Елена Тарасова
Квест-игра по экологическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста «По следам осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Квест-игра по экологическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста
Тема: «По следам осени»
Цель: знакомить детей с многообразием окружающего мира, обобщение и систематизация экологических знаний у детей, средствами экологической тропы.
Задачи:
• продолжать знакомить детей с объектами экологической тропы;
• закреплять признаки осени, знания о подготовки насекомых, птиц, зверей к зиме;
Публикация «Квест-игра по экологическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста „По следам осени“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Осенние квест-игры
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Экологические квесты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
• продолжать знакомить с природоохранной деятельность человека;
• развивать любознательность детей, кругозор, умение делать выводы;
• воспитывать осознанное отношение детей к окружающей среде, через общение с природой.
Материалы и оборудование: мольберт, объекты экологической тропы : «Домик совы», «Муравейник», «Фруктовый сад», «Следы животных», «Птичья столовая», «Полянка», карта путешествия по тропе, экологические знаки, карточки с насекомыми и карточки с их окрасом, картинки с признаками разных времен года на петлях, корзина с листьями яблони и вишни, песня «Если с другом вышел в путь» автор слов: Танич М., композитор: Шаинский В. ; шапочка медведя, интерактивные карточки с птицами и кюар кодом для прослушивания пения птиц, семена для кормления птиц, перчатки и мусорные пакеты, цветные контейнеры для сортировки мусора (бумага, пластик, планшет с цветными конвертами и растения по цвету конверта, яблоки для угощения, для обозначения на карте: перышко, листочек, веточка, след, загадки про животных, сову.
Ход:
(Дети выходят на участок. Звучит песня «Если с другом вышел в путь» автор слов: Танич М., композитор: Шаинский В.)
Педагог:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
В путешествие волшебное
Мы отправимся сейчас.
Будет что-то интересное,
Ну, ребята, в добрый час.
Педагог. Ребята, что нам может помочь в путешествии. (Ответы детей). Молодцы, нам нужна карта. Ее мы сможем получить у одной мудрой птицы, отгадайте какой.
Загадка
Она ухает в лесу,
Ее слышно за версту,
Лишь глаза в ночи ее сверкают,
Всех мышей вокруг пугают. (Сова)
Педагог. Правильно вы отгадали. Нам поможет мудрая сова, которая живет в домике. (Педагог подводит детей к домику в начале экологической тропы. Там детей встречает сова).
Сова. Здравствуйте ребята. Слышала, вы хотите совершить увлекательное путешествие в мир природы. Я вам помогу, но сначала проверю, могу ли я вам доверять, что вы знаете о природе. Вот вам задание: украсьте мой дом картинами на которых изображены признаки осени.
Дидактическая игра «Осень, осень к нам пришла»
Перед детьми на мольберте размещены картинки с признаками разных времен года. Детям необходимо выбрать только, те которые характеризуют осень, и повесить их на домик совы.
Сова. Молодцы ребята, справились с заданием, вот вам за это карта, на ней указано, куда вам идти дальше. Удачи вам, будьте внимательны и не обижайте природу, а чтобы все знали, как беречь природу, расставьте мои волшебные знаки, они называются – экологические.
Педагог показывает карту и вместе с детьми обозначает, в какую сторону нужно двигаться. Дети подходят ко второму объекту тропы – «Муравейнику».
Педагог. Ребята, как вы думаете, кто живет в этом домике? (Ответы детей). Молодцы. У нас пришла осень, и все насекомые готовятся к зиме. Муравьи из своего домика на земле переезжают жить в домик под землей, у них там много комнат, и там им зимой тепло. Ребята, посмотрите, к муравейнику приползли и другие насекомые, давайте попробуем угадать какие.
Дидактическая игра «Узнай насекомое»
Возле муравейника на стойках (колышках) расставлены карточки с окрасом насекомых. Возле муравейника разложены карточки с насекомыми. Дети размещают насекомое на карточку с необходимым окрасом, при этом ребенок должен назвать насекомое.
Педагог. Ребята, мы с вами нашли и отгадали всех насекомых. А кто помнит, как зимуют божьи коровки? (Ответы детей). Правильно, они собираются вместе и забиваются под кору. А как зимуют пчелы? (В, дуплах, норках в земле, собираются в клубок и согревают друг друга). А знаете ли вы, чем полезны насекомые? (Муравьи – санитары леса, пчелы дают мед, опыляют цветы. Божьи коровки поедают более мелких насекомых и т. д.) Как знак Совы мы можем здесь поставить.
Дети оставляют возле муравейника экологический знаки «Не разрушай муравейник», «Не уничтожай насекомых».
Педагог. Посмотрите, пока мы играли, муравь, нам на карте положили веточку и она показывает, куда двигаться дальше.
Дети с педагогом подходят к третьему объекту «Фруктовому саду».
Педагог. Ребята вы узнали наши деревья? Как они изменились с приходом осени? Какие деревья растут в саду? Посмотрите, у нас сдесь корзинка, а в ней листочки. Давайте с ними поиграем.
Подвижная игра «С какого дерева листочек»
Педагог раздает детям по листочку с яблони, вишни. Под музыку дети бегут по кругу друг за другом, затем кружатся. Когда музыка заканчивается, дети подбегают к соответствующему дереву, садятся на корточки. Педагог проверяет, правильно ли выполнено задание. Затем дети могут поменяться листочками. Игра повторяется вновь.
Педагог. Скажите, а какая польза от фруктовых деревьев для людей? (Дают фрукты, дают тень). А для природы, есть польза от фруктовых деревьев? (Пчелы собирают пыльцу, насекомые на зиму тоже могут прятаться в кору, птицы и насекомые питаются плодами и т. д.) Какой знак, мы оставим возле деревьев?
Дети выбирают знаки: «Не ломай дерево».
Педагог. Посмотрите, на нашей карте появился листочек, он указывает путь.
Дети подходят к следующему объекту - «Следы в лесу».
Педагог. В лесу живут разные животные. Каких животных вы знаете? А загадки отгадаете?
Загадки про животных.
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет? (Медведь)
Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала
Да побежала. (Еж)
Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом. (Белка)
Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала. (Лиса)
Педагог. Молодцы, ребята. Посмотрите, здесь кто-то ходил, свои следы оставил. Как вы думаете, чьи они? Правильно, это белочка ходила. Как белочка готовится к зиме? (Делает заготовки, меняет шубку) Дальше большой зверь ходил, узнали кто это? (Медведь). Как мишка готовится к зиме? (Делает себе берлогу, а зимой спит). Прежде, чем мишка ляжет спать, он хочет с вами поиграть.
Подвижная игра «У медведя во бору»
Педагог выбирает медведя и говорит: «Здесь будет жить наш мишка. А мы с вами пойдем в лес и будем собирать грибы и ягоды. Но как только медведь зарычит, мы сразу же побежим домой. Только убегать раньше, чем медведь зарычит «Р-р-р» нельзя. Когда будем с вами гулять по лесу, нужно говорить такие слова и вместе с ними будем выполнять движения:
Слова Движения
У медведя во бору Все имитируют сбор грибов и
грибы, ягоды беру, ягод, медленно приближаясь
а медведь не спит к лесу, где живет медведь.
И на нас рычит «Р-р-р
- Когда медведь зарычит, дети убегают, а он их догоняет.
Во время игры следить за тем, чтобы все дети близко подходили к медведю.
После того, как медведь поймает несколько ребят, выбирается по считалочке новый медведь и игра продолжается.
Педагог. Мишка наигрался, теперь ему весело и можно идти дальше готовится к зиме. Ребята, а какие знаки можно оставить здесь?
Дети выбирают знак: «Не бери диких животных домой», «Не бери детенышей диких животных, не играй с ними».
Педагог. На нашей карте появились следы, они ведут к домику.
Дети подходят к следующему объекту - «Птичья столовая».
Педагог. ребята, как вы думаете, что это за домик? Для чего он нужен? Правильно, зимой птичкам остается мало еды, в таких кормушках люди могут оставлять для птичек еду и так помочь им перезимовать. Давайте и мы оставим зернышек да хлебных крошек.
Практическое упражнение «Покорми птичку»
Дети рассыпают по кормушкам зерна, семечки, хлебные крошки. После этого ставят экологический знак : «Не разрушай гнезда».
Педагог. Как птички готовятся к зиме? (Улетают в теплые края, некоторые птицы перелетают из леса в город, ближе к людям). У нас на домике остались портреты птиц, давайте вспомним, как весело они пели летом.
Практическое упражнение «Интерактивные картинки».
На домике размещены картинки с кюар кодом, педагог наводит на него телефоном и дети слушают пение птицы, изображенной на картинке. По ходу упражнения, дети повторяют название птиц.
Педагог. Молодцы ребята, а у нас на карту прилетело перышко и указывает путь дальше.
Дети двигаются «К лесной поляне».
Дети подходят к поляне и видят разбросанный мусор.
Педагог. Ребята, как вы думаете, что здесь произошло? (Кто-то разбросал мусор) Это для природы полезно? Почему это губит природу? (Из-за мусора животным негде строить свои домики, растения перестают расти и т. д.) Как мы можем помочь? (Собрать мусор)
Экологическая игра «Чистый дом»
На поляне раскладывается мусор. Дети одевают перчатки, берут мусорные пакеты и собирают мусор. В стороне ставятся контейнеры разным цветом: для бумаги, для пластика. Дети подходят к контейнерам сортируют мусор по контейнерам.
Педагог. Молодцы, очистили полянку. А какие знаки можно оставить здесь?.
Дети ставят знаки: «Не оставляй мусор», «Не оставляй костер», «Не шуми в лесу» и объяснят свой выбор.
Педагог. Молодцы ребята. Мы с вами сегодня путешествовали следами осени и узнали, как природа меняется с приходом осени, и за это осень нам подарила волшебный конверт, в нем мы сможем собрать цвета осени и оставить их на память.
Продуктивна деятельность: собирание гербария «Цвета осени»
Дети получают планшет с цветными кармашками. На полянке заранее раскладываются растения с такими цветами и дети собирают их, вкладывают в конверт.
Педагог. Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие. Нам пора возвращаться в сад. (Педагог достает сову). Посмотрите, наша Сова прилетела к нам. Она хочет знать, понравилось ли вам путешествие? Что запомнилось больше всего? Как мы помогли природе? Выполнили мы задание совы? Вы молодцы, а Сова принесла для вас подарок от осени.
Детей угощают яблоками.
Давайте, дошколята, природу охранять!
О ней ни на минуту не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и речки,
Это все для нас навечно! (Ефим Шкловский)
Педагог. Мы с вами вернемся, и вы нарисуете картину про осень на память о нашем путешествии.
Библиографический список
1. Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники : учим, развиваем, воспитываем).
2. Ковинько, Л. В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с. : ил.