Юлия Завьялова
Конспект НОД «По следам Бобра Бобровича» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие «По следам Бобра Бобровича»
Цель: Познакомить детей с «Красной Книгой». Рассказать детям об истории сохранения речного бобра в Воронежском заповеднике, рассказать каких животных охраняет «Красная Книга» расширить представление об образе жизни бобра, познакомить детей с интересными фактами из жизни этих животных, формировать интерес к животным «как братьям нашим меньшим», помогать животным (постройка хатки); ориентировка в пространстве, развивать познавательные процессы (память, внимание).
Публикация «Конспект НОД „По следам Бобра Бобровича“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Развивающая среда : интерактивная доска, карточки, фотографии или рисунки с изображением бобра, бобрят, бобровой хатки, бобровой плотины, бобрового погрыза, деревьев (дуб, береза, ель, осина, ольха, ива); пластилин, веточки тополя, сосны, 2 бобра из пластилина.
Дорожки со следами (бобра, человека, птицы); карточки для дидактических игр «Убери лишнее»; трафарет-раскраска «Бобр».
Предварительная работа: чтение загадок про бобра, рассматривание изображений бобра, его жилища, беседа о том, что животным нужна наша помощь, просмотр фотографий воспитателя после посещения Воронежского Государственного заповедника, беседа и обсуждение фото, просмотр мультфильма «Осторожно, щука!»
Содержание:
1. «Красная Книга» - что это?
2. Беседа «Бобры – какие они?»
3. Дидактическая игра «Убери лишнее», «Что ест бобер?»
4. Физкультминутка
5. Работа с трафаретом-раскраской «Бобр»
Ход занятия:
1. Ребята, сегодня мы с вами пойдем в гости, а к кому вы узнаете, отгадав загадку:
В тихой заводи речной,
В знатной шубе меховой,
Плотины строят мастера,
Без молотка и топора,
Из берез, ольхи, осины,
Из сучков, травы и глины,
Трудолюбивы и бодры,
Строители плотин.
Правильно ребята, эта загадка про бобров.
2. Посмотрите на снегу много следов давайте подойдём поближе и посмотрим кто-же их оставил? Правильно, это следы птички, бобра и человека. Дети, раз мы идём в гости к Бобру Бобровичу значит по каким следам мы пойдём? А в какую сторону они ведут (вправо, влево или прямо?
Давайте вместе с вами отправимся в путешествие…которое так с вами и назовём «По следам… Бобра», ведь бобор - главное животное Воронежского заповедника.
Спросить у ребят, что такое «заповедник» и для чего он служит?
СЛАЙД № 1.
Итак, отправляемся в Воронежский заповедник… В пути нам может быть трудно…Ребята, а чтобы нам в пути помогала дружба давайте превратится в солнышко.
Психогимнастика
Давай с тобой обнимемся
И до небес поднимемся.
Тепло сердец соединим
И станем солнышком одним.
Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Всё слушаем внимательно.
3. Ну, вот мы и пришли, посмотрите что это? (в конце следов находим «Красную Книгу».
"Красная книга" - для редких растений,
"Красная книга" - для редких животных.
Всем, кому в мире грозит истребленье,
Дарит спасенье запрет на охоту.
В "Красную книгу" - лохнесское диво,
В "Красную книгу" - енотов и тигров!
"Красная книга" ко всем справедлива,
Всех малочисленных - в "Красную книгу"!
Кто знает, почему эту книгу называют «Красной»? Что означает красный цвет?
Какие животные и растения занесены в «Красную книгу»?
Зачем их занесли в «Красную книгу»?
Ребята, вы поняли для чего нужна «Красная книга»?
Интересно, а бобры тоже в «Красной книге»?
Посмотрите, кто нарисован на этой странице?
Показать детям фотографию с изображением бобра в «Красной Книге». Вместе с ребятами вспомнить, что бобр – «главное» животное Воронежского заповедника. У этого интересного зверька очень красивый и ценный мех – из-за этого его нещадно убивали, и к концу прошлого века бобров оставалось очень мало. Если бы не многолетняя работа заповедника по сохранению бобра, вполне вероятно, что «жил» бы сейчас бобр только в книжках и на картинках. К счастью, сейчас в заповеднике живет много бобров, и их жизни ничто не угрожает.
СЛАЙД № 2 и № 3.
А вот и ещё один след бобра…Как можно назвать этот след?
(на экране «бобровый погрыз»).
СЛАЙД № 4.
А вот и сам бобр. Какой он, посмотрите повнимательней.
СЛАЙД № 5.
Доклад Миши (воспитатель задаёт наводящие вопросы, чтобы как можно подробнее описать бобора, его образ жизни).
Вспомнить, что бобр живет в лесных речках и озерах, о том, что мех бобра очень густой, теплый и не намокает в воде Бобр бывает бурый и чёрный.
СЛАЙД № 7, №8, № 9. (хвост)
Вспомнить, зачем бобру такой интересный хвост (удобно плавать и нырят, хвост бобра – это и руль, и весло одновременно). Рассказать, что ещё это защита бобра от врагов (хищников) резким ударом хвоста по воде бобр может отпугнуть хищника). Обсудить, для чего бобру перепонки на лапах. Почему их называют «плавательными»? (Бобр – отличный пловец и ныряльщик).
СЛАЙД № 10
Как вы думаете ребята, когда бобр ныряет, вода попадает ему в нос и в уши? А как ему удается сделать так, чтобы вода не затекала ни в уши, ни в нос? (ответы детей). А я вам расскажу как: дело в том, что бобр обладает удивительными способностями—его уши перед нырянием прижимаются к голове так плотно, что вода не может туда попасть, а ноздри бобра схлопываются также плотно и ни одна капля воды не может бобру попасть в нос.
Провести маленький эксперимент – попросить детей затаить дыхание, засечь время. Затем рассказать том, что бобр может не дышать под водой до 15 минут.)
СЛАЙД № 11.
Рассказать, для чего бобры валят деревья. Вспомнить то, что бобры едят только ветки, кору и листья, а саму древесину не едят, а используют только на хозяйственные нужды (на строительство и ремонт хатки и плотины).
ИГРА: «Что за дерево такое?»
Предложить детям выбрать карточки с изображением разных пород деревьев, спросить о том, какая древесина у них (твердая и мягкая и нравиться ли есть такое дерево бобру).
СЛАЙДы № 12, № 13, № 14, № 15.
Рассказать детям о том, что у бобров очень прочные зубы, которые растут всю жизнь; обратить внимание на их цвет (оранжево-красный). Задать вопрос о том, что можно сказать о бобре, у которого зубы не ярко-оранжевые, а светлые (это говорит о том, что бобр себя плохо чувствует или уже старенький).
СЛАЙДы № 16, № 17, №18, №19.
ИГРА «Накорми бобра».
На экране карточки с изображением «еды» для бобра, нужно убрать одно из трёх «блюд».
Обсудить вопрос о том, почему бобров считают искусными строителями.
СЛАЙД № 20. Показать детям карточку с изображением бобровой плотины, спросить, для чего она устроена. Обсудить вопрос о том, как можно попасть в бобровую хатку?
Ответы детей (воспитатель просит дополнить ответ товарища).
Скажите, а вы бы хотели попасть в бобровую хатку?
СЛАЙД № 21.
ИГРА: «Попади в хатку к бобру».
Дети проползают через тоннель, так как знают, что вход находиться под водой.
СЛАЙД № 22
СЛАЙД № 23
Ура, вот мы и в хатке у бобра! Посмотрите, как она устроена? Ответы детей. А ещё нам Алина расскажет, про хатку бобра интересный факт ( 2комнатки:кладовая и сама хатка-комнатка, где живут мама, папа и малыши).
СЛАЙД № 24. Бобриха и малыши
Рассказать детям, какие бобры хорошие родители (самец и самка живут вместе всю жизнь, вместе ухаживают за потомством. Бобрята появляются на свет всего один раз в год. Свадьбы у бобров бывают в конце зимы, а увеличение семейства происходит в начале лета. Обычно рождается 2-4 детеныша. Новорожденные зверьки довольно самостоятельны: зрячие и покрытые шерстью, уже через 1-2 дня хорошо плавают, а после 20 дней сами способны добывать себе пищу.
Показать фотографии бобрят.
СЛАЙД № 25. (Мама и бобрёнок плывут)
Обсудить с детьми, кто может быть опасен для маленьких бобрят (серая ворона, щука, волк).
СЛАЙД № 26. щука
Спросить ребят, что каждый из них стал бы делать, если бы услышал, что в их хатку пытается пробраться волк, чтобы их съесть (Рассказать им о том, что бобры строят дом, у которого стены такие толстые и прочные, что никакому волку не по силам его разрушить (показать пальчиками как веточки торчат в разные стороны и создают для нападающего хищника непреодолимую преграду).
СЛАЙД № 27. Волк СЛАЙД № 28 (бобр в хатке)
Обсудить с ребятами вопрос о том, что могут делать бобры зимой? Есть ли у них необходимость выходить на улицу? Удобно ли животным с таким хвостом и лапами передвигаться по снегу? (Зимой бобры не спят, сидят в своем домике, на снег и мороз не выходят. Запас еды (палки, ветки, кусочки коры и др.) сделан ими еще с осени. Все запасы складированы на дне реки. Передвигаться по снегу бобрам неудобно и небезопасно, т. к. лапы у них короткие, хвост волочится по снегу, может примерзнуть на морозе).
СЛАЙДЫ № 29, № 30, № 31, № 32, № 33, № 34.
Напомнить детям, что в заповеднике есть музей природы, где можно многое узнать о жизни бобра, а также бобровый комплекс, где все желающие могут посмотреть на живых бобров.
СЛАЙД № 35
А также есть парк «Заповедная сказака», где вырезаны фигуры сказочных персонажей, Там, в заповеднике нужно соблюдать правила, как и у нас в саду.
СЛАЙД № 36.
Бобра в том числе.
Ребята, а вы хотели бы попробовать построить настоящую хатку бобра? Давайте вспомним, как она выглядит?
СЛАЙД № 37.
Посмотрите внимательно из чего построена хатка бобра (глина, листики, веточки, мох, какой формы детали (показываю как правильно раскатать палочки и веточки для бобровой хатки (прямыми движениями вперёд и назад, как можно вместо глины взять пластилин и скрепить для прочности детали.
Подходим к заготовленной «комнатке бобра» и помогаем бобрам построить с детьми «купол» для их очень надёжного и безопасного жилища.
Благодарю детей от имени бобров и дарю фото-трафареты на память.
СЛАЙД № 38. До свидания, ребята! До новых встреч в Воронежском государственном заповеднике.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Дидактические игры:
1. «Накорми бобра» - (показ картинок на интерактивной доске)
-кора осины, червяки, кора ольхи, корешки
-стебли травы, рыба,, корни
-веточки деревьев, лягушки, кора ивы,
-яблочко, мышка, морковка, зернышки
2. Игра: «С какого дерева лист?»
Обсудить с ребятами, какие, по их мнению, деревья могут прийтись бобрам по вкусу и почему (Бобры используют в пищу кору тех деревьев, которые растут около воды и у которых мягкая древесина. Это ива, осина, ольха, тополь. Кору таких деревья, как сосна, ель, дуб, ясень бобры в пищу не используют).
3. Игра «Чьи следы?»
Как вы думаете, дети, кто тут недавно прошёл и оставил после себя следы? (ответы детей)
4. Игра: «Куда ведут следы?»
Миша, в какую сторону пошёл человек?
Лиза, в какую сторону поскакала птичка?
Вероника, а куда же пошёл бобёр?