галина кузнецова
Проведение оздоровительно-коррекционных мероприятий, направленных на улучшение качества жизни детей
▼ Скачать + Заказать документы
Кузнецова Г. А. зам по УВР Васильева У. Ю. учитель - логопед
Проведение оздоровительно - коррекционных мероприятий, направленных на улучшение качества жизни детей с нарушением опорно – двигательного аппарата через взаимодействие специалистов в МБДОУ ДС № 472.
Эффективность коррекционно-педагогической работы возможна лишь при условии организации интегрированного взаимодействия специалистов. В Федеральных государственных требованиях к содержанию коррекционной работы в ДОУ должно отражается взаимодействие воспитателей и специалистов в разработке и реализации коррекционных мероприятий в рамках оказания поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья. В связи с ФГТ программа МДОУ ДС № 472 состоит из 2 частей – обязательной и формируемой участниками образовательного процесса, поэтому в части программы, формируемой, специалисты отражают специфику оздоровительно – коррекционной работы с детьми НОДА.
Публикация «Проведение оздоровительно-коррекционных мероприятий, направленных на улучшение качества жизни детей» размещена в разделах
В связи с этим ежегодно составляем циклограмму коррекционно - педагогической работы.
Таблица № 1
Циклограмма коррекционно - педагогической работы в МБДОУ № 472. (Фрагмент)
Мероприятия/сроки/Ответственный/Результат/Выполнение
1. Подготовка групп к началу года.
ЦЕЛЬ: Обеспечить ортопедические условия в группах, залах. Август
Зам по УВР, АХЧ, воспитатели, специалисты
Рекомендации ортопеда,
2. Информционно –документальное обеспечение детей.
ЦЕЛЬ: Определение состояния здоровья ребенка по основному и сопутствующему заболеванию
Сентябрь, Январь,Апрель
Врач – ортопед, Инструктор ЛФК, Терапевт, Учитель логопед, Психолог
Медсестра, Специалисты
Составление карты анализа данных, Диагностика, Мониторинг
3. Разработка рекомендаций специалистами и на основе результатов анализа.
ЦЕЛЬ: Индивидуальный подход, учет возрастных, специальных особенностей После каждого обследования детей
Врач-ортопед, Врач терапевт, Все специалисты
Тетрадь взаимодействия специалистов с воспитателями
Разработка и утверждение общего и ортопедического режима и коррекционно – оздоровительного регламента
ЦЕЛЬ: Создание образовательных условий
С 15 сентября
Зам по УВР
Специалисты УПД, ИМС
Система мониторинга достижений детей обеспечивает комплексный подход. При поступлении ребенка в МБДОУ ДС №472 учитель-логопед выявляет состояние звукопроизношения, грамматического строя речи, фонематических процессов, словарного запаса и связной речи; устанавливает причины, структуру речевого дефекта и оценивает уровень речевого развития каждого ребенка. Педагог-психолог обследует психические процессы, интеллектуальное развитие детей, выявляет имеющиеся у них психологические особенности. Воспитатели оценивают учебные и культурно-гигиенические навыки, степень сформированной игровой деятельности. Музыкальный руководитель изучает просодическую сторону речи (силу, высоту, выразительность). Руководитель по физической культуре оценивает физическое развитие детей. Медицинские работники проводят анализ соматического и неврологического статуса, что позволяет определить группу здоровья, степень нарушений опорно – двигательного аппарата определяет ортопед, который намечает пути профилактики для инструкторов ЛФК и по плаванию, массажиста. Такое тщательное обследование с учетом личностно-ориентированного подхода дает возможность проанализировать и выявить причины нарушений, наметить индивидуальный маршрут (программу) коррекционной работы с каждым ребенком.
Содержание коррекционной работы формируется с акцентом на социализацию воспитанников и на формирование практически - ориентированных навыков, навыков здорового образа жизни, стремления у детей сохранить и укрепить свое здоровье.
В нашем детском саду врач - ортопед помогает нам определиться в выборе метода оздоровления (в каждом случае индивидуально). Лечение дефектов осанки и деформаций опорно-двигательного аппарата носит комплексный характер и предусматривает широкое использование лечебной физической культуры совместно с физиотерапией, массажем, закаливанием, гигиеническими мероприятиями в режиме МБДОУ№ 472. В профилактике и лечении сколиоза немаловажное значение имеет четкий распорядок дня с чередованием различных видов деятельности: сидение за столом, подвижные игры, прогулки на свежем воздухе. Для хорошего состояния позвоночника очень важен правильный подбор детской мебели, особенно столов и стульчиков. Ребенок должен много двигаться, тем более что из-за особенностей детской нервной системы и мышц поддерживать неподвижную позу ему труднее, чем бегать, прыгать и скакать. Если в положении сидя или стоя, ребенок находится в одной и той же позе долгое время, то он «обвисает», вертикальная нагрузка переносится с мышц на связки и межпозвонковые диски, и начинается формирование плохой осанки. Небольшая, но регулярная физическая нагрузка (подвижные игры на улице и в группе, 3 раза в неделю физкультура) - необходимое условие для нормального развития опорно-двигательного аппарата.
Основная деятельность специализированных групп в МБДОУ ДС № 472 по оздоровлению детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата:
- проведение воспитательных и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на улучшение качества жизни ребенка;
- тренировка защитных возможностей организма ребенка (гимнастика в постели, сухое закаливание: ребристая доска, пуговки, обруч, полоскание носоглотки теплой водой, фитотерапия и пр.);
- выполнение щадящего режима в группе;
- лфк, плавание в бассейне, массаж, сауна
Особое внимание мы уделяем спорту. Самым полезным видом спорта при сколиозе считается плавание (особенно брассом). Лечебное плавание имеет ряд особенностей: применяется длительное водное скольжение, работает только та рука, мышцы которой ослаблены, и многое другое. Плавание широко применяется как средство закаливания и мощной фактор эмоциональной разгрузки. В нашем детском саду непосредственно-образовательная деятельность в бассейне входит в комплексную программу оздоровления детей. Она является обязательным в регламенте непосредственно-образовательной деятельности и оздоровительных мероприятий для всех возрастных групп. Плавание проводится в бассейне. Постоянно поддерживается комфортный температурный режим воды 28-30С. Занятия проводятся под руководством инструктора по плаванию и наблюдением медицинского работника.
Не менее полезным видом спорта является ходьба на лыжах, под руководством инструктора физической культуры. Дети старшего возраста 2 раза в неделю занимаются оздоровительным бегом.
Большое внимание уделяется корригирующим упражнениям, выполняемым под руководством инструктора ЛФК. К корригирующим упражнениям относятся гимнастические упражнения для мышц спины, брюшного пресса и плечевого пояса, выполняемые в различных исходных положениях, как правило, лежа (на спине, животе, сидя и стоя (у гимнастической стенки, у стены, касаясь лопатками стены). Упражнения выполняются с гимнастической палкой, мячами. При деформации позвоночника включают корригирующие упражнения в сочетании с общеразвивающими.
Самыми полезными для позвоночника являются упражнения: попросить ребенка сделать птичку: поднять над полом плечи, грудную клетку и согнутые в локтях руки и удерживать их в таком положении от нескольких секунд до 2 минут. Очень полезно выполнять движения руками, как при плавании брассом: ребенок приподнимает плечи и грудь и разводит руки в стороны. Выполняется такое «сухое» плавание от нескольких секунд до 2 минут.
При работе с ослабленными детишками выручает использование мячей-фитболлов - эти упражнения оказывают благоприятное воздействие на позвоночник, суставы и окружающие ткани, что способствует профилактике и коррекции осанки. Упражнения на мячах тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, содействуют развитию двигательных способностей и повышают эмоциональный фон занятий, вызывая положительный настрой.
Практически это единственный вид аэробики, где при выполнении физических упражнений одновременно включаются двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный аппараты. Двигательные расстройства у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата сочетаются с отклонениями в развитии сенсорных функций, познавательной деятельности, что связано с органическим поражением нервной системы. Очень часто отмечаются речевые нарушения, которые имеют органическую природу и усугубляются дефицитом общения.
Чаще всего при выявлении заболевания или повреждения опорно-двигательного аппарата у ребёнка в раннем возрасте отмечаются отклонения в неврологическом статусе. Это в свою очередь приводит к нарушению иннервации мышц языка, мягкого нёба, губ. Для этих детей характерна недостаточная сформированность психических процессов: внимания, памяти, словесно-логического мышления и всех видов моторики (общей, мелкой, артикуляционной, отклонения в темпоритмической организации речи. Накладывается отпечаток на формирование эмоционально-волевой сферы, наблюдаются синдромы двигательных расстройств. Одним из важнейших способов профилактики рецидивов является использование эффективных методов психокоррекции в слиянии с различными видами искусств – живописью и музыкой. Ведущая роль в процессе формирования внеречевых психических процессов и расширении кругозора детей по поддержанию их нравственного и физического благополучия принадлежит педагогам и психологу
Логопедическая работа является важной частью комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения дошкольника, которое осуществляется в нашем учреждении в рамках постоянно действующего медико-психолого-педагогического консилиума. Работа по коррекции речевых нарушений у детей с НОДА предусматривает разработку индивидуальных образовательных программ по развитию речи, учитывающих сложный характер нарушений, при котором дизартрические расстройства сочетаются с признаками системного недоразвития речи. Индивидуальная программа сопровождения ребёнка является одной из самых оптимальных форм планирования и реализации задач воспитательно-образовательного процесса. В индивидуальной программе определяются направления работы с конкретным ребёнком, обеспечивается учёт способностей, уровня физического и интеллектуального развития, формирование возрастных психологических новообразований и всех видов детской деятельности. Разделы программы одинаковые, а содержание для каждого ребёнка разное. Планирование логопедической работы строится на понимании речевых нарушений у детей с НОДА, представляющих собой сложный комплекс дизонтогенеза, и включает в себя ряд разделов не только коррекционно-логопедической, но и психолого-педагогической направленности. В связи с этим индивидуальная образовательная программа по развитию речи детей с НОДА является лишь частью, звеном комплексной индивидуальной программы, которая разрабатывается группой специалистов – участников сопровождения ребёнка с НОДА: учителем – логопедом, музыкальным руководителем, воспитателем, инструктором по ЛФК, инструктором по плаванию и медицинским персоналом
Исходя из требований ФГТ, имеется некоторое смещение акцентов: формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, овладение лексической стороной речи перестает быть самоцелью, но является необходимым средством формирования общения у детей. На наш взгляд развитие компонентов устной речи в рамках образовательной области «Коммуникации «будет недостаточно для развития детей с НОДА. В связи с этим вырастет объем индивидуальной работы в рамках коррекционного маршрута с детьми НОДА.
Комплекс мер, проводимых в МДОУ ДС № 472 – физиотерапевтическое лечение, ЛФК, массаж и взаимодействие специалистов в рамках решения проблемы обеспечивает ребёнку удовлетворительную физиологическую базу для успешного продвижения в речевом и психическом развитии.
Таблица № 2
Тетрадь взаимодействия специалистов с воспитателями
ЦЕЛЬ: Достижение согласованности специалистов, в рамках единых требований работы и отчетности по результатам деятельности для ПМПк, обсуждения, координации деятельности.
Дата/ФИО ребенка/ФИО специалиста /должность/Проблема/Схема работы с проблемой.
Рекомендации воспитателем/Рекомендации родителям/Результат взаимодействия
Только при тесном взаимодействии специалистов в коррекционном воспитательно-образовательном процессе можно добиться успехов в педагогической деятельности, преодолеть негативные проявления в развитии детей, стимулировать развитие их потенциальных возможностей.
Литература.
1. О Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: Утв. приказом М - ва образования и науки Р. Ф. 23 ноября 2009г. № 655// Дошкольное воспитание. - 2010. - № 4. – С. 5 -11.
2. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 5. - С. 36-39.