ольга мосина
Экологический праздник «День птиц»
Экологический праздник «День птиц»
Цели:
- показать значение птиц в природе и жизни человека;
-развивать речь, мышление, память, творческие способности учащихся, умение работать в группах;
- воспитывать любовь, заботу и интерес к пернатым друзьям, способствовать сплочению детского коллектива.
Оборудование:
1)Музыкальное оформление – голоса птиц;
2)Рисунки и плакаты учащихся по охране птиц;
Публикация «Экологический праздник „День птиц“» размещена в разделах
- День птиц. 1 апреля
- День птиц. Сценарии к 1 апреля
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
3)Конверт с разрезанными пословицами;
4)Листки с текстом математических задач;
5)Гороскоп «Какая ты птица?»
6)Булочки-жаворонки для угощения.
Ход праздника:
1 Оргмомент
- Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть на нашем празднике. Как полагается, на праздник приходят гости. Поприветствуйте их и друг друга своими улыбками.
2 Самоопределение к деятельности
На фоне птичьих голосов ученик читает стихотворение:
Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле – каждый колосок,
Звери, птицы и жуки,
Муравьи и мотыльки.
Всё, что рядышком со мною,-
Это всё моё родное!
Как же мне в краю родном
Не заботиться о нём!
- Весна идёт… Прекрасная пора для всего живого. Пробуждается природа. А с весной возвращаются к нам наши пернатые друзья – перелётные птицы. Именно в это время принято проводить день птиц. Впервые праздник провели в 1927 году в Сокольниках Москвы. С тех пор проводят каждый год. А сегодняшняя встреча станет продолжением этой традиции. Как вы думаете, решили уделить птицам особое внимание?
Дети-ведущие:
- Птицы – это песнь и полёт! Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на земле круглый год, голоса их слышны днём и ночью.
- Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.
- Птицы – дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.
- Птицы – верные наши помощники, защитники наших лесов и полей, садов, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок и грызунов.
- Птицы – это тайна и красота. Птицы – наши друзья. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!
3 Викторина
- Каждой команде задам по вопросу и время на обсуждение. Постарайтесь выбрать правильный ответ и объяснить его.
1) Для чего дятел «барабанит»?
-клюв чистит;
-кому-то что-то сообщает;
-музыкой увлекается.
(Дятел наигрывает на сухом сучке, сообщая другим птицам, что это его территория. Этот сигнал служит приглашением и для самки: «Пожалуйста, прилетай, здесь будет наш дом, здесь мы выведем наших птенцов».)
2) Почему у дятла голова от стука не болит и мозг не повреждается?
-дятел имеет крохотный мозг;
-голова на амортизаторах;
-череп сверхкрепкий.
(У дятла между клювом и черепом и между черепом и шейными позвонками амортизаторы стоят – пружинистая хрящевая ткань.)
3)Зачем страус голову в песок прячет?
-от страха;
-освобождается от паразитов;
-разыскивает пищу.
(Закрыв свои большие глаза и опустив голову в горячий песок, страус ждёт (сколько вытерпит, пока погибнут или сбегут с головы все паразиты. Потом он погружает в песок шею, грудь, взбивает песок крыльями, т. е. принимает песочные ванны.)
4)Почему у журавля рождается только 1 птенец?
-журавль откладывает только 1 яйцо;
-сильный птенец убивает слабого;
-птенец, вылупившийся первым, выбрасывает остальные яйца из гнезда.
(Журавли откладывают по 2 яйца. Вылупившиеся птенцы тут же начинают жестокую драку, пока один не убьёт другого, а родители стоят рядом и спокойно наблюдают за этим.)
4 Конкурс «Птичкины задачки»
-Каждая команда получит листочек с задачей, которую необходимо правильно решить. Выступать будут по очереди.
1)Пара филинов за несколько вечеров съела 85 полёвок, 25 водных крыс, 6 белок, 3 мелких птиц, 1 землеройку и 1 большого жука. Сколько всего животных попало в лапы филинам?
2)При наблюдении за гнездом скворцов со скворчатами установили, что за 5 дней птенцы съели 796 майских жуков и 160 их личинок, 27 жуков-щелкунов и 12 проволочников. Сколько насекомых они съедят всего за месяц?
3)Сова за ночь съедает 728 мышей и этим спасает 20 тонн зерна в год. Сколько грызунов съедает сова за 1 месяц?
4)На тесто для выпекания жаворонков потратили 700 г муки, 80 г сахара, 50 г масла, 5 яиц по 70 г штука, 300 г воды, 10 г соли и 10 г дрожжей. Сколько получится жаворонков, если на одного идёт 100 г теста?
5 Физминутка – игра «Птицы»
-Я буду называть не только птиц, и если вы услышите что-то другое, то можете хлопать и топать.
Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.
Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки,
Даже совы – сплюшки,
Лебеди и утки –
И спасибо шутке!
6 Конкурс «Птичкины загадки»
- Узнайте птицу по её описанию.
1)Я считаюсь святой птицей. Если присмотреться, клюв у меня похож на крестик. Обитаю я в еловых и сосновых лесах, ведь мой корм – семена хвойных растений, а созревают они зимой. В феврале у меня появляются птенцы. Один из родителей всегда находится в гнезде, чтобы птенцы не замёрзли. (Клёст)
2)Я часто становлюсь объектом охоты. Хорошо пою, и многие люди считают престижным держать меня в клетке. Но что может заменить птице свободу, чистое небо, зелёный луг? Если бы вы знали птичий язык, то услышали бы, как трудно им живётся. Представьте себя в клетке! (Щегол)
3)Я – ночная хищница. У меня красивое оперение и большие немигающие глаза. Я уничтожаю мышей. Издавна на Руси я считалась символом мудрости. (Сова)
4)Посмотрите, какая я красавица! А размером со скворца или чуть больше. Я очень скрытная и осторожная птица. Песня у меня красивая – звонкое короткое посвистывание. Но если я увижу опасность, то кричу, как кошка, которой на лапу наступили. (Иволга)
7 Инсценировка «Овсянка»
Встретились два друга:
- А у меня дома овсянка!
- Подумаешь, у меня тоже дома овсянка!
- Люблю я овсянку!
- И я люблю!
- Она жёлтая, красивая такая!
- И вкусная, особенно с молоком!
- Как это вкусная? Как это с молоком?
- А ещё хороша с маслом и сахаром!
- Да ты про что говоришь? (Всплеснул руками)
- Как про что? Про овсянку!
- Про какую овсянку?
- Про обыкновенную. А ты про какую?
- И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
- Каша песни пела? (Изумился)
- Какая каша? Не каша, а птица! Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую что ли? (Рассердился)
После инсценировки показать овсянку на картинке.
- Как называются слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению?
- Какую птицу можно по названию спутать с экзотическим фруктом? (Киви)
8 Конкурс «Птичьи премудрости»
- Выберите в команде по 1 знатоку русских пословиц.
(Каждый участник получает набор разрезанных пословиц для составления)
1)-Птицу приманивают кормом, а человека словом.
-Лучше умереть орлом, чем жить зайцем.
-Человек без родины, что соловей без песни.
2)-Птицу узнают в полёте, а человека в работе.
- Ласточка день начинает, а соловей кончает.
- Рано пташечка запела, ка бы кошечка не съела.
3)-С курами ложись, а с петухами вставай.
-Не учи белого лебедя плавать.
-Ходит журавль по болоту, нанимается на работу.
4)-Не поймав, курицы не щиплют.
-Ждала сова галку, да выждала палку.
-Ворон ворону глаза не выклюет.
9 Конкурс «Живые синонимы»
(Команды отвечают по очереди)
- Вспомните, как и о ком говорят у нас в народе, используя названия птиц.
* Мудрый, как (ворон)
* Вороватый, как (сорока)
* Надулся, как (индюк)
* Длинноногий, как (журавль)
* Желторотый, как (цыплёнок)
* Драчливый, как (петух)
* Большеглазый, как (филин)
* Вызывающе, ярко одетый, как (павлин)
* Мужественный, сильный, как (орёл)
* Голосистый, как (соловей)
* Добрый, милый, родной, как (ласточка)
* Ходит плавно, как (лебедь)
10 Гороскоп «Какая ты птица?»
- А вам приятно, когда вас ласково называют птичкой, пташечкой, ласточкой?
А вы знаете, что существует специальный гороскоп, по которому мы все птички? (Знакомство с гороскопом)
11 Рефлексия. Подведение итогов.
- Наш праздник подходит к концу. Чем же мы можем помочь птицам? Что изображают ваши рисунки и плакаты?
- А обобщить наш разговор поможет стихотворение «Раненая птица»
- Хочу отметить работу самой дружной, самой активной, самой внимательной и самой артистичной команды.
- На любом празднике полагается угощение. У нас это птички – символы жаворонков. По легенде, Бог подбросил высоко в небо комочек земли и превратил его в серую птичку. Как божью птичку, убить жаворонка считалось великим грехом. А кому в выпечке попадалась монетка, считалось хорошей приметой.
(Угощение всех участников праздника и гостей печеньем)