Насретдинова Елена
Выступление на родительской конференции «Раннее детство — фундамент общего развития ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте уважаемые родители!
Тема моего выступления воспитываем самостоятельность.
Воспитывая ребенка, заботливые родители стараются давать ему самое лучшее, оберегать от всяческих проблем и забот. Полагая, что кроха еще очень мал, мы отстраняем его от выполнения вполне посильных для него дел, тем самым мешая ему развиваться. Мы даже не подозреваем, что наши дети способны на большее.
Публикация «Выступление на родительской конференции „Раннее детство — фундамент общего развития ребенка“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Основное правило воспитания самостоятельности: не надо делать за ребенка то, что он способен выполнить сам. В раннем возрасте самостоятельность хорошо воспитывать через такой вид детского труда, как самообслуживание.
Впервые с проблемой самостоятельности родители сталкиваются, когда малышу исполняется два года. Период два - три года называют кризисом " Я сам", и неспроста: именно в этом возрасте ребенок впервые осознает, что он отдельная от родителей личность, что он не продолжение, не часть мамы или папы - а самостоятельный человек. К двум годам активность ребенка возрастает : он поднимает ручки, когда вы надеваете на него платье, свитер, просовывает руки в рукава пальто, которое вы держите. Малыш может самостоятельно снимать некоторые предметы одежды (шапку, платок, развязанный вами, носки, колготки, но все еще очень неумело. Обязательно подмечайте прежде всего успехи малыша, не фиксируя внимания на его промахах, неудачах, тогда он обретет уверенность в себе, не будет бояться ошибок.
К 3 годам ребенок может уже сам одеться и раздеться. Но некоторые родители ошибочно думают, что ему, еще такому маленькому, это не так уж и нужно. Мама сама сделает все быстрее и лучше, а вот когда он подрастет, то все придет само. И получается, что в 3 года, когда ребенок заявляет «я сам», мы ему не позволяем сделать того, за что в 5— 6 лет будем упрекать: «Ты уже большой, одевайся сам». Ребенок же в ответ капризничает, требует, чтобы его одевали раздевали, а самостоятельно все делает небрежно, плохо.
Вы, конечно, замечали, как ваш малыш, застегивая пуговицу или снимая платье, высовывает язык, пыхтит или, наоборот, задерживает дыхание, «помогает» себе всем телом. Безусловно, ему нелегко, ведь его пальчики еще так слабы и непослушны, а действия сложны и в то же время так интересны. И потому ему хочется с ними справиться самому!
Эти на первый взгляд элементарные действия самообслуживания открывают большие возможности для развития малыша : – крепнет его рука, она «учится» сгибаться и разгибаться, соразвивается умение фиксировать взглядом движения рук, контролировать совершаемое движение сначала визуально, а затем и через «мышечное чувство»; – ребенок учится различать и сравнивать особенности совершаемых действий, оценивать их качество, отличать правильное от неправильного, а значит, и исправлять ошибки; – развивается умение устанавливать связь между совершаемым действием и получаемым результатом. Все перечисленные умения, приобретаемые ребенком при самообслуживании, важны для его успешного участия в любой продуктивной деятельности. Итак, ребенок хочет, но еще не умеет действовать с предметами — одеждой или обувью.
Все его внимание направлено на результат, а не на способ действия, поэтому он стаскивает с себя платье (колготки, рубашку, а не снимает. Вот как ребенок действует с колготками: взявшись за резинку, спускает их до колен и, не выпуская резинки из рук, стоя, выдергивает из чулка сначала одну, затем другую ногу - в результате один или оба чулка обязательно выворачиваются наизнанку. Если оба, то колготки, хотя бы и наизнанку, надеть потом будет несложно. А если один? Как их надеть? Взрослый, естественно, берет вещь из рук ребенка и начинает выворачивать ее и надевать на малыша. Поэтому, если мы хотим, чтобы ребенок действовал сам и на положительном эмоциональном фоне, надо придерживаться принципа: раздевание должно «готовить» одевание, то есть одежда и обувь должны быть сняты и положены таким образом, чтобы облегчить ребенку последующее одевание
Ну и как же, например, снять и положить колготки, чтобы успешно подготовить их беспроблемное надевание? Прежде всего, подчеркнем, что у ребенка должны быть стульчик, на котором он одевается и раздевается перед сном, на прогулку, а также вешалка для верхней одежды, расположенная на уровне его роста. Итак, снимаем колготки: – стоя около стульчика спиной к сиденью, двумя руками держа за резинку, малыш спускает их ниже колен; – садится на стул; – берется одной рукой за пятку, а другой за носок чулка (вы, конечно, рассмотрели с ним, что на колготках есть пятка и носок); – тянет поочередно чулки вниз. Чтобы затем надеть колготки без проблем, надо определенным образом положить их на сиденье стула. Оказывается, если положить колготки на сиденье стула резинкой к краю и одним швом вверх, то стоит взять их двумя руками за резинку и сесть на стульчик (не вертя вещь в руках, как левый чулок окажется обязательно у левой ноги, а правый — у правой. Теперь можно смело всовывать поочередно ноги в чулки, ошибок не будет. Обратите внимание, сколько надо совершить разных действий, которые не позволят колготкам вывернуться наизнанку и не потребуют мучительных поисков, где левый, где правый чулок. А ведь еще надо знать, где у колготок резинка, чулки, пятка, носок, шов. Вдумайтесь, если мы, взрослые, тщательно продумаем все действия ребенка, то, безусловно, сумеем найти способ, как облегчить сложный для него процесс, поможем ему стать самостоятельным. Ведь это нам легко из любого положения, не глядя, взять и надеть любой предмет одежды! А малышу?
Что же могут уметь дети 2 - 3 лет. Одевание - раздевание.
1. Надевать и снимать носки, гольфы, колготки - самостоятельно.
2. Надевать и снимать штаны, шорты, юбки - самостоятельно. 3. Обувать и снимать сандалии, ботинки, сапоги - с небольшой помощью взрослых.
4. Надевать и снимать кофту, куртку - с помощью взрослых.
5. Вешать и складывать одежду в шкаф и на стульчик - с помощью взрослых.
Умывание.
1. Засучивать рукава перед умыванием с небольшой помощью взрослых.
2. Брать мыло из мыльницы, руки намыливать, мыть круговыми движениями, отжимать их после мытья, закрывать кран, снимать полотенце, вытирать руки насухо, вешать полотенце на место - самостоятельно.
3. Не мочить одежду.
4. Не лить воду на пол в целях безопасности.
Питание.
1. Держать ложку тремя пальцами.
2. Есть аккуратно, с закрытым ртом, не проливая из ложки суп.
3. Из - за стола выходить, полностью прожевав пищу.
4. Пользоваться салфеткой.
5. Говорить спасибо.
И в заключении хочу пожелать Вам, уважаемые родители здоровья, терпенья и уважения к своим детям. Ведь родительство – это искусство, которому не учат ни в одном институте. В тоже время на родителях лежит огромная ответственность, ведь именно от вас, уважаемые родители и от вашего воспитания зависит каким вырастит ваш ребенок.