Анастасия Журавлева
Экологическая акция как активная форма работы с дошкольниками
▼ Скачать +Заказ
Экологическая акция как активная форма работы с дошкольниками
Аннотация: Статья посвящена исследованию проблемы формирования экологической культуры подрастающего поколения. Рассмотрен потенциал использования экологических акций в системе дополнительного образования для целей формирования практико-деятельностного компонента экологической культуры на основе анализа практического опыта использования данной формы работы в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования города Югра «Умка».
Публикация «Экологическая акция как активная форма работы с дошкольниками» размещена в разделах
- Акции для детей, участие в акциях
- Экологические акции в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Сегодня первостепенной проблемой человечества является мусор. Загрязнение окружающей среды твердыми бытовыми отходами неизменно ведет к нарушению экологического баланса на всей планете. По самым скромным подсчётам в развитых странах каждый житель «производит» от 1 до 3 кг мусора ежедневно, что выливается в миллиарды тонн в масштабах всей планеты [1]. На сегодняшний день в России вторичная переработка отходов становится приоритетным направлением государственной политики. Ежегодно, по данным Минприроды РФ, образуется около 5,4 млрд. тонн всех видов отходов, из них около 375 млн. тонн нуждаются в особых условиях промышленной переработки. На данном этапе наша страна серьезно подошла к проблеме вторичной переработки мусора, так же были утверждены во всех регионах страны территориальные схемы обращения с отходами [2]. Современный уровень экологических проблем очень высок. Таким образом, помимо создания инфраструктуры для раздельного сбора и накопления отходов, необходимо культурно просвещать молодое поколение.
Анализируя многолетний опыт организации и проведения массовых мероприятий естественнонаучной направленности, мы пришли к выводу, что активное участие детей : от дошкольного до старшего школьного возраста в экологической деятельности, осуществляется через участие в экологических акциях и операциях.
Экологическая акция – это коллективная система деятельности мотивированных участников (дошкольников, школьников, студентов, взрослого населения). Она способствует развитию активной жизненной позиции, гражданского долга и экологической ответственности за настоящее и будущее человечества и окружающей среды, базирующаяся на экологических знаниях, умениях по оценке состояния окружающей среды и ценностного осмысления важности решения экологических проблем на глобальном, региональном и муниципальном уровнях.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Югра «Умка» обладает большим потенциалом в формировании экологической культуры. Так, наш детский сад был включен в программу «Эко-копилка» - поощрение образовательных учреждений при сборе вторичного сырья в сети экоцентров «Югра Собирает» в г. Сургуте.
Рассмотрим городские экологические акции, которые вот уже много лет проводятся учреждением, в аспекте реализации практико-деятельностного компонента экологической культуры.
В весенний период проводится акция «Земля – наш дом». В ходе проведения экологических мероприятий учащимися и педагогами дополнительного образования города и района осуществляется практическая природоохранная и агитационная работа : санитарная очитка территорий парков, рек и родников; тематические экскурсии в парковые зоны; встречи со специалистами природоохранных служб; публикации в СМИ, благоустройство и озеленение территорий школ и населенных пунктов. Учащиеся Станции юннатов изготавливают и развешивают плакаты, листовки, информационные бюллетени природоохранного содержания в городе и района.
Популяризации экологических знаний среди школьников и их родителей, формированию экологических убеждений подрастающего поколения, экологического поведения, ориентированного на экологические ценности, содействуют городские экологические акции «Живая ель», «Помоги птицам», «Дни защиты Земли от экологической опасности», «Эколята Югры», «Покормите птиц зимой»
Раскроем сущность каждой некоторых этих акций и их потенциал в реализации практико-деятельностного компонента формирования экологической культуры.
Городская экологическая акция «Помоги птицам» проводится с целью привлечения школьников и воспитанников детских садов к массовой подкормке зимующих птиц. Важная составляющая акции – организация тематических мероприятий, праздников, на которых педагоги в популярной форме рассказывают детям о зимующих птицах, знакомят с сезонными явлениями в природе и в жизни птиц, необходимости и правилах подкормки пернатых. В рамках акции проводится конкурс рисунков «Зимующие птицы», отчетов об организации подкормки птиц «Птицы на кормушке». Для учащихся с повышенной мотивацией к изучению биологической науки организуется конкурс исследовательских работ «Зимние учеты птиц».
Участвуя в акции «Помоги птицам», дети приобщаются к природоохранной деятельности: делают кормушки под руководством педагогов и воспитателей, развешивают их на пришкольных участках, в близлежащих парках. В течение зимы дети, совместно с педагогами или старшими товарищами, подсыпают корм в кормушки, наблюдают за прилетающими на кормушку птицами. Старшие школьники проводят тематические часы для младших ребят по организации подкормки птиц, вместе мастерят кормушки, помогают их развешивать.
По итогам конкурсов организуются выставки творческих работ «Зимующие птицы» в образовательных учреждениях, библиотеках города, на основе рисунков детей издаются карманные календари с призывом подкармливать зимующих птиц.
Участие в экологических акциях помогает каждому конкретному ребенку почувствовать свою значимость и уверенность в том, что он может внести свой посильный вклад в решение проблемы охраны природы. Массовая подкормка птиц зимой, бережное отношение к деревьям, к братьям нашим меньшим, забота о чистоте города, входят в привычку детей, которая станет уже не взятой извне, а внутренней потребностью самого человека.
Стандарты организации и проведения экологических акций разработать очень сложно, так как акции различны по содержанию, масштабам и количеству участников. Экологические акции, которые в большей степени содержат образовательный компонент, направлены на привлечение внимания к проблемам сохранения экосистем и их отдельных компонентов, носят просветительский характер.
Акция «День Земли» включает и ряд творческих конкурсов: агитлистовок «Земля у нас одна», творческих работ «Природа вокруг нас», компьютерных презентаций по итогам проведения трудовых десантов по благоустройству родного города «Чистый город». Итогом акции является Городской слет активистов экологического движения, на котором подводятся итоги работы образовательных организаций города в течение учебного года, награждаются активные участники экологического движения города Югра.
Организуя проведение акции в образовательном учреждении, необходимо выстраивать работу поэтапно :
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП: выявление и анализ проблем; определение целей и задач акции; поиск участников акции; связь со спонсорами и партнерами; подготовка положения и приказа о проведении акции; разработка символики и сценария открытия акции; составление плана организации и проведения акции; объявление в СМИ о начале акции.
II. ОБУЧАЮЩИЙ ЭТАП: организация консультаций со специалистами; проведение обучающих семинаров, занятий, мастер-классов на заданную тему с организаторами акции и отдельных её мероприятий.
III. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП : инструктаж по технике безопасности; четкое руководство акцией; проведение организаторами акции мероприятий в соответствии с положением и планом; сбор информации о ходе акции, анализ и корректирование по ходу акции; информирование в СМИ о ходе акции.
IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП: анализ акции; подготовка приказа по итогам акции; планирование будущих действий с учётом ошибок; публикация в СМИ информации об итогах акции; выражение благодарности спонсорам и партнерам; награждение победителей, призеров, лауреатов акции.
В образовательном учреждении составляется план по проведению акции. Руководство акцией на уровне учреждения осуществляют руководители образовательных учреждений, заместители директора по учебно-воспитательной работе и воспитательной работе. Работу по организации и проведению мероприятий акции, предоставлению конкурсных материалов на районный этап акции осуществляют образовательные учреждения
Список литературы
1. Сортировка и сбор мусора: системы, проблемы, правила [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ztbo.ru/o-tbo/stati/obshie/sortirovka-i-sbor-musora-sistemi-problemi-pravila.
2. Раздельный сбор мусора: быть или не быть в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tass.ru/spec/musor_sbor