Оксана Попова
ЭкоЛидер
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
На сегодняшний день экология нашей планеты находится в состоянии острого кризиса. Быстрый прогресс науки и техники с одной стороны позволил удовлетворить все потребности человеческого общества, но с другой стороны — ухудшил условия его существования. Постоянно нарастающее влияние цивилизации на окружающую среду быстро приближает глобальную экологическую катастрофу. Следует подчеркнуть, что по мнению многих ученых данная катастрофа может произойти гораздо раньше, чем случится кризис из-за нехватки какого-либо ископаемого ресурса.
Публикация «ЭкоЛидер» размещена в разделах
Весь научный прогресс не сможет предотвратить экологическую катастрофу, поскольку искусственные системы не в силах заменить естественный биокомпонент окружающей среды, а значит, не урегулируют и происходящие в биосфере процессы.
Среди актуальных экологических проблем одних из важных являются:
- исчезновение многих тысяч видов животных и растений;
- повсеместное уменьшение площади лесного покрова;
- тотальное загрязнение атмосферы, дефицит чистого воздуха.
Поэтому очень важно в дошкольном возрасте закладывать фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры, что влияет на развитие их нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей.
Проживая в непосредственной близости от природы, были определено приоритетное направление работы – экологическое воспитание дошкольников.
Формирование нравственной, патриотической культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности, которая позволяет посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.
Психологически исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие различных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления и воображения.
Непосредственное восприятие предметов природы их разнообразие воздействует на детей, вызывает у них радость восторг удивление, позволяет раскрыть многообразие связей живого в экосистеме.
Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. Новые исследования новые образовательные программы пытаются ответить на вопросы: «Что должны знать дети о природе?», «Как научить любить природу?».
Самым приемлемым методом работы с дошкольниками является проектная, экспериментальная деятельность, поскольку она представляет собой соединение практической деятельности детей с усвоением ими необходимых научных знаний в доступной форме.
Цель:
Формирование элементарных экологических знаний о ценностях природы, накопления опыта, гуманного отношения к ней.
Задачи:
• Развивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней.
• Формировать умение разнообразной деятельностью в природе и становления экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами.
• Накапливать с детьми эмоционально позитивный опыт общения с природой.
• Воспитывать у детей элементы экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде и здоровью (собственному и окружающих людей,
• Следовать экологическим правилам в доступных формах для ребёнка.
Работу по формированию экологической культуры у дошкольников строилась следующим образом:
• Материал давался не в виде готовых знаний, а в виде проблем, проведение экспериментов, побуждающих к самостоятельному поиску.
• Создавалась ситуация успеха для каждого ребенка, используя дифференцированное задание с учетом их индивидуальных особенностей.
Наибольшее применение в моей работе находит проектная деятельность.
Проектирование является одним из средств социального, интеллектуального и творческого саморазвития всех субъектов образования, и детей, и взрослых. Взаимодействие детей и взрослых в проектной деятельности, открывает возможности формирования собственного опыта и способствует развитию творческой личности ребёнка.
Система педагогического взаимодействия, направленного на экологическое развитие детей позволила осваивать не только экологические представления, но и овладевать различными способами познавательной деятельности, учить проявлять отношение к объектам природы.
Экологические проекты это для детей увлекательная игра в «учёных», «исследователей», «защитников природы».
Экологический проект, разработанный мной, направлен на формирование основ бережного отношения к растительному миру природы, безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания.
Тем самым воспитывается у детей наблюдательность, бережное отношение к окружающему миру, формируется представление об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них, что способствует развитию психических функций дошкольников.
• Специально - организованное обучение
- Занятия
- Экскурсии
- Наблюдение за растениями
- Обучение детей труду по уходу за растениями
- Изобразительная деятельность экологической тематики
- Развитие речи (придумывание экологических сказок, составление, рассказав о природных объектах и явлениях)
- Формирование обобщенных представлений о природе
- Классификация представлений о природе
• Совместная деятельность педагога и детей
-проектная деятельность
- наблюдение в уголке природы, на прогулке
- целевые прогулки в природу
- чтение художественной литературы, рассказ воспитателя
- беседы и разговоры с детьми на экологические темы, по их интересам
- опыты, поисковая деятельность
- труд в уголке природы и на участке
- ведение календарей природы, дневников
• Самостоятельная деятельность детей:
- игры
- экспериментирование
- уход за растениями в уголке природы
- изготовление поделок из природного материала
- театрализованная деятельность
• Деятельность детей на участке детского сада
Отдых и труд среди растений, безусловно, улучшают и здоровье, и психическое состояние ребенка, приближая его к природе.
Экологическая тропа одна из современных форм, воспитания и образования детей. Был составлен план маршрута, выделены интересные объекты на участке детского сада.
Овощной огород расположен на открытом пространстве, при оформлении огорода, выбираются быстро растущие и рано созревающие овощи. Крупные смена и луковицы (лук, горох, бобы) дети высаживают самостоятельно. Укроп, петрушку, салат помогают сажать взрослые.
Цветники – это клумбы, на которых мы высаживаем однолетние цветы (бархатцы, астры, календула, космея, колокольчики). Дети имеют возможность видеть настоящее море соцветий, имеющих приятный запах. Работа на клумбах дает ребенку возможность почувствовать свою ответственность, помогает ближе познакомиться с природой, познать взаимосвязь между растениями и людьми.
Проектная деятельность – позволяет развивать творческие способности ребенка с опорой на его поисковое поведение
Поиск новых направлений в практической работе по экологическому по воспитанию ребенка продолжается, и мы сможет сделать детскую жизнь более интересной, полезной и комфортной.
Экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий.
Эксперименты направлены на познание роста и жизни растений, а также их роли в природе.
Перспективный план планирования работы с детьми и родителями.
План работы
Месяц Неделя Работа с детьми Работа с родителями
Сентябрь 1 Наблюдение за растениями в начале осени, за их изменениями. Провести семейную экскурсию в городской парк.
2 Сбор гербариев из листьев деревьев и цветов. Создать вместе с детьми альбом для коллекции растений и цветов.
3 Сбор семян летних растений. Сконструировать коробочки для хранения семян.
4 Уборка завядших цветов на клубе. Рассматривание корневой системы растений. Семейный субботник во дворе дома, дачных участках.
Октябрь 1 Знакомство с видами растениями, их средой обитания. Совместное рассматривание энциклопедий и журналов о растениях.
2 Чтение художественного слова. Разучивание стихотворений о разных видах растений. Итоговое мероприятие «Растения такие разные». Семейные вечера «Чтение стихотворений о растениях».
3 Проведение опытов и наблюдений за питанием растений. Знакомство с системой прикорневого давления. Беседа на закрепление знаний о системе всасывания воды растениями.
4 Беседа о значении воды для растений. Наблюдения за растениями и определение по внешнему виду сколько нужно воды определенному растению. Совместное рассматривание домашних растений.
Ноябрь 1 Проведение опыта, доказывающего, что растения участвуют в круговороте воды в природе. Выставка рисунков круговорот воды в природе. Совместное рисование круговорота воды в природе.
2 Чтение литературы о разных климатических зонах на земле. Беседа о жизни растений в каждой природной зоне. Изготовление плакатов на разные природные зоны земли.
3 Наблюдение за комнатными растениями, в зависимости от солнечного освещения. Экспериментирование с комнатными растениями: выделение кислорода и углекислого газа. Беседа о роли растений для человека и животных.
4 Проектная деятельность «Для чего нужны растения». Подготовка. Совместное закрепление материала на тему «Для чего нужны растения».
Декабрь 1 Дидактические игры «Во-саду ли в огороде», «Узнай растение», «Что изменилось». Составление детьми загадок о растениях. Выставка рисунков «Цветущие растения». Совместное рисование цветущих растений.
2 Театрализованная деятельность «Деревенское подворье», драматизация русских народных сказок «Репка», «Пых», «Мужик и медведь». Помощь в подготовке атрибутов.
3 Уход за растениями в уголке природы. Полив, рыхление, орошение. Беседа о необходимости ухода за растениями. Правила ухода. Совместный уход за комнатными растениями. Беседа «Как удобряют почву для растений».
4 Поделки из природных материалов «Волшебный семицветик». Помощь в подборе материалов для поделок.
Январь 1 Проектная деятельность «Для чего нужны растения» заключительный этап. Создание флорариума. Беседа о роли растений.
2 Беседы и разговоры с детьми на экологические темы, по их интересам. Чтение экологических сказок. Совместное чтение художественной литературы.
3 Защита проекты «Цветик семицветик» или для чего нужны растения. Сотрудничество в решении организаторских вопросов.
4 Труд в уголке природы и на участке. Ведение календарей природы, дневников. Чтение художественной литературы о лекарственных растениях.
Беседа о том какие лекарственные травы есть в домашней аптечке. Их совместное рассматривание.
Февраль 1 Придумывание экологических сказок, составление, рассказав о природных объектах и явлениях. Совместное создание книжки малышки на придуманные экологические сказки.
2 Оформление огорода на подоконнике. Подбор растений для посадки. Их польза для здоровья. Помощь в оформлении огорода на подоконнике.
3 Наблюдение за прорастанием семян в уголке природы. Уход за огородом на подоконнике. Беседа о пользе овощей и фруктов для здоровья.
4 Коллективная работа «Деревенское подворье». Оформление выставки работ. Совместное рассматривание картинок и иллюстраций полевых культур.
Март 1 Аппликации «Букет для мамы» ко дню 8 марта. Беседа «Мои любимые цветы».
2 Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Как лечит растение», «Наша аптека». Собрать коллекции вырезок разных видов растений.
3 Подготовка к мероприятию «Веснянка». Беседы, чтение художественной литературы, рассматривание картин-изменение растительного мира весной. Совместное заучивание стихотворений о весне.
4 Рисование «Весенние пейзажи». Выставка работ. Наблюдение за изменениями природы и растениями. Совместное наблюдение за изменениями природы весной.
Апрель 1 Составление сказок детьми о цветах на тему «Разговор цветов». Оформление папок передвижек «Весенние цветы». Помощь в подборе материала.
2 Оформление огорода на участке детского сада. Подбор семян для посадки. Беседа о уходе растений на открытых участках. Беседа о том какие растения можно сажать на огороде, даче, клубах.
3 Посадка огорода на участке детского сада. Уход за ним. Оформление галереи «Мой огород». Помощь в оформлении галереи «Мой огород».
4 Наблюдение за прорастанием семян. Чтение литературы о росте и жизни растений. Закрепление знаний. Совместная посадка семян на клубах, дачах, огородах.
Май 1 Оформление цветников на участке детского сада. Подбор семян для посадки. Помощь в подборе семян.
2 Посадка семян в цветниках. Уход за ним. Сюжетно ролевая игра «Магазин цветов». Беседа о цветах на клубах города.
3 Проект «Берегите лес». Беседа на тему «Береги лес родного края». Правила поведения в лесу. Лесные пожары и их последствия. Совместное рассматривание картинок о правилах поведения в лесу. Показ научных фильмов и мультфильмов.
4 Посадка кустарников и деревьев на участке детского сада. Посадка деревьев во дворе дома, на дачи.
Июнь 1 Создания Эко-шота «Берегите лес», видео фильмов, мультфильмов. Проведения конкурса. Помощь в создании видео роликов на тему «Берегите лес».
2 Уход за растениями на огороде, цветниках и клубах детского сада. Совместный уход за растениями на приусадебных участках.
3 Организация экскурсии по экологической тропе на территории детского сада. Совместный сбор лекарственных растений.
4 Оформление работ «Предупреждающие знаки», «Будь природе другом». Помощь в размещении знаков на участке детского сада.
Июль 1 Оформление фото выставки «Чудо растения». Помощь в оформлении фото выставки.
2 Составление рассказов на тему «Природа-мой дом», «Зеленая страна». Оформление фото альбома «Отдых на природе». Посетить вместе с детьми городской парк, пляж, близ лежащие леса. Помощь в оформлении фото альбома.
3 Создание поделок из природного материала на тему «Зеленая страна». Оформление выставки. Помощь в подборе материала.
4 Уход за растениями на участке детского сада. Проведения опыта «Нужен ли воздух корням?». Рассмотреть почву и растения, прорастающих в ней. Провести беседу о пользе рыхления почвы для растения.
Август 1 Рассматривание соцветие. Виды соцветий. Дидактические игры. Загадывание загадок. Чтение стихотворений о цветах. Совместное разучивание стихотворений о цветах.
2 Посещение выставок, городской библиотеки. Помощь в организации посещения городской библиотеки, выставок музея города.
3 Сбор урожая на огороде детского сада. Фото выставка «Юный дачник» Совместный сбор урожая на приусадебных участках. Помощь в оформлении фото выставки.
4 Итоговое мероприятие «Что мы знаем о растениях». Помощь в организации итогового мероприятия.
Выводы.
Анализируя результаты работы пришла к выводу, что формирование у детей знаний и умений по экологическому воспитанию наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической, проектной и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знаний полученные ранее, становятся необходимые им, так как помогают решать практическую задачу и потому усваиваются легче и быстрее.
Экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умениями целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно – ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.
Условия, которые были созданы-это уголок, природы, уголок проведения опытов, наблюдение, проекты, чтение художественной литературы, рассматривание работ художников, огород на окне, поделки из природного материала, способствовали тому, что у детей повысился интерес к природе.
Знания детей природоведческого характера достигли того уровня, при котором они могут сравнить, обобщать, различать. Дети стали эмоционально активны на занятиях, у них сформирован свой стиль поведения и деятельности в природе, значительно повысился уровень их экологической воспитанности, который выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе.
Ведущим личностным достижением ребенка становится подлинно – гуманное отношение к величайшей ценности – жизни.