ЕКАТЕРИНА МАЛЕЦ
Экологический проект «Дети и природа»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Данный экологический проект для детей старшего дошкольного возраста и их родителей, целью которого является разработка и внедрение системы формирования у детей основ безопасного поведения в природе.
Описано содержание каждого этапа проекта. Дана памятка (справочник) для детей и взрослых по безопасности поведения в природных условиях- в лесу, у огня, водоема. Создан мультфильм «Берегите природу. Предложены интеллектуальная игра «Что, где, когда?» по правилам безопасного поведения в природе и анкета для родителей.
Публикация «Экологический проект „Дети и природа“» размещена в разделах
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2024
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование
проекта Образовательный проект по формированию экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста «Дети и природа»
Авторы проекта Воспитатель : Малец Е. А.
Наименование учреждения Нефтеюганское районное муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Жемчужинка»
Основание для разработки проекта Закон РФ «Об образовании»;
«Конвенция о правах ребенка»;
«От рождения до школы.» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Форма организации Чтение произведений экологической направленности, непрерывная образовательная деятельность, продуктивная деятельность, игровые проблемные ситуации, просмотр видеоматериала, игры-тренинги. Экскурсии.
Цель проекта
Разработка и внедрение системы работы с детьми по формированию основ безопасности в природе у детей старшего дошкольного возраста;
Формирование в каждом ребенке элементарных основ безопасности жизнедеятельности, потребности в их применении.
Задачи проекта Формировать первоначальные умения и навыки безопасного и экологически грамотного поведения в природе;
дать представление о последствиях неправильного поведения в природе;
развивать познавательный интерес к природе;
воспитывать экологическую культуру;
поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за окружающей природой.
Принципы реализации задач системности и последовательности;
доступности;
включения в деятельность (игровую, поисковую)
наглядности;
динамичности (интеграция задач в разных видах деятельности)
психологической комфортности.
Сроки реализации проекта Август – сентябрь 2024
Ожидаемые
результаты
дети продолжают знакомиться с различными формами экологического воспитания;
дети будут точно знать, что можно делать в окружающей среде и как, а чего делать нельзя;
во время экологических дидактических игр дети разовьют речь;
Участники проекта Дети, родители воспитанников, воспитатели
Тип проекта Познавательно – исследовательский
Вид проекта Практико-ориентированный, познавательно - творческий
Продукт проектной деятельности Справочник «Как вести себя в природе»
Актуальность
Что такое экология? Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой. С латинского языка экология переводиться как «наука о доме». Что же происходит с водой в нашем общем доме под названием «Земля»?
Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности, в первую очередь, за собственное поведение и поступки.
Обостренное внимание мирового сообщества к экологическим проблемам, от решения которых зависит будущее человечества, да и каждого человека в отдельности, стало причиной, побудившей нас формировать у дошкольников представление о мире, значении воды в жизни человека, об их взаимосвязи и взаимозависимости.
Проект я назвала «Дети и природа». Целью разработки стало обучение, но не механическое запоминание и воспроизведение ребенком изученного материала, а понимание, осмысление, умение объяснить свою позицию и видение гармонии природы с её чистотой.
Выбрала тему: «Поведение человека в лесу».
Наметила направления в работе с детьми. Ребенок, не зная основ безопасного поведения, может навредить не только окружающей природе, но и самому себе (например, ради интереса попробовать грибы, незнакомые ягоды, бросить стекло в лесу горящую спичку)
Миссия педагогического проекта : формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Этапы проекта
Организационный разработка системы по формированию элементарных основ безопасного поведения в природе;
создание и подбор необходимых методов и приемов работы по данной теме;
создание банка разработанных занятий и других форм организации работы;
составление перспективного плана работы с детьми через организацию занятий и совместную деятельность путем интеграции образовательных областей;
вовлечение родителей в решение важной проблемы: воспитание безопасности (правила безопасного поведения, здоровый образ жизни)
Эффективность для детей:
формирование основ знаний по сохранению и укреплению здоровья;
воспитание грамотного поведения в природе;
привитие привычки управлять своим поведение и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения;
развитие основ экологической культуры, ответственного и бережного отношения к природе;
чувства взаимопомощи и товарищества.
Эффективность для родителей:
положительная оценка деятельности воспитателей и специалистов со стороны родителей;
привлечение родителей к использованию положительных форм семейного воспитания по закреплению основ безопасного поведения детей в природе.
Подготовительный Цель: разработка системы по формированию основ безопасного поведения дошкольников в природе.
Задачи: подобрать и изучить литературу по теме;
определить задачи в работе с детьми;
организовать развивающую среду и подобрать дидактический материал;
найти методы и приемы по реализации содержания проекта.
Практический С детьми:
показ демонстрационных картинок;
просмотр видеоматериала;
дидактические игры рассказы по схемам;
игровые проблемные ситуации;
уборка участка от веток, камушек
интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»; (приложение 1)
Экскурсия в парк
Создание альбома
Детская лаборатория природы
Тренинги по использованию правил безопасности в природе в практической деятельности
Чтение художественной литературы
Подвижные игры
Жалобная книга природы
Творческая мастерская «Лепим героев мультфильмов»
С родителями:
Изготовление буклета «Правила поведения в лесу»
Памятка «Как вести себя в природе» (приложение 2)
Выставка семейного рисунка «Дети и природа»
Привлечение родителей к благоустройству прогулочного участка
Анкетирование (приложение 3)
Участие в акции
Заключительный Создание мультфильма «Берегите природу»
Демонстрация мультфильма.
Условия реализации проекта
Финансовое обеспечение
Проект не требует финансовых затрат.
Материально-техническое обеспечение
Для реализации проекта необходимо оборудование: фотоаппарат, дополнительное освещение, ноутбук, музыкальный центр.
Информационно-методическое обеспечение
Е. Ф Трофимова. Организация и развитие исследовательской деятельности в условиях дошкольных образовательных организаций. (методические рекомендации). Москва 2021 ВОО «Воспитатели России».
О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа» 2017Мозаика-Синтез.
Шорыгина Т. А Беседы об основах безопасности с детьми 5-7 лет П., 2018
Вочтрухина Т. В, Кондрыкинская Л. А Знакомство с окружающим миром детей 5-7 лет М., 2018.
Павлова Л. Ю Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим. М., 2014
ПРИЛОЖЕНИЕ1
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
Цель: закрепление знаний по безопасному поведению в природе.
Задачи:
Закреплять знания о правильном поведении в природе во время грозы, при встрече с дикими животными, насекомыми;
Расширять о съедобных и несъедобных грибах, ядовитых растениях;
Развивать речь;
Закреплять знания о пользе и вреде огня;
Воспитывать культуру поведения и бережного отношения к природе.
Оборудование: изображения сказочных персонажей (Баба Яга, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, Снежная королева, Карлсон, Буратино, изображения разных трав, ягод, грибов, насекомых, презентация опасные ситуации в природе, черная коробочка, вращающийся диск со стрелкой, коробок спичек. Использование ИКТ.
Ход
Дети сидят за столом, на котором стоит диск со стрелкой. Вокруг диска конверты с заданиями от сказочных персонажей. Во время вращения стрелка указывает на задание.
Воспитатель. Дети, в наш детский сад пришло письмо от сказочных персонажей. Они хотят проверить вас, как вы знаете правила безопасного поведения в природе. Они уверены, что вы ничего не знаете, и они легко выиграют у вас это соревнование. А вы хотите у них выиграть?
Дети. Да.
Воспитатель. Тогда вращаем стрелку и выбираем первое задание.
Против вас играет Баба Яга (на картинке экране изображение Бабы Яги под деревом во время грозы). Задание: Дети, скажите, пожалуйста, что не правильно я делала и посоветуйте, как надо правильно поступить.
Дети. Во время грозы нельзя стоять под деревом, бегать, разговорить по телефону, в руке металлический предмет.
Воспитатель. Против вас играет Карлсон.
Воспитатель дает детям картинку с изображением разных ягод и трав.
Задание: дети, я очень люблю есть траву, ягоды, но от некоторых у меня болит живот, посмотрите на картинки это то, что я недавно ел. От чего я почувствовал недомогание и что надо делать, если я не знаю: съедобная трава или ягода перед нами.
Дети отвечают.
Против вас играет Красная Шапочка. Задание: посмотрите на картинку и скажите, какое правило безопасного поведения здесь изображено.
Дети. При встрече с дикими животными надо вести себя тихо и осторожно отойти от них.
Воспитатель. Черный ящик. Против вас играет Снежная королева. В этот ящик она спрятала предмет и хочет, что бы вы угадали, что там. Задание: в ящике спрятан предмет, который поможет вам в лесу, но, с другой стороны, этот предметы может стать причиной большой беды.
Подсказка- загадка:
Этот тесный-тесный дом:
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестер
Может вспыхнуть, как костер
Не шути с сестричками,
Тоненькими (спичками)
Какой предмет загадала Снежная королева?
Дети. Спички.
Воспитатель. А как спички могут помочь в лесу?
Дети. Можно разжечь костер, чтобы приготовить еду и согреться, огонь отпугивает диких животных.
Воспитатель. А какой вред может нанести огонь лесу?
Дети. Если не потушить костер, в лесу может начаться пожар, и все звери могут остаться без жилья или погибнуть.
Воспитатель. Против вас играет Карабас –Барабас.
В корзинку сложены изображения грибов.
Задание: дети, я очень вредный человек и поэтому даю вам самое коварное задание. Я собрал в лесу грибы, которые встретились мне на пути. Хочу, что бы вы из корзинки выбрали только съедобные грибы.
Давайте проверим, правильно ли вы выбрали грибы, посмотрите на экран.
На экране появляется правильный ответ.
Кто может назвать эти грибы?
Дети. Подберезовик, подосиновик, белый гриб, маслята, сыроежки, волнушки.
Воспитатель. А почему подберезовик и подосиновик так называются?
Дети. Потому что растут под березой и осиной.
Воспитатель. Против вас играет Буратино. Задание: посмотрите на картинки, каких насекомых вы знаете? Какие из них могут быть опасны для человека? Какие правила безопасного общения с этими насекомыми вам известны?
Дети. Не махать руками перед осой или пчелой, не тревожить и не разорять их гнезда, использовать средства, отпугивающие насекомых.
Воспитатель. А теперь подведение итогов. Вы ребята, справились со всеми заданиями и становитесь победителями в нашем соревновании. Чье задание выполнить для вас было сложнее всего? Какое задание понравилось больше остальных?
Дети отвечают.
Проводится награждение команды.
ПРИЛОЖЕНИЯ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Считаете ли Вы необходимым и важным знакомить детей дошкольного возраста с правилами безопасности в природе? (Да, нет, не знаю)
Должны ли родители, по вашему мнению, готовить детей дома к возможной встрече с опасностью? (Да, нет, не знаю)
Обыгрываете ли Вы дома ситуации, опасные для ребенка? (Да, нет, не знаю)
Знакомите ли Вы детей с ядовитыми грибами, ягодами? (Да, нет, не знаю)
Знает ли Ваш ребенок правила общения с животными? (Да, нет, не знаю)
Считаете ли Вы, что ребенок должен уметь оказывать элементарную помощь при укусах насекомых, ушибах? (Да, нет, не знаю)
Используете ли Вы книги, телепередачи, мультфильмы, чтобы поговорить с ребенком об опасностях? (Да, нет,)
Необходима ли Вам помощь со стороны педагогов детского сада в ознакомлении с правилами безопасного поведения на природе? (Да, нет)
Оказывает ли детский сад помощь по вопросам ознакомления детей с опасностями? (Да, нет)