Светлана Фурштакова
Выступление на родительском собрании во 2 младшей группе на тему «Воспитание бережного отношения к животным»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма проведения: круглый стол с использованием ЭОР.
Цели: обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка; способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к животным, формированию правил экологически грамотного взаимодействия с животными.
План проведения:
1. Круглый стол по теме собрания.
2. Педагогический всеобуч «Воспитание любви к животным».
Публикация «Выступление на родительском собрании во 2 младшей группе на тему „Воспитание бережного отношения к животным“» размещена в разделах
3. Подведение итогов собрания. Принятие решения.
Эпиграф:
В гармонии с природой и с собою
На свете чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!
Н. Луконина
Ход мероприятия
1. Подготовительный этап
• Оформить приглашение родителям на собрание в виде SMS.
• Создание родителями совместно с ребёнком поделок на тему : «Такие разные животные», фото коллажа на тему : «Наши любимцы» Выставка в группе поделок детей совместно с родителями по этой теме.
• Записать фонограмму «Звуки природы».
• Подготовить памятку для родителей «Правила поведения в лесу»
Написать плакаты:
1.«Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком». (А. Шопенгауэр)
2.«Необходимо предупреждать в детях такой порок, как бессердечное обращение к животным, любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам». (Е. И. Золотова)
2. Вступительное слово
В отличие от взрослого, для ребенка контакты с животными гораздо более важны, потому что их уровни восприятия мира сближены, поведение тех и других носит также черты сходства; кроме того, ребенок живо познает мир и для него представляют интерес даже такие просто устроенные существа, как насекомые и другие беспозвоночные.
Дети все воспринимают чрезвычайно эмоционально. Эти впечатления долго сохраняются в их памяти, оставляют хорошие воспоминания, добрые чувства. Все это способствует проявлению заботливого отношения к объектам живой природы.
Сегодня мы на родительском собрании поговорим об отношении детей к животным - это та область деятельности ребенка, где можно наиболее успешно осуществлять нравственное воспитание. Кроме прямой цели: воспитания доброго отношения к животным, уважения к их жизни, - при этом достигается и другая цель - формирование нравственного человека в целом. А самое главное – вместе подумаем о том, как можно в детском саду и в семье воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к животным. Милосердие, доброта, отзывчивость - это черты характера, которые являются базовой характеристикой личности, неотъемлемы от нее. Если человек научился сопереживать с другим существом - пусть это животное, он также сочувственно отнесется к чужой боли, если страдает человек.
Коллективное обсуждение вопросов
Скажите, пожалуйста, свою точку зрения по следующим вопросам:
- Любит ли ваш ребенок животных? В чем это проявляется?
- Как вы думаете. Почему одни дети любят, оберегают животных, а другие – нет?
- Часто ли вы бываете с ребенком на природе? Как происходят такие прогулки?
- Приходилось ли вам вместе с ребенком наблюдать за животными. - - Учить стихи, о каком ни будь животном?
- Заготавливать корм для зимующих птиц. Кормить их.
- Что больше всего. По вашему мнению, помогает воспитанию сострадания, доброго отношения ко всему живому?
4. Педагогический всеобуч «Воспитание любви к животным»
Экологическое воспитание в наше время становится важнейшим направлением педагогики детства. Для воспитания у детей правильного отношения к животным Вам родителям необходимо иметь определенное представление о них, о их роли в природном комплексе, значении для человека. Эти знания передаются детям в семье и служат основой для воспитания любви и бережного отношения к природе.
Малыш ближе нас к природе в прямом смысле этого слова хотя бы потому, что мал ростом. Навыки обращения с живыми существами нужны детям. Поскольку дошкольники любознательны, они сразу пытаются взять животное на руки, не понимая, что ему от этого может быть плохо. Тем не менее, это первые шаги их в общении с живым существом. И если ребенка начинаю ругать за неправильное обращение с ним, у него может возникнуть негативное отношение к животному. Желание потрогать, ощутить особенности животных, с которыми он вступает в контакт, приводит к расхождению слова и действия. Ребенок восторгается животным, отмечает, какое оно нежное, хорошее, а сам в это время с силой «обнимает» его. Неумение обращаться с живыми существами свойственно детям. Ребенку необходимо подсказать и показать способами обращений с живыми существами, сообщить о том, что не все формы обращения с животными допустимы. Например, надо сказать, что птичку нежелательно держать в руке, тем более зажимать в кулачке, лучше приучать её садиться на плечи. Хомячка можно посадить на ладошку.
В последние годы люди меньше заботятся о братьях наших меньших. Одна из причин, на мой взгляд – это отсутствие соответствующего воспитания. Люди становятся равнодушными и безжалостными, поэтому на государственном уровне был принят закон – защита животных от жестокого обращения.
Но как взрослый человек сможет бережно относиться к животному миру, если в детстве ему не пробуждали любовь к животным? Поэтому известные психологи мирового масштаба единогласно пришли к выводу – воспитывать гуманное отношение к животным необходимо еще с дошкольного возраста. Взрослые должны проявлять гуманное отношение к животным и воспитывать такое отношение к ним у детей. Если ребенок увидел какое – либо животное, надо обратить внимание малыша на окраску, особенности внешнего строения животного. Рассказать где оно обитает, чем питается, приложить максимум усилий для сохранения его жизни. Ребенка целесообразно убедить, что животное «хорошее», что его давить, бить нельзя (ему больно).
Поэтому задача взрослых: родителей и педагогов – ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и бережно относиться к животным.
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой и животными. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее результаты, поэтому начинать его необходимо уже с первых шагов ребенка по родной земле.
Стремления ребенка зарождаются при непосредственном контакте с животными, в частности, в небольшом домашнем уголке живой природы. В уголок подбираются животные, неопасные для здоровья человека и не требующие сложного ухода.
Еще одним действенным методом гуманного воспитания ребенка является чтение художественной литературы о животных, но важно, чтобы прочтенные книги были правильно проанализированы взрослыми и сопоставлены с необходимостью гуманного отношения к животным. Взрослый должен начать дискутировать на эту тему и рассказать ребенку как бы он поступил в ситуации, приведенной в рассказе. Таким образом, родитель на собственном примере доказывает свою любовь к животным,
подталкивая детей подражать взрослым, для которых защита животных – важная задача в жизни. Ребенок легче смотрит на мир глазами другого существа, и ему гораздо легче поэтому сопереживать с другим существом. Известно, что дети более отзывчивы в отношении животных, более обостренно переживают то, что происходит с животными. Для детей жестокий поступок по отношению к животному воспринимается как тяжелая драма; жестокость родителей к животным иногда служила причиной отчуждения ребенка от родителей, неприязни к ним. Дети должны бережно относиться ко всему живому в дикой природе. В детском саду мы обязательно знакомим детей с разными видами животных, о их пользе и бережном отношении ко всему живому.
В воспитании и обучении детей в своей работе мы используем много приемов и методов для решения разных задач, но наиболее перспективным мы видим метод проектной деятельности:
Проект способствует формированию у детей интереса к миру животных. Разнообразные формы работы с детьми по ознакомлению с животными учат ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе рождаются самостоятельные суждения, умение обобщать, замечать изменения, что приводит к постепенному накоплению и углублению знаний. Чтобы воспитать у детей эмоционально-положительное отношение к животным, важны не только знания, но и воспитание гуманных чувств, положительного опыта общения с животными. Проект знакомит детей с миром животных, дает представления о среде их обитания, отличительных особенностях диких и домашних животных. Способствует развитию кругозора детей, воспитанию любви, уважение к природе.
Итогом работы по данному проекту стало то, что дети осознали необходимость бережного отношения к животным, они получили первичные представления о животных. Проект позволил детям углубить и накопить знания, расширить представление о повадках и потребностях животных, развить внимательное, чуткое отношение ко всему живому.
Таким образом, я считаю, что проектная деятельность одна из эффективных средств формирования экологической культуры дошкольников.
1. Подведение итогов.
Этичное отношение ребенка к животному должно начать формироваться в семье с первых лет жизни ребенка. Главным воспитывающим фактором является пример родителей и других взрослых, окружающих ребенка. Доброе обращение с домашними животными : исключение грубого обращения с ними, причинения им боли, внушения страха - должно стать нормой отношения к животным для ребенка. Взрослые должны с серьезностью относиться к потребностям животных, удовлетворять не только их потребности в пище, воде, моционе, но и в общении; животные могут страдать от одиночества, бездействия, скуки. Из поведения взрослых ребенок должен усвоить, что животные - тоже члены семьи, что их потребности важны, что они могут чувствовать и понимать окружающее в большой степени, как и люди. Ребенок может понять, когда взрослые испытывают ответственность за судьбу животного, за его психическое и физическое состояние, - и для ребенка становится нормой помнить об интересах животного. Воспитывающим моментом для ребенка может служить не только обращение с домашними животными; взрослые должны всегда комментировать поведение или состояние животных, которых ребенок наблюдает в природе. Взрослый должен рассказать о жизни животного муравья, червя, жука, гусеницы, вороны, воробья; показать, как осмысленно поведение каждого; отметить ум вороны и воробья, плодотворный труд муравья, рассказать о будущем чудесном превращении гусеницы в бабочку; указать на недопустимость причинения им боли или умерщвления их. Ребенок должен почувствовать в словах взрослого его уважение к жизни этих существ, восхищение их гармоничным слиянием с природой, их эстетическим обликом. Земля – наш большой дом, в котором мы все живем. А хозяин в этом доме человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым.