Татьяна Михайлова
Взаимодействие воспитателя и педагогов дополнительного образования
▼ Скачать + Заказать документы
«Взаимодействие воспитателей и педагогов дополнительного
образования в ходе проектной деятельности»
Автор: старший воспитатель ГБДОУ №27 Михайлова Т. Н. [/b]
Ведущей задачей педагогов, воспитателей современного дошкольного учреждения можно назвать создание условий для полного раскрытия неповторимого возрастного потенциала ребёнка в системе дошкольного образования. Интеграция содержания образовательных областей является одним из эффективных путей создания условий для решения поставленной задачи перед детским садом. Ученые в области образования рассматривают интеграцию как становление целостности, связанной с обменом идеями, понятиями, методами, взаимопроникновением структурных элементов различных областей знаний, что приводит к их уплотнению и концентрации, расширению эвристических и познавательных способностей (Н. С. Антонов, А. Турсунов). Усложнение содержания дошкольного образования и включение органически взаимосвязанных направлений (необходимые компоненты всестороннего развития детей и целостной системы подготовки ребёнка к школе, создают предпосылки для школьного обучения.
Публикация «Взаимодействие воспитателя и педагогов дополнительного образования» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Правильный отбор содержания знаний для их дальнейшей интеграции, требует учета того факта, что, помимо наличия общих оснований, они должны:
1) расширять и обогащать имеющиеся представления дошкольников;
2) быть нужными при последующем обучении в школе;
3) быть доступными и опираться на личный опыт, связываться с повседневной жизнью.
Кроме того, знания должны вовлекать детей в решение проблемно-поисковых задач, сформулированных на основе личного опыта; активизировать познавательные интересы, стремление к усвоению новой информации; стимулировать умственную деятельность (процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации); повышать уровни самоконтроля, самоорганизации и самооценки. Реализация проектной деятельности в образовательной практике детского сада связана с формированием определённой среды. В связи с этим использование проектов предполагает, прежде всего, кардинальное изменение роли педагога, который должен стать организатором, руководителем и консультантом. Вторым необходимым условием выполнения проектов дошкольниками является наличие информации, обеспечивающей самостоятельность ребёнка в выборе темы и выполнении работы. Наконец, должны быть созданы оптимальные условия для оформления результатов проектной деятельности и их обсуждения.
В нашем дошкольном учреждении есть опыт интеграции в ходе реализации проектов воспитателями, а также в ходе совместной деятельности воспитателя и педагога дополнительного образования.
Взаимодействие между воспитателями и педагогами английского языка и истории города осуществляется в ходе реализации совместных проектов «Вокруг света», «Все флаги в гости к нам».Воспитатель организует тематические выставки детских работ,орагизует мини-музеи,в которых собраны сувениры, игрушки,флаги, открытки,фотоальбомы которые привозят дети с родителями из своих путешествий.
В игровую деятельность воспитатель включает традиционные игры народов мира, например игра hide-and-seek – игра, аналог нашим пряткам. ;tag – пятнашки ;hopscotch – игра, которая предполагает прыжки на особом наборе квадратов, нарисованных на земле. Для театрализации на анг. языке используются сюжеты известных детям с раннего возраста русских народных сказок. Для ролевых игр используются сюжеты, в которых дети могут закрепить формы обращения с друг другом на английском языке. Воспитатели совместно с педагогом проводят праздник «Осенний карнавал», «День яблока»- английский праздник, «День подарков»-это предновогодний американский праздник, «День смеха»-традиционных для многих англоязычных стран.
Особенностью нашего учреждения является и то, что его посещают дети-представители разных стран. Наличие в группе детей из Англии,Америки, Мальты, Японии,Чехии позволяет знакомить детей с культурой этих стран. Традиционным стало участие родителей-носителей языка в групповых мероприятиях. Интересная форма взаимодействия воспитателей, педагога и семьи- проведение в группе праздников, с которыми, наши дети не знакомы. Примером интеграции образовательных областей является праздник,который не проводится в каждом детском саду- «День сладостей». Это традиционный английский праздник. Проводят его воспитатели,педагог анг. языка и родители-носители английской культуры. Дети узнают что это за традиция, вместе со взрослыми учатся замешивать тесто для печенья,кексов. После выпекания каждый украшает свою выпечку,проявляет фантазию. Следуя исторической традиции, дети придумывают друг другу добрые пожелания. Заканчивается праздник тем, что все вместе они угощают сладкой выпечкой детей и взрослых других групп. Этот праздник позволяет интегрировать содержание разных Образовательных областей и видов детской деятельности.
Одной из самых эффективных форм работы с детьми старшего возраста является проектная деятельность. У нас есть традиция наряду с привычным для многих садов праздником Осени проводить в конце октября карнавал Хэллуин- как итоговое мероприятие в рамках большого проекта «Осень-дивная пора». Дети с удовольствием к нему готовятся: разучивают стихи песни на английском языке, для украшения зала делают поделки, а родители приносят подсвечники,вырезанные из тыквы. Взрослые и дети приходят на карнавал в костюмах, участвуют в веселых конкурсах.
В канун Нового года педагог англ. языка и воспитатели реализовали интересный проект, знакомящий детей с новогодними традициями разных стран, который мы назвали фестиваль дедов морозов. В ходе проекта дети узнали о том, как отмечают новый год в Англии, Америке, Италии, Франции и других странах. Все вместе изготавливают подарки и сувениры, родители приносят традиционные угощения для чаепития. Педагог знакомит детей и с традиционными рождественским играми и забавами, например дети учатся играть в датскую народную игру «Рыболов».
Интеграция образовательных областей позволяет формировать коммуникативные навыки, развивать у детей творческую самостоятельность, воспитывать интереса и уважение к традициям и культуре других стран. Подобная идея проходит красной нитью и у других педагогов.
Взаимодействие педагога и воспитателей происходит и в рамках реализации проектов педагога, посвященных Санкт-Петербургу, например «Петр I».
Педагог также активно участвуют в реализации групповых проектов, непосредственно организуя музейную деятельность детей. Так наши воспитанники в рамках реализации проектов побывали в музее Хлеба, музее Мир Воды, музее Арктики и Антарктики,в музее Этнографии,традиционным стало посещения Эрмитажа.
Зная содержание материала педагога, воспитатель создает условия для проявления творческой инициативы детей в свободной деятельности в группе: создание коллекции значков,марок,открыток с видами города, составление ребусов, кроссвордов о достопримечательностях нашего города. Воспитатели оформляют выставки работ после посещения музеев, экскурсий по городу.
Сотрудничество педагога и воспитателей направлено и на обогащение развивающей среды в группах, создание уголка краеведения. Традиционными в нашем саду стали «Пушкинские чтения», приуроченные ко Дню Лицея.
Особое место в системе взаимодействия педагогов и воспитателей занимают совместные мероприятия. Традиционным в нашем учреждении стало проведения фестиваля, приуроченного к Всемирному дню Земли. Основная идея данного мероприятия- подведения детей к осознанию себя частицей нашего уникального мира. В подготовке объединяются усилия педагогов доп. образования,воспитателей,родителей. В ходе подготовки к нему дети узнают, о том, что этот праздник отмечают во многих странах. Совместно с воспитателями дети разучивают стихи, готовят коллективные работы: макеты Земли, родители участвуют в конкурсе на лучшую поделку Непременным условие :материалом для творчества должен быть бросовый материал
;музыкальный работник и педагог ритмопластики разучивает песни и танцевальные композиции. В группах проводятся беседы, чтение худ. литературы экологической направленности. Совместно с педагогами дети готовят красочные послания от жителей Санкт-Петербурга. В ходе подготовки к фестивалю происходит интеграция содержания всех образовательных областей. Фестиваль мы проводим не в стенах детского сада. Местами проведения были Александровский парк, зал Дома Дружбы, Центральная детская библиотека им. А. С. Пушкина.
Дети совместно со взрослыми участвую в театрализованном представлении. Основная идея фестиваля- воспитание у детей уважения и доброжелательного отношения ко всему живому на нашей Планете. Как итог праздника- запуск в небо воздушных шаров, к которым прикреплены добрые пожелания.
Таким образом, взаимодействие педагогов воспитателей, дополнительного музыкального руководителя и других специалистов, в ходе которого составляется совместный план подготовительных мероприятий, проводимых с детьми и родителями. Анализируется методическая литература, отбирается содержательный материал для детей разных возрастных групп, продумывается интеграция образовательных областей, обсуждается праздничное оформление.
Для родителей создаются условия для их участия в выставках, конкурсах, в совместном с детьми изготовлении театральных костюмов, атрибутов, декораций. С этой целью для них проводятся мастер-классы, творческие мастерские. Итогом подготовительного этапа становится совместно разработанный сценарий.
Второй - содержательный этап. В разных видах деятельности дети знакомятся с отобранным содержанием, разучивают стихи, песни, танцы, которые будут включены в ход праздника, где дети и родители становятся активными участниками.
Последний этап - рефлексивный. Он заключается в закрепление впечатлений, оформление и актуализация позитивных эмоциональных переживаний. Дети отражают свои впечатления в доступных продуктивных видах деятельности (рисунки, поделки из природного материала, аппликации, коллективные коллажи). Родители участвуют в организации фотовыставок, оставляют свои мнения в книге отзывов. На методических мероприятиях педагогический коллектив анализирует проведенное мероприятие, отмечает успехи и недостатки.