали каждый день птиц прилетавших на наш участок. Эта идея очень понравилась детям.
Наблюдая за прилетающими к кормушкам птиц, доставили детям и взрослым большое удовольствие и радость. Мы получили возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах. Дети приобрели навыки исследовательской работы, осознали неповторимость и своеобразие каждого живого существа. Дети вместе с нами получили массу новых впечатлений.
Для интереса детей, были оформлены дидактические игры: «Четвёртый лишний»,
«Дорисуй птицу», «Кто на кормушке», «Покормите птиц». В играх дети систематизировали знания о зимующих птицах, уточнили «меню» для птиц.
В непосредственно - образовательной деятельности с детьми было проведено познавательное занятие «Зимующие птицы», на котором дети расширили свои представления о птицах. Так же были организованы беседы, в ходе которых дети получили дополнительные знания о зимующих птицах, о необходимости подкормки
птиц в зимний период. Мы с детьми обсуждали, каким кормом необходимо кормить птиц. Наши птицы отдавали предпочтение хлебным крошкам, семечкам, сладким блюдам, пшену, салу. Дети узнали, что нельзя оставлять в кормушке чёрный хлеб, солёное сало, жареные семечки, - вместо помощи это может нанести птицам вред.
3 этап – заключительный.
После бесед, игр познавательного характера, дети готовы и хотят помогать птицам. Дети вместе с родителями изготовили кормушки, развесили их на территории детского сада и своего участка. Корм заготовили заранее, так же приносят его из дома.
- обработали результаты по реализации проекта;
- провели выставку рисунков «Птицы на кормушке»;
- участвовали в городской акции г. Дмитрова «Берегите птиц»;
- подвели итоги конкурса «Лучшая кормушка»;
- вручены родителям благодарственные письма и призы;
- в ходе исследования, мы узнали, какие птицы зимуют в нашей местности, чем они питаются;
- познакомились с разными видами кормушек, правилами и технологией их изготовления;
- создали копилку загадок;
- узнали, как кормить птиц и чем, и как часто;
- провели акцию «Изготовление кормушки».
Работа с родителями:
- рекомендовали родителям понаблюдать с детьми во время совместных прогулок за птицами и дома нарисовать;
- организовали выставку совместных работ по теме: «Птички - невелички»;
- проводили индивидуальные беседы с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению кормушек;
- оформили папки - передвижки «Как сделать кормушки»;
- участвовали в акции «Изготовление кормушек».
4 этап. Акция «Изготовление кормушек»
Цель: привлечь внимание детей и родителей к проблемам выживания птиц оставшихся на зимовку.
Для проведения этой акции был выбран январь. Ведь именно в эту зимнюю пору, когда у птичек подъедены все запасы, им приходится особенно трудно. Вот тут на помощь пернатым должны прийти люди. Написали обращение:
Дорогие дети! Уважаемые родители!
Приглашаем Вас принять участие в акции добрых дел «Поможем пернатым»
Призываем Вас изготовить кормушки к 10 декабря.
Жалейте птиц,
Они не оскорбятся жалостью.
Поймите птиц,
Пожалуйста,
Как жить
Зимой без червяка и мошки?
Бросайте птицам крошки,
Помочь певцам,
Покуда вьюги не растаяли!
Ведь песни гибнут
Стаями…
Заранее благодарны!
В рамках акции был объявлен конкурс на самую оригинальную, прочную кормушку для птиц, в которой активное участие приняли почти все родители, проявив мастерство и фантазию. Кто-то соорудил кормушку из бросового материала, такого, как пластиковые бутылки, из тыквы, упаковки из-под молока и сока, дерева.
Закончилась акция награждением. Родители получили благодарственные письма и призы за активное участие. В конце награждения, которое сопровождалось стихами, песнями, играми в исполнении детей, было предложено родителям вместе с детьми развесить кормушки на своём участке и территории дошкольного учреждения. И конечно же, самое главное, чтобы дети видя пример взрослых не забывали зимой насыпать корм для птиц в эти кормушки. Птицы будут нам благодарны.
Акция удалась на славу – в детском саду целый день слышались смех, музыка, веселье. Дети сияли радостью, гордость переполняла их души за такое доброе дело. За своих родителей, свою группу и любимый детский сад!
Результаты:
- изготовлены своими руками кормушки из разного материала и развешены на участке и территории детского сада;
- выяснили, какие кормушки можно сделать из разного материала;
- познакомились с кормовой базой для птиц, родители, дети, педагоги занимаются заготовкой корма;
- провели акцию «Поможем пернатым»,
Вывод:
Цель и задачи, поставленные в начале проекта выполнены.
В ходе реализации проекта дети не только расширили и систематизировали свои представления о птицах, но и в практической деятельности узнали, какие корма предпочитают птицы и какие разнообразные кормушки можно сделать своими руками, используя разный материал. Они так же научились организовывать природоохранительную деятельность.
Получены положительные отзывы родителей о проекте.
Работа над проектом, процесс изготовления кормушек и полученный результат доставил нам радость творческого самовыражения.
ЛИТЕРАТУРА
1. О. А. Соломенников. «Ознакомление с природой в детском саду» Издательство Мозаика- Синтез г. Москва 2015г.
2. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов. «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников» Издательство Мозаика - Синтез г. Москва 2015г.
3. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» г. Воронеж 2007г.
4. Ожегов С. И. Шведова Н. Д. «Метод проектов как средство формирования целостной картины мира» Толковый словарь русского языка, Москва 1997г.
5. С. А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой» Москва. 1980г
6. П. Г. Саморукова «Методика ознакомления дошкольников с природой в детском саду», Москва 1992г.
7. «Энциклопедия для детей» Издательство «Аванта+» 1993г.
8. «Создание условий для экологического воспитания детей» Москва 1993г
9. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»
10. Е. Г. Зверева- Андреевская, О. Н. Монтазери, М. А. Игошина, «Окружающий мир», Ювента 2006г.
11. Макаренко А. С. Педагогическая поэма (1-е полн. изд. под. ред. д. п. н. С. С. Невской) М. : ИТРК,2003г.
12. Е. Г. Андреевская «Метод проектов как средство формирования целостной картины мира».